Открытый урок по математике по теме Симметрия на клетчатой бумаге (3 класс)

Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ ООШ с. Киевского Зам. По УВР МБОУ ООШ с. Киевского
М. В. Карпенко Т. П.Абузярова
01.12.2015 г. 01.12. 2015 г.

Тема урока: симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач.
Тип урока: комбинированный.
Цель: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие о “симметричных фигурах”;
- сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;
- сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- коммуникативные качества;
- практические умения;
- навыки рефлексии (самоанализ деятельности).
Воспитательные:
- расширять знания о правилах этикета;
- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).
Оборудование: геометрические фигуры, 3 конверта  с симметричными и несимметричными фигурами, мультимедийный проектор, презентация.
Методические приёмы:
-словесный;
-наглядный;
-практический
Ожидаемые результаты:
1.     Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь определять симметричные фигуры, проводить ось симметрии.
2.     Расширение кругозора, представления о мире.
3.     Развитие коммуникативных качеств.
  
Ход урока.
1 Организация
- Вот и прозвенел звонок,
Начинаем мы урок
Подтянулись, улыбнулись
И за парты тихо сели.
2. Устный счет.
1) «Не подведи свой ряд». С каждого ряда вызывается по одному ученику. Работа у доски «Соедини пример с правильным ответом».
21:3 18:9 32:4 72:8 15:5 40:8 54:9 28:7
 
2 7 6 5 8 3 4 9
 
24:6 81:9 63:9 30:5 56:7 21:7 35:7 12:6
 
 
9 8 7 5 4 6 2 3
 
18:3 28:7 35:5 48:6 54:6 45:9 24:8 16:8
 
7 5 9 4 3 2 6 8

Остальные учащиеся работают с учителем. (слайд 1)
2. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового.
Одинаковые платья,
Одинаковые бантики,
Одинаковые тапочки,
Одинаковые волосы.
Два похожих голоса,
И по лицам сёстры тоже,
Как две капельки похожи:
И глазоньки, и носы:
Ведь сестрички – близнецы!
Две родных сестрички,
А зовут их Симметрички!
- Почему этих сестёр так назвали?
- Как думаете, о чём сегодня на уроке будем говорить?
- Какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 2: название темы)
Работа по учебнику и рабочей тетради.
- Откройте учебник на стр. 86. Прочитайте название темы.
№381- Как называется линия, относительно которой лежат точки?
- Прочитаем определение на стр. 87.
- Вспомните, что такое симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии?
- Где в жизни можно столкнуться с симметрией?
- Чему должны научиться на уроке?
Сегодня вы узнаете:
Что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.
Научитесь отмечать точки, симметричные данным, относительно прямой.
Поработаем над развитием математической эрудиции и исследовательских навыков; 4) поучимся общаться и помогать друг другу.
- Поработаем в парах..
На партах по комплекту геометрического материала (квадрат, четырехугольник, круг, прямоугольник).
Мы сейчас вспомним элементы геометрии.
- На прошлом уроке вы уже получили некоторые представления о симметрии. Сейчас мы их вспомним. Сначала назовите геометрические фигуры.
- Как проверить, все ли фигуры симметричные? Сколько осей симметрии имеет каждая фигура? (Перегибанием.)
– Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связана с симметрией”
(Работа в парах.)
- Перегибая фигуру, что вы должны выяснить?
 (Совпадут ли две ее части при сгибании по оси симметрии. Сколько линий сгиба, при которой совпадают половинки, столько и осей симметрии.)
Вывод. Квадрат, круг, прямоугольник имеют ось симметрии, четырехугольник нет. У квадрата – четыре, у прямоугольника – две оси симметрии, у круга – несколько.
Вопросы:
1.Все ли фигуры симметричны?
Сколько осей симметрии у прямоугольника? Квадрата? Круга?
Задание № 1.
- Найдите на карточке симметричные и несимметричные предметы.

№381- Как называется линия, относительно которой лежат точки?
- Откройте рабочую тетрадь на стр.52.
- Как определить место симметричной точки? (посчитать клеточки)
Работа в тетради:
- Обведите 2 клеточки, перенесите их через ось симметрии.
-Выполните задание №184.
- Проверьте у соседа по парте правильность выполнения задания.
- Если есть ошибки, поднимите красный кружок.
№185.
- Какая получилась фигура? (Несимметричная)
№186
- Кто у вас получился?
Микро итог. Чему учились? Можно ли сказать, что вы хорошо усвоили эту тему?
Работу будем продолжать.
Где можно применять в жизни новые знания?
Физминутка «Робот»(в музыкальном сопровождении)
Физкультурная минутка.
5. Закрепление ранее пройденного материала.
А теперь давайте вспомним тему прошлых уроков и закрепим изученное. Что нужно вспомнить перед тем, как вы проверите свои знания, а я – ваши, работая самостоятельно? (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.)
Что нужно помнить? (Первыми выполняют сильные действия – деления и умножения, а если есть скобки, то действие в скобках.)
6. Самостоятельная работа. Самопроверка порядка действий.
1)Работа в тетради «Дружим с математикой» стр.53 № 188.
2) №385 1-й столбик коллективно;
- Ось Симметрии приготовила нам сюрприз, о котором мы узнаем, решив примеры самостоятельно.
Самостоятельно: 500+6*7 245-6*8
(два ученика- у доски) Самопроверка
И так, наш сюрприз слова – палиндромы.
- «Палиндромы» (греч.)– это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Палиндромы, подобно симметричным фигурам также переходят сами в себя, но не при зеркальном отображении, а при прочтении их в противоположном направлении. Интересно то, что графическое изображение некоторых палиндромов также имеет ось симметрии:
ПОП                                ПОТОП                               
 ТОПОТ
- Напечатайте эти слова.
А роза упала на лапу Азора.
3) № 378.
( на доске- схема к задаче)
Прочитайте задачу, восстановите ее по схеме
-Как передвигались туристы?
- Что знаем о передвижении на плоту?
- А пешком?
-Как узнать длину всего маршрута?
-Запишите выражением.
4) №389
Варианты: 22, 26, 30

- В каком числе есть симметрия?
6) №391 (15 этажей)
- Симметрично количество этажей относительно восьмого этажа? (Да)
Итог урока.
- Какие фигуры вы можете назвать симметричными?
- Приведите примеры симметричных фигур.
- Можно ли считать симметричной фигуру человека,  у которого вырвали зуб?