Родительское собрание. Подготовительная группа. Готов ли Ваш ребёнок к школе?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида №22 п. Стодолище.













Учитель – логопед Пантюхова Т.В.

2015 год.
Готов ли Ваш ребёнок к школе?
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной деятельности существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: - хорошее физическое развитие ребенка; - развитый физический слух; - развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; - нормальное функционирование ЦНС; - владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции); - произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; - познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности, мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
О психологической готовности детей Вам уже рассказала Татьяна Владимировна.
Я же хочу более подробно остановиться на речевом развитии будущих школьников.
Образовательная область «Речевое развитие»
У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Итак, особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Уточним их. 1. Сформированность звуковой стороны речи. 2. Полная сформированность фонематических процессов. 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных. 5. Сформированность грамматического строя речи.
Как правильно оценить состояние речи своего ребенка? Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. Для того чтобы правильно оценить уровень речевого развития ребенка, необходимо познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка, большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения в школе.
Анализ литературы позволил выявить следующие трудности, возникающие у детей: 1.Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношениемзвуков всех фонетических групп. 2. Не полная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, недифференцируют звуки родного языка. 3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова суменьшительноласка тельным значением, не умеют 
образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от 
существительных. 5. Не сформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развернутой фразовой речью, не умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов впредложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание. Таким образом, формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях и семье.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
6 лет

Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.


Меня, конечно порадовали наши дети. В начале сентября, при обследовании, мною было выявлено большое количество нарушений речи у детей. На сегодняшний день, можно сказать, что 20 детей, по своему речевому развитию, готовы к обучению в школе. У остальных детей ещё есть недостатки в речевом развитии. Итак, остановлюсь подробнее.
Звукопроизношение - 16 детей близко к норме, у 7 человек нарушено по одному звуку – «Р», и у оставшихся 4 детей нарушено несколько звуков.
Фонематическое восприятие – у 20 детей в пределах нормы, у 7 обратить внимание.
Анализ и синтез слов – 22 ребёнка выделяют начальный звук, 5 выделяют с помощью.
Словарный запас у всех детей ниже нормы, но в допустимых пределах у 20 детей, а 7 нужно обратить внимание.
Связная речь – рассказ - описание с незначительной помощью составляют 17 детей, на остальных надо обратить внимание.
Почти у всех детей недостаточно сформирован темп речи. Им всем надо так быстро высказать, то, что им сейчас пришло в голову, что зачастую, невозможно понять о чём они говорят.
Хочу сказать, что, даже получив такие результаты, успокаиваться рано. Первое на что надо обратить внимание- это на то, чтобы при говорении у детей работали губы, чтобы они не закрывали рот руками.
Второе – если ребёнок всё ещё неправильно произносит звук в речи- «перестать» его слышать.
Третье, перестать выполнять просьбы ребёнка, по жесту или односложной просьбе. Предложите ему высказать своё желание в развёрнутой форме.
Научитесь «шантажировать» своих детей, будьте хитрее. Например, ребёнок не хочет заниматься. Скажите, что у вас устали глаза и чтобы вам стало легче, он должен вам почитать буквы и т. д.
Оставшееся время необходимо использовать для того, чтобы помочь детям подготовиться к школе.
Успехов, Вам, в этом не легком деле!
Родительское собрание
(подготовительная группа)
Готов ли Ваш ребёнок к школе?Arial Black