Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Профориентационная работа с воспитанниками»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 67
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Выступление
на методическом объединении
воспитателей на тему:
«Профориентационная работа
с воспитанниками»
подготовила:
социальный педагог
ГБСКОУ школы-интерната № 67
Александрова И. В.
Санкт-Петербург
2014
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека. Она строится на основе личностного восприятия мира, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения путем расширения представления о мире профессий.
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно - воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии. Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени, поэтому важно вовремя начинать работу, направленную на профессиональное ориентирование подростков.
Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т.е. в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека, запросам рынка труда.
Основная задача профориентации - подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности.
Алгоритм проведения профориентационной работы: Учащимся старших классов предлагают самостоятельно заполнить анкету. Анкета состоит из вопросов, позволяющих получить более полное представление о сформированности личного профессионального плана воспитанника. После обработки анкет на каждого воспитанника заполняется карта первичной индивидуально - психологической профконсультации. Данная карта включает в себя:
итоговые данные по всем проведенным методикам;
выводы об уровне информированности учащегося о мире профессий;
сведения о наличии или отсутствии профессионального плана;
степень осознанности профессионального выбора.
Помимо информации о профессиональной ориентированности учащегося в карте имеются данные:
отражающие личностные особенности учащихся, такие как коммуникативные и организаторские способности;
о типе личности;
об особенностях поведения.
Далее, если в этом есть необходимость, педагогом-психологом, социальным педагогом проводится индивидуальная консультация по вопросам профессионального определения, даются рекомендации, включающие в себя:
область деятельности;
возможные профессии;
пути профессионализации;
запасные варианты профессионального выбора.
Принимая во внимание то, что одной из основных задач школы является подготовка выпускников к вступлению во взрослую жизнь, в учебную программу старшеклассников могут быть включены профориентационные уроки.
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходима не только грамотная организация образовательного процесса, но и подготовка выпускника школы-интерната и детского дома к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
Успех профориентационной работы будет зависеть, прежде всего, от того, как и между кем будут распределены обязанности по осуществлению профориентационной работы. Так как подготовка выпускника школы к самостоятельной жизни является приоритетным направлением деятельности каждого учреждения государственной поддержки, поэтому профориентационная работа должна быть организована на высоком методическом уровне, с применением разнообразных форм воспитательной работы с обязательным участием всего педагогического коллектива.
Для успешного проведения профориентационной работыв школе-интернате создан школьный совет по профориентации. Совет по профориентации - высший орган управления профориентационной работой в школе.
Цели и задачи Совета по профориентации:
Основная задача школьного совета - объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива школы и представителей общественности на качественное улучшение профессиональной ориентации школьников, аккумулировать новые, передовые идеи и претворять их в жизнь.
В обязанности совета входит:
1. Формирование у учащихся готовности к выбору и получению профессии.
2. Координация работы по профориентации в школе, планирование профориентационной работы на год.
Вся деятельность совета представляет собой целенаправленную систему мероприятий по управлению профориентацией воспитанников.
Совет профориентации:
планирует, организует и координирует общешкольные мероприятия по профориентации (встречи учащихся с представителями различных профессий, «погружение» в профессию, конкурсы «Лучший по профессии» и т. д.);
регулярно информирует членов педагогического коллектива, учащихся о потребностях в специалистах определённых профессий в регионе через все каналы информации (уроки, классные часы, родительские собрания, школьную печать);
организует изучение профессиональных планов школьников;
обобщает передовой опыт профориентационной работы и распространяет его, организуя семинары и научно-практические конференции по проблемам профориентации.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением.
Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, но и помогает определить оптимистическую жизненную перспективу.
Таким образом, качественная организация профориентационной работы позволит значительно повысить образовательный уровень выпускников детских домов и школ-интернатов.