Конспект занятия по Изо на тему Лес, точно терем расписной…


"Лес, точно терем расписной..."
Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.
Задачи:
- формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы);
- развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам;
- совершенствовать технику рисования методом отпечатывания;
- развивать у детей воображение, творческие способности.
Материалы, инструменты, оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, акварельные краски, готовые изображения животных, репродукции картин Левитана "Золотая осень" Волкова "Осень", Чёрная "Осень", Поленова "Золотая осень", "Осень в Абрамцево", Клевера "Осенний парк", "Осенний пейзаж", Шишкина "Осень", аудиозапись П. Чайковского «Времена года. Осень», основа для композиции"Осенний лес" (тонированный лист бумаги).
Структура занятия
Ход занятия
1. Организационный этап (1 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.
Деятельность обучающихся Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают:
- Да!
Дети отвечают:
- Да! Педагог приветствует обучающихся:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришёл старичок-лесовичок. Он очень расстроен тем, что вчера налетела огромная туча и смыла все краски с деревьев. Вы шли сегодня по улице и, наверное, видели, что деревья стоят голые, все листочки с веток облетели. Видели?
-Так вот Лесовичок просит, чтобы вы ему помогли, вернуть листья деревьям. Поможем Лесовичку?
На экране демонстрируется слайд с деревьями без листьев. Автор Волков "Осень".
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (4 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия, определить шаги, необходимые для достижения цели.
Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический
Деятельность обучающихся Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают:
- Мы можем нарисовать листочки!
Дети отвечают:
- Рисовать. Помогать Лесовичку. Педагог:
- Ребята, а как мы можем помочь Лесовичку? Что нам нужно сделать, чтобы деревья с разноцветными листьями снова стали радовать Лесовичка?
-Посмотрите на эти грустные деревья без листьев. Чем мы можем их украсить?
-Правильно, ребята! Значит, какова цель нашего сегодняшнего занятия? Чем мы сегодня будем заниматься?
- Да, мы будем рисовать разноцветные листья, чтобы порадовать Лесовичка. 3. Актуализация знаний ( 3 мин.)
Цель: актуализировать ранее изученные знания, которые будут востребованы на занятии.
Деятельность обучающихся Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают:
- Словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Дети отвечают:
- Лес осенью такой же узорчатый, многоцветный, нарядный, красивый, как сказочный терем.
Дети отвечают:
- Поэт любуется природой осени, радостное настроение. И у нас тоже радостное настроение.
Дети отвечают:
- Осень
-Желтый, зеленый, красный, бордовый
Дети знакомятся с репродукциями и отвечают на вопросы:
-Радостное.
- Пейзаж. Педагог:
- Ребята, послушайте, как Иван Бунин в своём стихотворении описывает осенний лес.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. -Ребята, какими словами поэт описывает лес?
 - Ребята, как вы думаете, почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом? 
- Какое настроение вызывает эта осенняя картина у поэта? А у вас?
- Ребята, давайте посмотрим, как русские художники изображали осень.
- Какое время года художник изобразил на картине?
- Какие краски использовал для создания картины?
- На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом наряде, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей реки.
- Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.
- Я приготовила вам еще несколько картин разных художников с изображением осени.
-Какое настроение вызывают эти картины?
- А вы знаете, как называется картина, изображающая природу? Педагог читает детям отрывок из стихотворения И. Бунина "Листопад".
Педагог показывает слайд с репродукцией картины Исаака Левитана «Золотая осень».
Показ слайдов с пейзажами Волкова "Осень", Чёрная "Осень", Поленова "Золотая осень", "Осень в Абрамцево", Клевера "Осенний парк", "Осенний пейзаж", Шишкина "Осень", под музыку Чайковского "Времена года".
4. Основной этап (15 мин.)
Практическая самостоятельная работа
Цель: побудить обучающихся работать самостоятельно.
Деятельность обучающихся Деятельность педагога примечание
Дети выполняют
пальчиковую гимнастику.
Дети отвечают:
- Да.
Дети отвечают:
- Ножницы, клей, карандаш, шаблон.
- Ножницы и клей.
Дети отвечают:
- Не держать ножницы лезвием вверх, передавать закрытые ножницы кольцами вперёд, во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия, не махать ножницами в сторону товарища.
- С клеем обращаться осторожно, он ядовит, ни в коем случае не пробовать на вкус, стараться, чтобы клей не попал в глаза, после работы клей закрутить и плотно закрыть, с клеем работаем на клеенке.
Дети отвечают:
- чтобы обвести.
Педагог:
- Давайте мы с вами сегодня превратимся в пейзажистов, изобразим красочные осенние деревья и тем самым обрадуем Лесовичка.
- Но прежде чем приступить к работе, давайте встанем и выполним упражнения.
- Здравствуй, лес осенний, (поочередно поднимают вверх руки)
Полный сказок и чудес.
(соединяют руки в замок)
Здравствуй, солнце золотое, (поочередно здороваются все пальчики).
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, свежий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю, (соединяют руки в замок)
Я вас всех приветствую. (протягивают руки вперед).
- Молодцы, ребята, подготовили руки к творчеству. А сейчас присаживайтесь. Сядьте удобно, спинки выпрямите.
- Ну что, ребята, теперь вы готовы помочь нашему гостю?
-Ребята, что у вас лежит в контейнере?
- Какие предметы могут быть опасными, если не знать, как ими правильно пользоваться?
- Тогда давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Педагог вывешивает на доске небольшой плакат по технике безопасности при работе с ножницами.
- Ребята, посмотрите, у вас есть шаблоны. Для чего они нам?
-Правильно, они нам нужны для того, чтобы быстро и красиво нарисовать предмет.
Педагог:
- Сейчас я расскажу вам алгоритм выполнения работы, а потом вы самостоятельно будете выполнять.
- Берем цветной лист бумаги, кладем его вертикально, левой рукой держим левый край бумаги, а правой рукой берем правый край бумаги и соединяем с левым краем, чтобы уголочки сошлись. Пальчиком проглаживаем сгиб - это у нас получилась линия сгиба. Берем шаблон дерева, прикладываем ровным краем к линии сгиба и обводим шаблон карандашом, вырезаем по линии, разворачиваем, и у нас получилось целое дерево. Берем клей, наносим на ствол и ветки дерева, приклеиваем к основе и проглаживаем салфеточкой. Для создания листвы нам понадобятся краски зеленого, желтого, красного, оранжевого цветов. Набираем красочку и примакиваем кисть к листу.
- Ребята, всем понятно, как нужно выполнять эту работу?
- Хорошо, теперь можете приступать к работе.
В процессе самостоятельной работы обучающихся педагог обращает внимание детей на то, что можно увидеть красоту осени и тогда, когда подует ветерок и все разноцветные листья поднимаются в небо и кружатся в воздухе.
Во время работы педагог оказывает помощь детям.
5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают:
- Похожа.
Дети отвечают:
-Красками, радостным настроением.
Дети отвечают:
- «Золотая осень».
Дети отвечают:
- Красивые, яркие, красочные.
Дети отвечают:
- Разноцветные листья.
Дети отвечают:
-нарисовать листья, помочь Лесовичку.
Дети отвечают:
-Да.
Дети отвечают:
-Да. - Молодцы, ребята. Замечательно справились с работой. Теперь давайте ваши деревья разместим на доске.
- Какой чудесный пейзаж у нас получился.
-Наша картина похожа на картины художников, с которыми мы сегодня познакомились? Чем они похожи?
Какое настроение вызывает наша картина?
- Как можем назвать нашу картину?
-Какие у нас получились деревья?
-Что сделало их яркими, весёлыми?
-Ребята, мы с вами достигли цели нашего занятия? Что мы должны были сделать на занятии?
-Мы выполнили с вами запланированное?
-А значит, мы помогли Лесовичку?
- Вот, Лесовичок, посмотри на наш осенний лес и порадуйся ярким, весёлым, красочным деревьям.
- Ребята, давайте к осеннему празднику оформим выставку из ваших работ, а Лесовичок поселится в нашем волшебном лесу и всю зиму будет наслаждаться красотой осенних деревьев. Подводим итоги и делаем выставку детских работ.