Доклад для родителей будущих первоклассников Готов ли ваш ребенок к школе


Родительское собрание
на тему: «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Болтнева Н.А. учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№30» г. Стерлитамак
Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.  
Еще не появилась та листва на деревьях, которая прекрасным сентябрьским днем выстелет дорогу перед Вами и Вашим ребенком в Школу, а внимательные и думающие родители уже озадачены вопросом: ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ?
Почему же этот вопрос возникает именно сейчас? Потому, что истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет...»), наконец, на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, поймет, что это - его обязанность...»).
А в школе «вдруг» у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребенка начинают возникать и расти трудности, иногда приобретая хронический характер. Вот здесь-то и выясняется, что необходимые для школьного обучения особенности познавательной, личностной и социальной сферы ребенка не были вовремя сформированы. А время ушло...
Думаю, что к вам это не относится пока, ведь у вас в запасе почти полгода на продуктивную, осмысленную подготовку вашего малыша к долгой, трудной, но, несомненно, интересной и познавательной дороге по имени «Школа».

По мнению Леонида Абрамовича Венгера, «быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Что же поможет Вашему ребенку «всему этому научиться»?

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1. социально-психологическая (в том числе мотивационная) готовность,
2. интеллектуальная готовность,
3. эмоционально-волевая готовность,
4. личностная готовность,
5. физическая готовность.
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных критериев, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Под социально-психологической готовностью понимают сформированность качеств, благодаря которым ребенок мог бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Рассмотрим мотивационную готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Мы с вами знаем, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Рассмотрим виды мотивов обучения в школе. Вот они:
1. Учебный мотив
 "хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться";
 если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
2. Познавательный мотив
 "мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают";
 одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
3. Позиционный мотив
 "хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым";
 этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
4. Игровой мотив
 "хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело";
 часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).
5. Социальный мотив
 "учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься";
 в данном случае ребенок повторяет социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
6. Внешние (для учебного процесса) мотивы.
 их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т.д.
Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка можно с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Для развития адекватной мотивации поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает. Работа идет совместно. Хороший ход -поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и
школьниками.

Итак, ребенок может хотеть в школу по разным причинам. Также мы знаем, что ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать - тогда мы говорим о наличии ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА, важнейшим, по сути, признаком готовности ребенка к обучению в школе.
Кроме мотивационной готовности требуется наличие и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ Вашего ребенка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире - это определенная функциональная зрелость структур головного мозга и развитость определенных качеств познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание; это способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление), развитая речь, концентрация и распределение внимания, дифференцированное восприятие: умение выделить фигуру из фона, мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (умение воспроизводить образец, т.е. взаимосвязь глаза и руки)).
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Для определения интеллектуальной готовности ребенка следует прибегать к помощи специалистов - психологов детского сада или школы.
Для формирования интеллектуальной готовности к школе читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями - не оставляйте ребенка наедине со своими, возможно, неправильными, выводами. Развивайте моторику (это поможет ребенку овладеть навыками письма): играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ - это:
 Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
 Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
 Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня.
 Произвольная регуляция внимания.
 Умение продлить действия, приложив к этому усилия.
 Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).
 Сформированность небоязни трудностей.

Отдельное место в структуре эмоционально-волевой готовности к школе отводится ПРОИЗВОЛЬНОСТИ. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
Произвольность - это умение регулировать свое поведение, способность действовать в ритме всего класса, подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности (т.е. это когда обращаются не лично к ребенку, а к классу в целом: «Напишите, посчитайте»). Также произвольность – это возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание и умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно (начните рисовать орнамент, а затем попросите ребенка продолжить, глядя на образец).
Хорошая диагностика: предложите ребенку нарисовать четыре кружка. Затем раскрасить три желтым цветом, один - синим. Если ребенок разукрашивает всеми цветами, комментируя, что «так красивее» - уровень произвольности пока не высок...
Таким образом, эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психических процессов.
-1073151016000
Немаловажную роль играет и ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе, которая выражается в:
 Принятии новой социальной позиции.
 Позитивном отношении к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
 Развитии познавательных критериев, любознательности.
 Развитии желания ходить в школу.
 Произвольном управлении своим поведением.
 Объективности самооценки.
 Потере «детскости», непосредственности.
Необходимо отметить, что для дошкольников характерна завышенная самооценка, это норма (например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжелый», а не «Я слабый»); у младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не должна быть заниженной - «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный».
Что понимается под ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ? Это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Обязательно нужно заботиться о здоровье ребенка: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт.
Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
819153238500
И в заключение хотелось бы напомнить, что ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.