Родительское собрание на тему Готов ли ваш ребенок к школе?


Методическая разработка родительского собрания
на тему «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
(для родителей будущих первоклассников).
Автор: Высоцкая Галина Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28» г. Курска
Залог будущей успешной деятельности школьного психолога в работе с первоклассниками – это заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества с родителями.
Важным направлением является просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам психологии личности младшего школьника. Нам представляется, что психологическое просвещение должно носить опережающий характер и направлено на профилактику проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения. С этой целью ежегодно в феврале мы приглашаем родителей будущих первоклассников на первое родительское собрание. Представленный материал может быть полезен в практической деятельности школьного психолога.
Цель собрания: помочь родителям подготовиться к изменению статуса ребенка в семье, к осознанию социальной роли «ученика», к пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием психологической готовности ребенка к обучению;
- дать практические рекомендации, советы, ответить на волнующие вопросы;
- провести анкетирование родителей с целью первичного изучения и оценки состояния здоровья будущих первоклассников.
Ход собрания
Визитная карточка.
В первой части собрания выступает заместитель директора , курирующий начальную школу, который знакомит родителей с режимом работы ОО, учителями, образовательными программами, системой воспитательной работы школы,рассказывает о школьных традициях.
Самопрезентация школьного психолога.
- рассказ о себе, о профессии школьного психолога;
- краткая справка о деятельности психологической службы школы (традиции, творческие начинания, перспективы и планы на будущее);
- график работы педагога-психолога, дни консультаций для родителей, семьи.
Мини- лекция «Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?».
«Наверное , нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, на сколько учение будет для него радостным и полезным. Все взрослые, особенно родители, должны знать возрастные особенности своего ребенка, особенности познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, особенности мотивации и деятельности, знать требования, предъявляемые школой и понимать систему взаимоотношений в системах «ребенок – учитель», «ребенок-одноклассник», «ребенок – родители».
Чтобы подготовить ребенка к школе, надо уметь
- формировать готовность и желание учиться;
- организовать жизнь и деятельность ребенка по подготовке его к школе;
- организовать сотрудничество с другими детьми в разных видах деятельности.
Если ребенок готов к обучению в школе, процесс адаптации для него будет проходить безболезненно.
Основные компоненты психологической готовности.
Анкетирование родителей (Анкета прилагается).
Рефлексия.
Каждый родитель получает памятку. Далее родители записывают вопросы и пожелания, на которые бы они хотели получить ответы. Психолог собирает их и анализирует, чтобы обсудить возникшие проблемы на последующих родительских собраниях.
Приложение №1.
Анкета для родителей будущих первоклассников.
Уважаемые родители!
Ваши дети скоро станут первоклассниками. Это очень трудный и ответственный момент для каждого ребенка. Но особенно трудно привыкают к новым условиям дети с ослабленным здоровьем, с различными особенностями поведения (раздражительность или повышенная нервная возбудимость). Для того чтобы своевременно оказать педагогическую и психологическую помощь детям, просим Вас объективно ответить на следующие вопросы:
Были ли проблемы со здоровьем в дошкольном периоде развития ребенка: тяжелые роды, травмы, частые заболевания, другое (нужное подчеркнуть).
Сколько раз и чем болел Ваш ребенок в предшкольный период? (укажите конкретно) ______________________________________
Есть ли хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности _____________________
Замечали ли признаки детской нервозности (двигательная расторможенность или заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, повышенная раздражительность, непереносимость шума, необоснованные страхи, беспокойный сон, плаксивость) подчекните.
Умеет ли ребенок быть внимательным, когда слушает, смотрит телевизор? (выбрать ответ).
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать, писать печатными буквами, может ли рисовать узоры? Может ли сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы?
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
Как быстро ребенок устает в процессе работы, усидчив ли? (да, нет)
- может работать долго (больше 30 минут), даже если не очень нравится;
- даже, если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив.
8. Владеет ли ребенок навыками самообслуживания (может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид). Приучен ли убирать игрушки, вещи?
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
9.Можно ли сказать, что он достаточно ответственен (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнить их)?
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
10. Хочет ли идти в школу?
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
11.Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению?
Да, скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет
Спасибо за сотрудничество!
Памятка родителям первоклассника.
Делайте!
- Радуйтесь Вашему сыну, дочке.
- Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тономю- Выслушивайте ребенка внимательно, не перебивая.
-Установите четкие и определенные требования к ребенку.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Будьте терпеливыми.
- Каждый день читайте с ребенком, обсуждайте прочитанное.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
-Чаще хвалите ребенка.
- Чаще отдыхайте всей семьей.
-Читайте книги по вопросам воспитания.
Не делайте!
-Не перебивайте ребенка.
-Не задавайте слишком много вопросов.
-Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
-Не заставляйте его делать что-либо, если он вертится, устал или расстроен.
- Не требуйте слишком многого.
-Не критикуйте в присутствии других людей.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или с сестрой, ни с его одноклассниками…