Выступление на методическом объединении воспитателей


Развитие речи глухих детей
в школе-интернате во внеурочное время
Головко И.Н.
воспитатель 2 «В» класса


Развитие речи глухих детей
в школе-интернате во внеурочное время
Одной из главных задач воспитателя является развитие устной разговорно-обиходной речи глухих детей. В интернате воспитатель должен общаться с детьми имеющие нарушение слуха на основе словесной речи. Словесная речь должна присутствовать в различных видах внеклассной деятельности (в подготовке уроков, при выполнении режима дня, в играх, трудовых мероприятиях, на занятиях). Воспитатель должен побуждать детей выражать свои просьбы, задавать вопросы, вступать в беседу, вести диалог. При этом внимание воспитателя обращается на обогащение словаря детей новой лексикой, новыми структурами предложений. Основой формирования устной речи является работа над словом и фразой. Работа над словом предполагает развитие у учащихся умения правильно  воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая логическое и синтагматическое ударение.
Речевой материал, который должны усвоить дети, дается прежде всего в виде устной речи воспитателя, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске. Его речь должна быть эмоциональна и выразительна, а также он должен уметь пошутить, посмеяться с воспитанниками, а в отдельных случаях выразить свое недовольство ими. Воспитатель должен бегло владеть дактильной и жестовой речью, при произнесении слов должен соблюдать правильную артикуляцию, не допускать скандирования. Воспитатель должен знать уровень речевого развития своих воспитанников, следить за качеством речи, внятности, не допуская резких норм отклонения, знать, какие звуки поставлены ученику. В процессе всего образовательно-коррекционного процесса в школе и в условиях семейного воспитания педагоги и родители должны постоянно осуществлять контроль за устной речью детей: «Я не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз» или «Ты сделал ударение неверно, послушай, как говорю я, и повтори». 
У воспитателя открываются большие возможности для развития речи проводя  самоподготовку с учащимися. При выполнении вечерних заданий дети закрепляют и повторяют изученное, развивается память ученика, воспитывается воля, стремление добиться цели, формируется навык самоконтроля. Помощь воспитателя должна быть своевременной, но и не чрезмерной. Важно не превращать самоподготовку в обычный урок, а создать творческую обстановку, поддержать интерес к самостоятельной и активной деятельности. Подготовка должна проводиться в определенном порядке, учитывать чередование различных видов работ. С учащимися, которые нуждаются в индивидуальной помощи воспитателя, работать следует по индивидуальному плану. Воспитатель должен постоянно следить за речью, поощрять хорошую речь, поправлять ошибки, умело пользоваться слуховой аппаратурой, отрабатывать фразы на слух. При подведении итогов работы можно показать лучшие работы, поощрить старания и
волевые усилия отдельных учащихся. В каждом классе нужно иметь правила подготовки устных заданий и письменных работ, учить ребят пользоваться ими.
Одно из важных мест во внеклассной работе по развитию речи занимают экскурсии. Следует приучать детей интересоваться окружающим, обращать внимание на красоту природы, рассматривать отдельные объекты, показывать их. Воспитателю необходимо создать интерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению в процессе подготовки, проведения и обсуждения экскурсии. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развитие мышления и речи идёт как единый процесс.. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно - воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.
Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:
- подготовительный;
- ход экскурсии (собственно экскурсия);
- заключительный;
До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно - развивающие и коррекционные задачи:
-развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
-развитие мыслительных операций и познавательной активности;
-активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
-развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.
Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:
-искусствоведческие;
-обществоведческие;
-природоведческие;
-познавательные.
При планировании экскурсий необходимо учитывать:
-возрастные и психологические особенности учащихся;
-взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
-уровень их готовности к решению познавательных задач;
-состояние их слуха, речи и речевой активности.
При проведении экскурсии с детьми с нарушением слуха заранее определяется ход, введение экскурсии, формы обсуждения её результатов., подбирается речевой материал, задания для отдельных учащихся и всего класса. Перед экскурсией дети заранее знакомятся с объектом экскурсии. На подготовительном этапе идёт подготовка к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе со школьниками, прежде всего, указывается тема, цель и задачи предстоящей экскурсии (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Затем сообщается разработанный план, т.е. когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказывается содержание экскурсии, разъясняется, что предстоит изучить. Перед проведением экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии. При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами. Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Перед началом экскурсии проводится инструктаж или беседа по технике безопасности. Дети знакомятся с техникой безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, рассказываю о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии.
Собственно экскурсия. Основной этап позволяет обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.
Наблюдение - один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия:
• создаётся проблемная ситуация перед наблюдением;
• фиксируется внимание детей на важном, существенном;
• стимулируется их активность в процессе наблюдения.
Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет - система предметов».
В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с детьми с нарушением слуха требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения применяются таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости используется дактильная речь. На экскурсии учащиеся больше занимаются наглядно - практической деятельностью по возможности включаются в тот или иной вид деятельности. Заранее продумываются варианты включения учащихся в тот или иной вид практической деятельности на экскурсиях. Например: предусмотреть возможность поработать вместе с работником почты при сортировке писем и газет, собрать гербарий для класса, самостоятельно покормить животных в уголке природы и т. д.
Детей надо постоянно настраивать на речь. Для этого целесообразно знакомить их и приучать к плану работы воспитателя на неделю, который можно вывешивать в конце каждой недели в классном уголке. Дети будут знать, что их ждет в течение недели, к чему им готовиться, что интересного они узнают, отсюда появится интерес к речи и общению. Важным направлением внеурочной работы над произносительной стороной речи является дальнейшее развитие  у учащихся самоконтроля, умения самостоятельно оценивать свое произношение. В процессе обучения на индивидуальных занятиях у детей формируется и в ходе всего образовательно-коррекционного процесса целенаправленно закрепляется осознанный  самоконтроль  за собственным произношением, умение проверить себя  при опоре на сохранные анализаторы и слуховое восприятие.  Воспитатель целенаправленно побуждает  учеников к самоконтролю, спрашивая, например: « Ты сказал правильно?»
Используемая литература:
1.Т.С.Зыкова, составитель сборника. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. Сборник 1, Москва «Просвешение», 2003г.
Речицкая, Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. – Л. : ЛВЦ ВОГ, 1990.
Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002.