Выступление на районном методическом объединении учителей математики


МКОУ Волоконовская СОШ
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся и по времени
Выступление на районном методическом объединении учителей математики
12.012016год
Учитель математики Хоружая С.Н

1.Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
По характеру доминирующей в проекте деятельности проекты классифицируются
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
 Творческий проект
 Ролевой проект
Практико-ориентированный проект
нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Практико-ориентированные проекты - способ организации самостоятельной деятельности, позволяющий школьникам максимально использовать свои возможности, проявить себя, свои знания и показать публично достигнутый результат, имеющий важное прикладное значение, значимый и интересный и для самих обучающихся. 
Именно метод практико-ориентированных проектов и исследовательской деятельности  позволяет:
-решать актуальные проблемы образования и воспитания в соответствии с требованиями времени;
- учитывать интересы ученика, его жизненный опыт и индивидуальные особенности;
-создавать  предпосылки для самореализации личности учащегося, раскрытие ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, творчеству;
- перенести акцент на осознанное восприятие предмета во взаимосвязи с жизнью, воспитывать творческое отношение к учебе.
Приведу пример такого проекта.
Проект
Тема: создание клумбы выпускников.
Учебная направленность проекта (учебный предмет, образовательная область, межпредметные связи): математика, биология, технология.
Тип проекта: групповой.
Цель проекта: создание клумбы выпускников.
Проблемное поле проекта:
традиция. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов оформляют клумбу выпускников. Это коллективное творческое дело, в котором принимают участие обучающиеся, учителя, родители. Выпускники с большой ответственностью разрабатывают проект клумбы. Каждый класс выращивает рассаду цветов. Родители готовят плодородную почву, торфяные горшочки. Дети заботливо ухаживают за своими цветками. А когда выпускники вскопают клумбу, они с гордостью приносят выращенные собственными руками цветы, помогают их высадить, поливают и в дальнейшем наблюдают за ними: восхищаются, когда начинают цвести, переживают, если цветок медленно растет.
Работа над проектом «Клумба выпускников» способствует воспитанию чуткого, внимательного отношения к природе, развитию чувства прекрасного, гордости за выполненную работу, стремлению выполнить ее как можно лучше. У учеников возникает потребность творить красоту. Кроме того, практическое применение знаний на практике способствует их прочному усвоению.
Замысел проекта:  руководителями проекта «Клумба выпускников» являются классные руководители выпускных классов. Поэтому в каждой клумбе находит отражение тот предмет, который ведет классный руководитель-учитель математики. Изучив на уроках математики тему «Построение правильных многоугольников», обучающиеся 9 класса могут применить свои знания на практике при создании клумбы выпускников. Выполнить проект:
Для создания клумбы необходимо знать сколько рассады и каких цветов нужно вырастить. Здесь опять надо применить знания по математике: определить всхожесть семян, собранных осенью (решение задач на проценты), вычислить площадь геометрических фигур и, изучив агротехнику выращивания цветов, рассчитать, сколько цветков на каждой клумбе посадить.
Этапы проектирования:
1)Изучить правила построения правильных многоугольников;  повторить решение задач на проценты, формулы вычисления площадей многоугольников;
2) Ознакомиться с агротехникой выращивания цветов;
3) Начертить план клумбы выпускников;
4) Рассчитать,  сколько рассады  надо вырастить;
5) Выполнить работы по созданию клумбы на школьном  участке;
6) Оформить материалы в проектную папку;
Результат проектной работы: клумба выпускников.
Поэтому уже в 5 классе знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. Учащиеся обычно составляют такие задачи после изучения темы. Я, как учитель, определяю место задачи на уроке. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации, обрабатываем информацию совместно с творческой группой, определяем способ представления (устный ответ, мини проект, презентация, буклет). Особый интерес вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач служат задания блока В ЕГЭ. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. При решении практико - ориентированных задач веду работу по профориентации. Начинаем ее с опроса родителей, других родственников: "Какие математические знания необходимы в вашей профессии". Затем учащиеся по группам обобщают результаты опроса, подбирают задачи из учебника или других информационных источников, имеющие отношение к профессии родителей. Завершаем этот этап работы конструированием собственных задач. По итогам работы группы оформляют мини проекты или презентации: "Математика - в профессии моих родителей".
Примеры задач, составленных учениками
Профессия Задачи
1. Домохозяйка
Повар - кондитер 1.  Мама решила приготовить сал из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидор, если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов?
2. Хозяйка собрала 17 кг яблок. Сколько получится свежевыжатого сока, если сок составляет 80% от массы всех яблок?
3. Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40% все груш, а остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара нужно купить для варенья, если на 1 кг свежих груш нужно 800 г. сахара?
4. Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г помидор по цене 25 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене 40 руб. , 30 г зеленого лука по цене 6 руб., 50 г сметаны по цене 50 руб. за баночку массой  200 г. Какова  будет стоимость салата?
5. На шоколадную фабрику привезли 2 ящика какао бобов. В первом ящике было в 10,5 раз  больше какао бобов чем во втором. После того как из первого ящика взяли 16 кг, а во второй добавили 22 кг, какао бобов стало поровну. Сколько какао бобов было первоначально в каждом ящике?
2 Продавец 1. В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день продали 15%, а во второй день 0,5 оставшихся. Сколько осталось апельсинов в магазине?
2. В школьный буфет привезли пирожки. Ученики старших  классов скупили 120 пирожков, что составило 48%  всего количества. Сколько всего привезли пирожков? Сколько пирожков купили ученики младших классов,  если 17 пирожков остались не проданными?
3 Строитель Для строительства гаража  можно использовать один из двух типов фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо    5 м3 пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента.  1 м3  пеноблоков  стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб. Сколько будет стоить материал если выбрать наиболее дешевый вариант?
Наиболее дорогой вариант?
4 Мед.сестра, фармацевт Больному прописано лекарство, которое нужно пить о 0,5 г. 3 раза в день в течении 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
5 Бухгалтер Клиент взял в банке кредит  18000 руб. на год под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
6 Водитель Водителю выдали американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 26 мили/час?  Ответ округлить до целого числа. Американская миля равна 1609 м.
7 Воспитатель В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
8 Зав. производством в кафе (столовой, ресторане) В школьной столовой питается 145 человек. На каждого полагается 15 г. масла в день. Сколько упаковок масла по 250 г. понадобится на 1 день?
9 Таксист Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 27 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля?
10 Дорожник Для приготовления асфальта берется 43,06% щебня,     40,19 % песка дробленого,4,78% песка природного,   4,31 %битума, 7,66 % минерального порошка. Сколько надо взять каждого вещества, чтобы сварить 15 т асфальта?
        Исследовательский проект
по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Современные  требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Выбор метода, который будет использован в учебном проекте, проектно-исследовательской деятельности, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:  
уроком освоения нового материала при изучении новой темы
уроком закрепления  полученных знаний и умений
уроком  отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов
В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Исследование предполагает наличие основных этапов: - постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.
При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Немаловажное значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.
        Информационный проект
Такой тип проектов направлен на выбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Основой для проекта может быть любая тема курса стереометрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус», где необходимо изучить информацию по теме, можно произвести ее анализ и систематизировать знания, показать применение теоретических знаний в практической деятельности.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Такие проекты могут быть оформлены на отдельных листах, а затем образовать монтаж, выставку, журнал. Они вызывают живой интерес у школьников.         Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая.        Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая.Примерами таких проектов могут быть: деловая игра «Как измерили Землю», «мозговой штурм» по теме «Площадь поверхности шара» и т. п.
Если на уроке организуются ролевые ситуации, то ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Роли подразделяются на дидактические и организационные, так в 5 классеДидактические: “Фома неверующий”- как только произносится при объяснении учителем или детьми нечто, что может вызвать сомнение: следует реплика: “А я не верю, докажите!”,“Спонсор знаний” - те к кому может обратиться любой ученик за помощью, “Почемучка” - подготовить и осуществить устный опрос, “Штурман” - разработать программу повторения пройденной темы, “Подводящий черту” - скажет какая мысль (вывод, результат) на уроке была, по его мнению, главная, “Дежурный по словарю” - повторяет со всеми правило, определение, которое было записано самостоятельно к уроку. Организационные: “Связник” - организатор порядка и распорядитель , “Психолог” - в конце урока оценивает атмосферу урока, степень её дружественности. Он вправе сделать в тактичной форме замечание любому участнику урока, “Хранитель времени” - хронометраж урока.
что реализуется в ролевом проекте, так это
1.Самостоятельность ученика в выборе “познавательных” ролей
2.Право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации (простое повторение, логическая схема, решение поставленной проблемы, исследование, оценка, моделирование)
3.Реальную возможность каждого ученика быть соавтором урока.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты – 1 урок или менее урока.
Краткосрочные – 4-6 уроков.
Недельные проекты.
Годовые проекты.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). (Другие примеры: расчет  затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам,).  2-й урок: отчеты групп по собранной информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится  в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети – детям сиротам» и т.д.
Мини проект « Домашнее задание»
Вид проекта: краткосрочный, исследовательский, индивидуальный.
Цели проекта:
При подготовке к родительскому собранию классный руководитель попросил провести статистические исследования по подготовке домашних заданий. исследовать учебную нагрузку при подготовке домашних заданий учеников класса.
Гипотеза: Если я исследую учебную нагрузку учащихся нашего класса, то смогу увидеть, соответствует ли время выполнения домашних заданий учащимися 7 класса методическим рекомендациям.
Задачи проекта:
Взять у завуча школы методические рекомендации по времени выполнении домашних заданий.
Сравнить результаты исследования с методическими рекомендациями.
Сравнить, на какой предмет было затрачено больше времени при подготовке домашних заданий.
Выйти с результатами исследований на родительское собрание.
План проекта.
1.Введение.
2.Содержание:
2.1.Что такое статистика?
2.2.История возникновения статистики.
2.3.Статистические характеристики.
2.4.Расчет статистических характеристик по видам исследований.
2.5.Сравнительный анализ моих данных с методическими рекомендациями.
3.Заключение.
1.Введение.
Большое значение в повышении успеваемости в классе играет подготовка домашних заданий. Ученики признают, что « домашние задания помогают лучше понять материал» и « закрепить его». А все ли ребята нашего класса добросовестно выполняют домашние задания? Сколько времени они затрачивают на его подготовку? Данные исследования удобно провести при изучении темы по математике « Статистические характеристики».
2.Содержание.
2.1 Что такое статистика?
Вид общественной деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии ( технико-экономические, социально-экономические, социально-политические явления, культура) в неразрывной связи с ее качественным содержанием. Определяющее значение статистики вытекает из того, что вся информация, имеющая социальную значимость и собираемая путем бухгалтерского и оперативного учета в конечном счете, обрабатывается и анализируется с помощью статистики. В естественных науках понятие статистики означает анализ массовых явлений, основанных на применении методов теории вероятностей.
2.2.История возникновения статистики.
Начало статистической практики относится примерно к тому времени, когда возникло государство. Имеются сведения об элементарном счете населения и земель, проводившемся несколько тысячелетий назад. С образованием централизованных государств и особенно в эпоху капитализма объем применения статистики значительно расширился. Переписи населения начали проводить регулярно. Возникали элементарные формы статистического учета и в других областях общественной жизни.
Во 2-й половине 19 века происходило интенсивное развитие статистики. Формировались специальные научные дисциплины – математическая статистика, являющаяся частью математики
2.3.Статистические характеристики.
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряде чаще других.
Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.
Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.
2.4.Расчет статистических характеристик по видам исследований.
Время, затраченное на выполнение домашнего задания учащимися 7 класса в минутах.40;50;60;60;60;120;120;120;150;150;150;180;180;180;180.
Среднее арифметическое –
(40+50+60+60+60+120+120+120+150+150+150+180+180+180+180) : 15 = 120 минут.
Размах – 140 минут.
Мода – 180 минут.
Медиана – 120 минут.
Время, затраченное на выполнение домашнего задания по математике учениками 7 класса.( в минутах)
15;15; 20;20;20;25;25;25;25;30;30;40;40;45;50.
Среднее арифметическое:
(15+15+20+20+20+25+25+25+25+30+30+40+40+45+50) : 15 = 28 минут.
Размах – 35 минут.
Мода – 25 минут.
Медиана – 25 минут.
Время, затраченное на выполнение домашнего задания по русскому языку учениками 7 класса.15;15;15;20;20;20;20;20;25;25;25;30;30;35;35.
Среднее арифметическое:
(15+15+15+20+20+20+20+20+25+25+25+30+30+35+35) : 15 = 23 минуты.
Размах – 20 минут.
Мода – 20 минут.
Медиана – 20 минут.
2.5.Сравнительный анализ моих данных с методическими рекомендациями.
Вид исследования. Методические
рекомендации Расчетные данные.
Время выполнения д/з 2-3 часа. 2 часа.
3. Заключение.
В среднем время выполнения домашних заданий составляет 2 часа, что соответствует методическим рекомендациям и санитарным нормам.
Из ходя из данных размаха видно, что в классе имеются ребята недобросовестно относящихся к выполнению домашних заданий. За работой над домашними заданиями они проводят менее часа, что отрицательно сказывается на успеваемости в классе.
Среднее время выполнения домашних заданий по русскому языку и математике мало чем отличается. Размах по математике выше, чем по русскому языку, значит у отдельных ребят имеются проблемы в изучении математики.
40% учащихся по времени подготовки домашнего задания по математике превосходят медиану, это может сказаться на перегрузке детей.
Выступить с данными исследований на родительском собрании.
Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:
1.Обучить учащихся:
выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
находить конкретные собственные пути  решения проблем;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2.Развивать у школьников исследовательские умения.
3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
5.Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.