Программа элективного курса по математике Задачи на смеси и сплавы (9 класс)


Программа элективного курса
«Задачи на смеси и сплавы»
для учащихся 9 класса
общеобразовательной школы
Содержание
Аннотация.................................................................................. 3
Пояснительная записка........................................................... 4
Учебно-тематическое планирование.................................... 11
Содержание программы.......................................................... 12
Методическое содержание программы................................. 14 Организация проведения аттестации учащихся................. 17
Список рекомендуемой литературы....................................... 19
АННОТАЦИЯ
Понятие «процента» вошло в нашу жизнь не только с уроками в средней школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, но и с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений.
Элективный курс «Задачи на смеси и сплавы» призван помочь учащимся систематизировать знания и умения по теме проценты, повысить свою математическую и алгоритмическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных задач по алгебре, освоить эвристические подходы к решению творческих задач, а также сформировать привычку поисковой активности, существенную отнюдь не только при занятиях математикой, но и в обыденной жизни. Эта программа для тех, кто изучает математику, химию, кому завтра предстоят экзамены выпускные, кому в повседневной жизни приходится производить расчеты на определение концентрации раствора.
Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использовать точные науки или приобрести вне профессиональное увлечение.
Материал курса поможет учителю при выборе тематики занятий математического кружка для учащихся 8—9 классов, этот же материал и обширный список литературы будут полезны школьнику при выполнении реферативной творческой работы соответствующей тематики, а также при изучении других школьных дисциплин.
Пояснительная записка
            Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документах:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы ./ авт-сост. Т.А.. Бурмистрова 2008.
Так же данная программа написана с использованием научно-методических и методических рекомендаций:
Методические рекомендации  по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Математика. / Авт.-сост. Ф.С. Мухаметзянова Ф.С.; Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
Учебно-методический комплекс по элективному курсу/ Авт.- сост. Ф.С. Мухаметзянова – Ульяновск: УИПК ПРО. - 2005.
Актуальность курса:
Предлагаемый элективный курс посвящен одному из важнейших разделов математики «Текстовые задачи. Задачи на смеси и сплавы». В рамках общеобразовательной школы процентам уделяется несправедливо мало времени, а, следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного оперирования ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным. Проценты изучаются на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения и многие выпускники школ даже не приступают к их решению.
Место курса в системе школьного математического образования.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, который можно изучать с учащимися 8-9 классов в любое время учебного года.
Основу изучаемого курса составили: изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельная работа.
Предлагается рассмотрение задач на сплавы и смеси, которые демонстрируют учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, задач технологии производства, знакомит с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Уровень задач варьируется от простых до трудных.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Цели курса:
* обобщение, углубление и систематизация знаний учащихся по решениюзадач на проценты;
* научить решать текстовые задачи, связанные с физико-химическими процессами;
*подготовить к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ;
* способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности, развитию практических способностей, необходимых человеку для общей социальной ориентации.
Задачи курса:
* актуализировать ранее изученный и новый материал для обеспечения ученикам достаточно высокого уровня компетентности по этой теме;
* способствовать развитию учащихся в отношении интеллекта, способностей, мотивации, навыков самостоятельной деятельности;
* сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности и для решения задач из смежных дисциплин;
* совершенствовать навыки работы со справочными пособиями, МК и ПК;
* помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Требования к уровню подготовки учащихся

По результатам изучения предлагаемого элективного курса учащиеся должны знать:
определение процента;
способы решений основных типов задач на проценты;
основные допущения, используемые в задачах по теме “Сплавы и смеси”;
массовую концентрацию, объемную концентрацию, процентное содержание вещества;
общие подходы к решению задач по теме “Сплавы и смеси”.
Учащиеся должны уметь:
* соотносить процент с соответствующей дробью ( 50% -1/2 ; 20% - 1/5 ;
25% - ¼; и т.д.);* применять формулы "простых" и "сложных" процентов, формулы
массовой концентрации вещества, формулы процентного содержания
вещества;
* сочетать устные и письменные приёмы вычислений, использовать приёмы,
рационализирующие вычисления.
* выполнять
- поиск необходимой информации, связанной с процентами, смесями, сплавами, возможно, исторических сведений и интересных фактов, связанных с решением задач на процентные вычисления;
-отбор информации, выделение в ней главного и второстепенного; соотнесение со сведениями, полученными на занятиях в рамках предложенною курса; - представление результатов исследования (текстовое или компьютерное представление) с использованием наглядной информации (фотографии, иллюстрации, чертежи, математические выкладки и др.).
Ожидаемые результаты:
.овладеть идеями и методами курса.
.повысить интерес учащихся, у которых не проявляется заметная склонность к математике.
.способствовать к более глубокому изучению математики
Краткое описание состава и структуры содержания курса
Для лучшего усвоения данного курса учащимися должны быть предварительно освоены следующие разделы из общеобразовательного курса:
- Проценты. (5 класс);
- Нахождение дроби от числа (6 класс);
- Нахождение числа по его дроби (6 класс);
- Отношения (6 класс);
- Пропорции (6класс).
Ведущими единицами содержания программы являются темы: проценты, основные задачи на проценты, задачи на составы, смеси, растворы, концентрацию.
1. Проценты. Основные задачи на проценты. Рассматривается история появления процентов, устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины);
б) нахождение числа по его проценту;
в) нахождение процента одного числа от другого.
Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Задачи на сплавы, смеси, растворы, концентрацию. Учащиеся должны усвоить понятия концентрации вещества, процентного раствора. Способствовать формированию работать с законом сохранения массы. Эти сведения необходимы для применения в быту, в консервировании, кулинарии, при пользовании предметами бытовой химии.
Для развития способностей учащихся используются задачи творческого уровня.
Общая характеристика учебного процесса.
В теоретическом плане методы решения основных задач на проценты представляют собой самостоятельный, в определенном плане даже изолированный, фрагмент математической теории, причем сложность чисто математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. «Сильные» учащиеся имеют много шансов на его самостоятельное изучение.
Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у учащихся остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от работы с процентами: изученное в 5 классе в последующие годы легко забывается, и даже простые практические задачи на проценты начинают вызывать серьезные затруднения.
При решении задач предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Однако отметим, что в ряде случаев необходимо считать устно. Устный счет приучает к рациональным вычислениям, помогает сопоставлять, сравнивать показатели, прикидывать в уме результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень важно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить ее половину; чтобы найти 20% величины, надо найти ее пятую часть; что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем ее 10%; что треть величины – это примерно 33%.
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно использовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «Опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся можно давать задания повышенной трудности. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действия и названия ответа.
Формы занятий;
. лекция;
- беседа;
. практикум по решению задач;
. самостоятельная работа;
. урок с использованием игровой деятельности;
- семинар-презентация.
Формы контроля;
. самостоятельная работа;
. проверочная работа;
. тестирование.
. творческая индивидуальная работа.
Для достижения целей курса предлагается следующие способы организации деятельности учащихся на различных уроках:
на уроках-лекциях учащиеся учатся конспектировать, анализироватьвозникновение новых методов решения задач;
на уроках-беседах совместными усилиями учителя и учащихся решаются ключевыезадачи;
на уроках-практикумах учащиеся самостоятельно решают задачи, добиваясь тех или иных навыков, анализируют ошибки и пути их исправления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учеников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком к развитию интереса к предмету и вызвать желание узнать больше .
Содержание программы
1.Что надо знать о процентах? (2 ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Устраняются проблемы в знаниях по решению основных задач на проценты: что такое проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.
2 .Различные способы решения задач (2 ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Рассматривается запись условия задачи на смеси и сплавы в виде таблицы, решение задач с помощью уравнения, системы уравнений, по правилу «креста».
3.Задачи на понижение и повышение концентрации(4ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Концентрация вещества, процентное содержание вещества – введение соответствующих понятий и формул.
Определение концентрации раствора по известному количеству его компонентов: растворенного вещества и воды (спирта).
Определение количества одного из компонентов раствора по известной концентрации и количеству другого компонента (обратная задача).
Определение новой концентрации раствора после добавления к нему некоторого количества раствора другой концентрации и одного из компонентов раствора.
Определение количества добавленного в раствор компонента.
4.Задачи на «высушивание» (2 ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Задачи связаны с процессами испарения и сушки (удалением из растворов или продуктов влаги): определение количества выпаренной воды; определение количества продукта до и после сушки; определение влажности продукта до и после сушки.
5.Задачи на смешивание растворов разных концентраций(3 ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Задачи на:
смешивание двух веществ с определенным содержанием компонентов, выраженным в большинстве случаев в процентах: один из компонентов в некотором количестве добавляется в смесь (сплав), и получается новая смесь (сплав).
- смешивание двух смесей (сплавов) с разным содержанием компонентов целиком или их некоторого количества для получения нового сплава;
- смешивание (сплавление) одного или двух смесей(сплавов), состоящих из двух компонентов, с одним из компонентов или друг с другом в двух вариантах исполнения.
6.Задачи на переливание(2 ч)
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Задачи на переливание части раствора из первого сосуда во второй, а затем его перемешивание и добавление части раствора в первый; переливание части раствора из одного раствора в другой.
7.Защита творческих работ учащихся(2 ч)
Форма проведения занятий: семинар-презентация, деловая игра.
Защита проектов, творческих работ в присутствии других учащихся, учителей, родителей.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
1. Подготовка сообщений, рефератов на темы, предложенных учителем или подобранные самостоятельно.2.      Составление карточек-информаторов по решению задач.
3.      Разработка проектно- исследовательской или творческой работы.
Темы: «Исторические сведения о процентах», «О чем рассказывают проценты», « Смеси и растворы в повседневной жизни», «Химия + Математика».
Методическое содержание программы
1.Что надо знать о процентах?
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: повторить понятие процента, решение задач на проценты.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать о широком применении процентных вычислений в жизни,
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специальногоспособа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% - 1/2; 20% - 1/5; 25% - 1/4 и т.д.);
решать основные задачи на проценты;
Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- процентных вычислений людям различных профессий (экономисту, банкиру, статисту, инженеру и т.д.);
- решения математических, химических, физических, биологических
задач школьнику и студенту.
2 .Различные способы решения задач
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: рассмотреть различные способы решения задач на смеси и сплавы.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- знать способы решения задач на смеси и сплавы: с помощью уравнения, системы уравнений, по правилу «креста»;
- понимать содержательный смысл терминов «смесь», «сплав»;
- уметь записывать условие задачи на смеси и сплавы в виде таблицы,
решать линейные уравнения и системы линейных уравнений,
задачи на смеси и сплавы.
Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- решения задач на уроках химии;
- получения растворов и смесей в медицине, кулинарии, консервировании,
при приготовлении пищи.
3. Задачи на понижение и повышение концентрации
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: сформировать умение работать с законами сохранения массы.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- знать формулу содержания примеси основного вещества в смеси,
алгебраические способы решения задач на смеси и сплавы;
- понимать содержательный смысл понятий «концентрация вещества»,
«процентное содержание раствора»;
- уметь составлять пропорции, находить неизвестные члены пропорции,
выражать проценты в виде десятичной дроби и десятичные дроби в
процентах,
применять соответствующие понятия и формулы при решении
задач на концентрацию смесей и сплавов.

Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- изменения концентрации растворов и смесей в быту,
- приготовления смесей, растворов при строительстве, лепке, приготовлении
красок в художественных мастерских, химических производствах.
4. Задачи на «высушивание»
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: сформировать умение решать задачи на высушивание.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- знать формулу влажности,
алгебраические способы решения задач на высушивание;
- понимать , что означает процесс испарения и сушки, понятие «влажность»;
- уметь составлять пропорции, находить неизвестные члены пропорции,
выражать проценты в виде десятичной дроби и десятичные дроби в
процентах,
применять соответствующие понятия и формулы при решении
задач на высушивание,
решать задачи арифметическими и алгебраическими способами.

Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- определения необходимой массы ягод, грибов для сушки;
-нахождение количества соли при выпаривании в пищевой промышленности;
- определение влажности зерна лаборантам.
5. Задачи на смешивание растворов разных концентраций
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: сформировать умение решать задачи на смешивание.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- знать алгебраические способы решения задач на смеси и сплавы;
- понимать , что означают термины «концентрация», «смесь»;
- уметь определять тип задачи , решать задачи арифметическими и алгебраическими способами.

Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни дляопределения концентрации растворов в пищевой промышленности, на уроках химии, в быту.
6. Задачи на переливание
Форма проведения занятий: лекция, беседа, практикум по решению задач.
Основная цель: сформировать умение решать задачи на переливание.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- знать приемы и способы решения текстовых задач,

- понимать , что при решении задач на переливание выполняются допущения: «закон сохранения масс» и «закон сохранения объемов»,как для всей смеси, так и для каждого из ее компонентов;
- уметь составлять уравнения и пропорции для решения задач на
переливание,
определять плотность раствора,
решать задачи арифметическими и алгебраическими способами.
Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- решения задач на уроках химии,
- выполнение производственных задач в химической , пищевой промышленности, быту.
7. Защита творческих работ учащихся
Форма проведения занятий: семинар-презентация, деловая игра.
Основная цель: показать результаты учебной деятельности по изученному материалу.
В результате учащиеся должны
знать какие требования предъявляются к творческим работам,
понимать различия между рефератом и сообщением, проектом и исследованием,
уметь грамотно оформить свою творческую работу,
выступать в присутствии учащихся, учителей, родителей.
Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для- самоопределения в дальнейшей учебной деятельности,
- самоутверждения в классном коллективе.
Организация проведения аттестации учащихся.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса « Задачи на сплавы и смеси» предусмотрена с учетом самостоятельно выполненных работ учащимся (карточки, сообщения, рефераты, отчеты об исследованиях литературы, презентации). Итоговая оценка предполагается накопительной, то есть результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании изучения курса. Конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащегося, его участия в проведении занятий.
Возможные критерии оценок:
«5» (отлично) – учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных математических задач, в работе над индивидуальными домашними заданиями ученик продемонстрировал умение работать с литературными источниками, он отличался активным участием при обсуждении решения задач, изучаемых в данном курсе; творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий.
«4» (хорошо) – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; ученик справился с написанием реферата и выполнял домашние задания, но без проявления явных творческих способностей.
«3» (удовлетворительно) – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнить такие задания, как написание реферата.
«2» (неудовлетворительно) – ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, он халатно отнесся к написанию рефератов и выполнению индивидуальных домашних заданий; он уклонялся от участия в обсуждение подходов решения задач.
Литература.
Литература для учителя.
Виленкин, Н.Я.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд./Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008.
Виленкин, Н.Я.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд./Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 2003.
ДепманЯ.И. За страницами учебника математики: пособие для учителя
и учащихся. –М.: Просвещение, 2005.
5. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. - СПб., 1997.
6. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С.,
Мищенко Т.М., Росолова Л.О., Суворова С.Б. Курс по выбору для IX
класса. «Избранные вопросы математики» // Математика в школе №10-
2003, стр 2-36
7. Есина И.Г., Салихина И.А. Экономика на уроках математики:
Методические рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-40стр
8. Задачи на смеси и сплавы./ Н.И. Прокопенко. – М.: Чистые пруды,
2010.- 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 31)9. Литвинова И.Н., Ткаченко Е.Н., Гаврилова М.А. Задачи на смеси, сплавы
и проценты (практико-методический аспект) Пенза, Изд-во
Пензенского государственного педагогического университета, 2004.
Мухаметзянова Ф.С. Учебно-методический комплект по элективному курсу. Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.
11. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.- М.:
ВАКО, 2009.
12. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под
редакцией М.И. Сканави. М., “Высшая школа”, 1995.
13. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты. // Математика в
школе. 1998, №4.
14.. Симонов А.С. Сложные проценты. // Математика в школе. 1998, №5.
15. Семенко Е.А. Прикладные курсы разных направлений // Математика в
школе №4-2005, стр 45-51
16. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного
обучения. Часть 4. Методические рекомендации по математике/ Авт.-
сост. Ф.С.Мухаметзянова; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной.-
Ульяновск : УИПКПРО, 2005.-104с.
17. Соломоник В.С., Милов П.Н. Сборник вопросов и задач по математике. Изд.4—е допол. –М.: 1998.
18. Спецкурс по математике «Абитуриентская подготовка по математике.
Решение текстовых задач»/ Н.В.Уварова.- «Современный урок», 2010
год, №5-8.
Соломоник В.С., Милов П.Н. Сборник вопросов и задач по математике. Изд.4—е допол. –М.: 1998.
Спецкурс по математике «Абитуриентская подготовка по математике. Решение текстовых задач»/ Н.В.Уварова.- «Современный урок», 2010 год, №5-8.
Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. М.:Вита-Пресс, 2004
Энциклопедия для детей. Том 11. математика.- М.Аванта+. 1998
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия.- М.Аванта+. 2001
Энциклопедия для детей. Том 17. Экология.- М.Аванта+. 2001
Литература для учащихся:
Виленкин, Н.Я.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учрежд./Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –
М.: Мнемозина, 2008.
2. Виленкин, Н.Я.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учрежд./Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –
М.: Мнемозина, 2008.
3. ДепманЯ.И. За страницами учебника математики: пособие для учителя
и учащихся. –М.: Просвещение, 2005.
4. Есина И.Г., Салихина И.А. Экономика на уроках математики:
Методические рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-40стр.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе. -М.: Просвещение, 1983 г.
6. Математический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия, 1988.
7. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под редакцией
М.И. Сканави. М., “Высшая школа”, 1995.
8. Энциклопедия для детей. Том 11. математика.- М.Аванта+. 1998
9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия.- М.Аванта+. 2001
10. Энциклопедия для детей. Том 17. Экология.- М.Аванта+. 2001
Учебно-тематическое планирование.
№п/пСодержание Кол-во часов Форма проведения занятий Организация самостоятельной деятельности Наглядность Образовательный продукт Формы контроля
само
взаимоучитель Литература Примечание
Все
го Лекций Др. Виды занятий Задачи на смеси и сплавы
17 5,5 11,5 1 . Что надо знать о процентах? 2 1 1 Лекция
практикум Тестирование
Интернет Таблица Конспект
Карточка
Реферат
Презентация Учитель 1 ; 2 ;
3 ; 4;
8 ; 11 2.Различные способы решения задач 2 1 1 Лекция
Практикум Собеседование Таблица Конспект
Сообщение само
учитель 8 ; 14 3. Задачи на понижение,
повышение концентрации 4 1 3 Лекция
Практикум
ПрактичРабота
Инд. задания Плакаты Конспект
Справочник само
взаимоучитель 8 ; 9 ; 18 4. Задачи на «высушивание» 2 0,5 1,5 Лекция
Практикум
Практическая работа Рисунки, фотографии Конспект
Набор рис. само
взаимоучитель 8 ; 18 .5. Задачи на смешивание растворов разных концентраций 3 0,5 2,5 Лекция
Практикум
Интернет
Письменная работа Демонстрация процесса Конспект
Справочник взаимоучитель 8 ; 9 ;
18 6. Задачи на переливание 2 0,5 1,5 Лекция
Практикум
Практи-кум Демонстрация процесса Конспект
Справочник взаимоучитель 8 ; 18 7. Защита творческих работ учащихся 2 1 1 Защита проектов
Деловая игра Интернет
Работа с литерату-рой Реферат
Выступление
Презентация проектов само
взаимоучитель