Консультация для родителей на тему Готов ли ваш ребёнок к школе. Как ему помочь?


Консультация учителя - логопеда
для родителей учащихся 1 классов
на тему:
«Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»
Поступление в школу – начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
На пороге школы вы всегда задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи. Почему? Устная речь вашего ребенка - прочный фундамент для успешного обучения и  плавного его погружения в мир письменной речи - чтение и письмо.
Для того что бы определить, готов ли ваш ребёнок к школе именно в речевом развитии, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы. Если вы постоянно общаетесь с ребёнком, вам будет не сложно это сделать. Вопросы вы видите на экране. Каждый вопрос я прокомментирую. Вы должны ответить на них про себя утвердительным или отрицательным ответом.
Правильно ли ваш ребенок произносит звуки родного языка?
Может ли выделить звук в начале, середине и конце слова в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»?
Обладает ли словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него?
Правильно ли согласует слова между собой в роде, числе и падеже?
Может ли самостоятельно строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные), используя предлоги, союзы.
Может ли свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, составить рассказ по картинкам, описать окружающие предметы)?
Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (село, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы.
Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных, называть их детёнышей.
Если на все эти вопросы вы дали себе твердый положительный ответ,
ПОЗДРАВЛЯЮ!
Но что же делать, если на какой-то вопрос нет положительного ответа?
Вашему вниманию я предлагаю небольшие советы для оказания помощи вашему ребенку.
1. Если ребёнок не произносит или неправильно произносит звуки, срочно обратитесь к логопеду за консультацией. Если логопед уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи.  Этот этап  полностью зависит именно от вас! Исправление произношения в 1-м классе для многих детей является серьёзной дополнительной нагрузкой, мешающей успешному обучению.
Почему это так важно, исправить нарушенное произношение звуков? Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради ребёнка появятся так называемые «логопедические ошибки» (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и т.д.)
2. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками:
- «Где спрятался звук?» (найти картинку с заданным звуком)
- «Подбери картинки, начинающиеся со звука…»
- «Определи место звука в слове»
- «Определи первый, второй, третий и т.д. звук в слове»
3. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры:
- «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними;
- «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает);
- «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает);
Так же можно попросить ребенка:
- «Назови все свои игрушки»,
- «Назови слова, которые обозначают транспорт»,
- «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»,
- «Вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный- горячий».
- Если ваш ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.   Иногда в речи 7-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторять правильно, спокойным ровным тоном. 
 Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.
4. Если ваш ребёнок неправильно употребляет разные формы слов и делает ошибки при согласовании их между собой, вам поможет счёт предметов с обязательным их называнием (в усложнённом варианте – счёт «каких -то» предметов):
- Счёт весёлых котят, большие деревья и т.п.
- Игры с картинками «Чего не стало?» (убрать картинку), «Что без чего?» (стул без ножки), «Один-много» (кот-коты, окно- окна и т.п.)
5. Если у вашего ребёнка не очень хорошо развита связная речь, вы должны следить за тем, чтобы:
- ваш ребёнок, отвечая на ваши вопросы или в свободном общении, пользовался полными предложениями;
- при рассказе или пересказе чётко и последовательно излагал свои мысли (при необходимости нужно поправлять его).
При совместном прочтении книг разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
6. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры.
Если данный вид работы вызывает у ребенка затруднения, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.
Работа родителей должна быть направлена в нескольких направлениях:1. Развитие мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, массаж рук, лепка из пластилина, оригами…).2. Отработка дифференциации правых и левых частей тела: - Показать правую руку, затем левую.
Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;- Взять предмет то правой, то левой рукой.3. Формирование ориентации в окружающем пространстве: - Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:
«Покажи, какой предмет находится справа от тебя»
«Положи книгу слева от себя».
Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
При общении с ребёнком не забывайте использовать следующие правила:
В общении следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
Не подстраивайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
Стремясь показать ребёнку неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
 Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.  
Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.