Рабочая программа учебного курса Физика 10. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, (базовый уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи
- овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к физике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по физике 10 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе нормативных документов:
Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ № 1312 от 9.03.2004 2)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ № 1089 от 5.03.2004)
Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10 – М. Мнемозина, 2012.
сборниками тестовых задач и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.Сборник задач по физике. 10 кл. – М. Мнемозина, 2012.
. Место учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному (образовательному) плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 10 классе отводится не менее 68 годовых часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
. Требования к уровню подготовки
В результате изучения физики ученик 10 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке физики;
расчётов по формулам и для составления формул;
решения практических задач, связанных с нахождением физических величин (используя необходимые справочники и технические средства).
Тематическое планирование
Учебно–тематический план УМК авт. Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. Физика 10, 68 часов

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
из них




Лабораторных работ
Контрольных уроков

1.
Физика и методы научного познания
1



2.
Механика
34
6 часов
2 часа

2.1
Кинематика
9
1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
1. Контрольный урок по теме «Кинематика»

2.2
Динамика
15
3. Определение жесткости пружины.
2. Контрольный урок по теме «Динамика»

2.3
Законы сохранения в механике
6
4. Определение коэффициента трения скольжения.
5. Изучение Закона сохранения механической энергии.

3. Контрольный урок по теме «Законы сохранения в механике»

2.3
Колебания и волны
4
6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.


3.
Молекулярная физика и термодинамика
21
4 часа


3.1
Молекулярная физика
11



3.2
Термодинамика

10

7.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
8. Проверка уравнения состояния идеального. газа
9. Измерение влажности воздуха.
10. Измерение коэффицента поверхностного натяжения жидкости.
3. Контрольный урок по теме «Термодинамика»

4.
Электростатика
10



4.1
Электрические взаимодействия
3



4.2
Свойства электрического поля
7

4. Контрольная работа по теме «Электростатика»

5.
Резерв времени
2




3. Содержание рабочей программы
Физика и методы научного познания (1 час)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теоделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (34 часа)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов мех
·аники для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Молекулярная физика (21час)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Электродинамика (10 часов)
Элементарный электрический заряд. Природа электричества
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Взаимодействие электрических зарядов.
Закон Кулона. Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей.
Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле
Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью
Электроёмкость. Электроёмкость плоского конденсатора

Контроль уровня обученности.
Контрольная работа №.1: «Кинематика»
Контрольная работа № 2: «Механика»
Контрольная работа № 3: «Молекулярная физика. Термодинамика»
Контрольная работа № 4: «Электростатика»
Практические занятия.
Фронтальные лабораторные работы.
№ 1: «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
№ 2: «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
№ 3: «Определение жесткости пружины»
№ 4: «Определение коэффициента трения скольжения».
№ 5: «Изучение закона сохранения механической энергии».
№ 6: «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
№ 7: «Опытная проверка закона Гей-Люссака».
№ 8: «Проверка уравнения состояния идеального».
№ 9: «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».
№ 10: «Измерение влажности воздуха».





Календарно-тематическое планирование
Физика, 10 класс, 2 часа в неделю. Учебник: Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»


п. п.
Содержание
Кол. часов
Практическая часть
Дата
Примечание






По плану
Фактически


1
Физика и методы научного познания.
1

03.09




Механика.
34






Тема 1. Кинематика
8





2
Система отсчета. Траектория, путь и перемещение
1

07.09



3
Скорость
1

10.09



4
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.
1

14.09



5
Криволинейное движение.
1

17.09



6
«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
1
Л.Р. №1

21.09



7
Решение задач.
1

24.09



8
«Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
1
Л.Р. №2

27.09



9
Контрольная работа по теме «Кинематика». Входная
1
К. Р.№ 1
01.10




Тема 2. Динамика
15





11
Закон инерции - первый закон Ньютона
1

04.10



12
Место человека во Вселенной


08.10



13
Силы в механике. Сила упругости
1

11.10



14
«Определение жесткости пружины»

1
Л.Р. №3

15.10



15
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона
1

18.10



16
Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона
1

22.10



17
Решение задач.
1

25.10



18
Всемирное тяготение
1

29.10



19
Движение тел под действием сил всемирного тяготения
1

01.11



20
Решение задач.
1

12.11



21
Вес тела. Невесомость.
1

15.11



22
Силы трения
1

19.11



23
«Определение коэффициента трения скольжения»
1
Л.Р. №4
22.11



24

Решение задач.
1

26.11



25
Контрольная работа по теме «Динамика»
1
К.Р. № 2
29.11




Тема 3. Законы сохранения в механике
6





26
Импульс. Закон сохранения импульса
1

03.12



27
Реактивное движение
1

06.12



28
Механическая работа и мощность
1

10.12



29
Энергия. Закон сохранения энергии
1

13.12



30
«Изучение Закона сохранения механической энергии»
1
Л.Р. №5
17.12



31
Промежуточная контрольная работа
1

20.12




Тема 4. Механические колебания и волны.
4





32
Механические колебания.
1

24.12



33
«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»
1
Л.Р. №6
27.12




34
Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.
1





35
Механические волны. Звук.
1






Тема 5. Молекулярная физика и термодинамика.
21






Молекулярная физика
11





36
Молекулярно-кинетическая теория






37
Количество вещества. Постоянная Авогадро
1





38
Температура.
1





39
Решение задач.
1





40
Газовые законы
1





41
Решение графических задач на изопроцессы.
1





42
«Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1
Л.Р. №7




43
«Проверка уравнения состояния идеального»
1
Л.Р. №8




44
Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.
1





45
Состояния вещества.
1





46
«Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».
1
Л.Р. №10





Термодинамика.
10





47
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
1





48
Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры.
1





49
Решение задач.






50
Второй закон термодинамики.
1





51
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация.
1





52
Фазовые переходы.
1





53
Испарение и конденсация. Влажность воздуха.
1





54
«Измерение относительной влажности воздуха».
1
Л.Р. №9




55
Итоговое повторение. Решение задач.
1





56
Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»
1
К.Р. №3






Электростатика
10





57
Природа электричества
1





58
Взаимодействие электрических зарядов.
Закон Кулона.
1





59
Свойства электрического поля
1





60
Напряженность электрического поля.
7





61
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
1





62
Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле
1





63
Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью
1





64
Электроёмкость. Электроёмкость плоского конденсатора
1





65
Решение задач.
1





66
Контрольная работа по теме «Электростатика»

К.Р. №4





Тема 6. Электродинамика






67,
68
Резерв
2








Материально-техническое обеспечение
Приборы общего назначения
1. Источник электропитания демонстрационный
2. Комплект аппаратуры электроснабжения средней школы КЭФ
3. Метроном механический
4. Набор каппиляров

Демонстрационные приборы
Механика
1. Динамометры демонстрационные Дд
2. Тележки легкоподвижные ТЛ
3. Трибометр демонстрационный ТрД
4. Трубка Ньютона ТН
Колебания, волны, звук
1. Камертоны ”ля” на резонаторных ящиках (пара) КРяд
2. Машина волновая МВл
3. Молоточки резиновые для камертонов МР
Молекулярная физика и теплота
1. Огниво воздушное ОВЗ
2. Прибор для демонстрации видов деформаций ПВД
3. Термометр демонстрационный жидкостный ТД
4. Термометр лабораторный от 0 до 3600С ТЛ-2 № 5
5. Цилиндры свинцовые со стругом ЦСС
Электричество
1. Амперметр с гальванометром демонстрационный АГ
2. Вольтметр с гальванометром демонстрационный ВГ
3. Выключатели однополюсные демонстрационные ВОД
4. Выпрямитель универсальный
5. Машина электрофорная МЭМ
6. Палочки из стекла ПС
7. Палочки из эбонита ПЭб
8. Сетка по электростатике СтЭ
9. Султаны электрические СЭ
10. Набор: электромагнит с деталями
Лабораторные приборы фронтальных работ
1. Динамометр учебный ДШк
2. Желоба Ж-140
Модели
Демонстрационные
1. Прибор для демонстрации инерции
2. Модель ракеты действующей РД
3. Модель пространственной решетки кристаллов поваренной соли РП

Принадлежности для опытов
Приспособления лабораторные
1. Водонагреватель
2. Грузы наборные на 1 кг ГН-1
3. Грузы наборные на 2 кг ГН-2
4. Штативы универсальные ШУн

СD и видеокассеты
Открытая физика
Астрономия, 11 класс
Видеокассета «Механика. Введение»
Видеокассета «Механика. Кинематика»
Видеокассета «Электродинамика. Электростатика»



Учебно-методическое обеспечение предмета

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. Мнемозина, 2010
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 10 кл. сред. шк.
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике . М.: Просвещение, 1983 г.
Методика решения задач по физике в средней школе. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. (1971, 448с.)
CD-ROM. Открытая Физика 2.6. Часть 1. М.: Новый диск. 2007.
CD-ROM. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс. М.: Кирилл и Мефодий.
CD-ROM. Физика. 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. М.:1С: Мультимедиа

7. Список источников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 32ђ Заголовок 515