Рабочая программа по окружающему миру.1 класс. УМК Перспектива


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 160
Утверждена педагогическим советом (попечительским советом) ГБОУ СОШ № 160 (дата утверждения и номер протокола).
«Утверждаю» «Согласовано»
_________________Директор ГБОУ СОШ № (ФИО)
«____»___________2014 год ________________Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № (ФИО)
«____»_____________2014 год
Рабочая программа по окружающему миру для 1-го класса
Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год.
Автор - разработчик : Анисимова Наталья Викторовна
Санкт-Петербург 2014 год
Рабочая программа учебного курса
Название курса: «Окружающий мир»
Количество часов в неделю: 2час
Количество часов в год: 66 ч
Программное обеспечение :
Программа разработана
-на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-на основе авторской программы Плешакова А. А.
Основание выбора программы:
-Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
-Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Список учебно-методической литературы: ( методические рекомендации, учебники, пособия для обучающихся):
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности.1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс : пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
Учебный год: 2014-2015
Класс: «1б»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы авторов А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» УМК «Перспектива» в соответствии со следующими документами:
Нормативная база к рабочей программе
Рабочая программа разработана в соответствии сПриказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования от 05.03.2004 г. №1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от31.03.2014 № 253 (федеральные перечни учебников);
- Распоряжением Комитета по образованию от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
-Учебный план школы № 160 на 2014-2015 учебный год
Для реализации программы используется комплект учебников и рабочих тетрадей:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности.1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. – М. Просвещение, 2012.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
– уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
– понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
– модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю.
Общая ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
-природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Для достижения указанных личностных результатов в учебнике «Окружающий мир. 1 класс» введен соответствующий раздел и тема, разнообразные по форме и содержанию тексты, задания. Так, например, вкурсе«Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы – семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.
Описание ценностных ориентировв содержании учебного предмета «Окружающий мир»
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
результаты
Тема
раздела Предметныерезультаты Метапредметныеуниверсальные учебные действия Личностные
универсальные
учебные действия
познавательные коммуникативные регулятивные Мы
и наш мир Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую); умения отвечать на поставленный вопрос Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру
Наш классв школе Осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношениях в нем Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями (в процессе учебы, во внеклассной деятельности); овладение навыками монологической и диалоговой речи Умение выполнять задание в соответствии с целью Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам
Наш дом
и семья Осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье Освоение способов выражения позитивного отношения к семье исемейнымценностямк планированию и целеполаганию в семье Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям
Город и село Осмысление представлений о городе и селе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт Формирование способов существования в городе и селе Умение выполнять задания в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине
Родная страна Осмысление представлений о том, чем является для человека Родина Осмысление представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой стра-ны – как о её национальном достоянии Формирование
умения общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов Умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление поиска ответов на конкретные вопросы Формирование эмоционального осознания себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу
Человек и ок-ружающий мир Установление связи между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира; осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Формирование умения выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках Умение выполнять задания в соответствии с целью; осуществление поиска ответов на поставленные вопросы Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:
1. Структура задачи.
Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
2. Требования к задачам.
Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
• составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
• сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение соответствующих УУД;
• избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
• многоуровневыми, то есть предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;• «модульными», то есть предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.
содержание КУРСА
Мы и наш мир (9 ч).
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.
Культура. Природа в творчестве человека.
Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк, в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс в школе (11 ч).
Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг.
Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час.
Блок внеклассной, внешкольной работы :участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч).
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Классный час «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч).
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному селу; посещение библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч).
Россия – наша Родина. Москва – столица России.
Мы – семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России».
Человек и окружающий мир (4 ч).
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира.
Блок внеклассной, внешкольной работы: просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Межпредметные связи, преемственность:
Предмет «Окружающий мир» тесно связан с предметом «Литературное чтение»,«Изобразительное искусство», «Музыка»
Использование возможностей Умк «Перспектива» в образовательном процессе
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом. В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России.
Программа коррекционной работы
В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс в школе», «Мы – дружный класс», «Учитель – наставник и друг», «Делу – время», «Потехе – час», «Книга – наставник и друг» и другие подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах.
В соответствии с психологическими и возрастными особенностями младших школьников, их различными учебными возможностями в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося. Для организации коррекционно-развивающей работы может быть использована технология мультимедиа. Она позволяет интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:
неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
неумение применить знания в нестандартной ситуации;
неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Общая характеристика трудностей межличностных отношений.
Характер взаимодействия ученика и учителя:
непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
боязнь критики, негативной оценки;
отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
эгоцентричность, неумение общаться;
повышенная тревожность;
неумение строить совместную деятельность;
заниженная (завышенная) самооценка;
другие трудности…
Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей).
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Перспектива» позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создают условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
В курсе «Окружающий мир»в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках (в «Атласе-определителе», «Великане на поляне», словарях, путеводителях и т. п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».
формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формыи методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая аттестация (четверть, год) урочнаядеятельность внеурочная деятельность
– устный опрос
– письменная самостоятельная работа
– тестовые задания
– графическая работа
– доклад
– творческая работа (посещение уроков по программам наблюдения) – диагностическая контрольная работа
– интегрированная контрольная работа – анализ динамики текущей успеваемости – участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
– активность в проектах и программах внеурочной деятельности
– творческий отчет
– портфолио– анализ психолого-педагогических исследований
Формы представления образовательных результатов:
-табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметнойобученности, формирования УУД.
Сведения, отражающие специфику класса, описание путей её учёта педагогом в преподавании предмета.
В 1 классе обучается 30 учащихся, из них …девочек и …мальчиков. Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2014 году

Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива».
(Тематическое планирование 2 часа в неделю. Всего 68 час.)№ Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Страница учебника
Сроки по плану Сроки по факту
1 четверть — 18 часов Мы и наш мир (10 ч) 1 Что такое окружающий мир.
ОБЖ. «Мир и безопасность» Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ; Уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, название домашнего и школьного адресов; Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Стр.4-7 2 Природа
(повторение, системати-зация и обобщение; закрепление умений) Различать объекты природы и объекты, созданные человеком, Приводить соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведённых в учебной литературе. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Отображать свои предпочтения в рисунке. Стр.8-10 3 Неживая и живая природа. (Повторение, систематизация и обобщение; закрепление умений) Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно Воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного задания.различение и название объектов неживой и живой природы, приведение примеров объектов каждой группы; осознанное о произвольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы
Уметь приводить примеры объектов живой и неживой природы (по своим наблюдениям); вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится; отображают свои предпочтения в рисунке. Стр.11-12 4 Культура
(формирование новых знаний, экскурсия) Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала, уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше - теперь, давно - недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; различать предметы и явления культуры, созданных давно и недавно; представлять о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми, уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач,оценивать эмоционально – эстетические впечатления от восприятия старинных предметов и произведений культуры народов своего края. Стр.14-16 5 Культура
(формирование новых знаний, экскурсия) Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше - теперь, давно - недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми, уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Оценивать эмоционально – эстетические впечатления от восприятия старинных предметов и произведений культуры народов своего края. Стр.17-23 6. Природа в творчестве человека. (Применение знаний на практике; комбинированный) использовать знаково–символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов.
уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
осознавать целостность, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий понимают красоту произведений народного творчества. Стр.24-31 7 Мы -люди.
(Повторение, систематизация и обобщение; закрепление умений, комбинированный) действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, обозначать подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились, уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач, оценивают эмоционально–эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально–поэтического творчества народов России, в том числе и своего края; переживают радостные чувства семейного единения друг с другом, понимают ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях. Стр.32-39 8 Как мы общаемся с миром.
ОБЖ. «Опасные и чрезвычайные ситуации»
(Формирование новых знаний; экскурсия) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели, деятельности; контролировать собственную речь и её чёткость, правильность, ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств, определение подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняние; передача словами красоты мира и культуры, уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Стр.40-42 9 Как мы общаемся с миром.
ОБЖ «Опасные и чрезвычайные ситуации»
(Формирование и совершенствование знаний) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели, деятельности; контролировать собственную речь и её чёткость, правильность, уметь договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе,паре; анализировать репродукции картин.принимают ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи. Стр.42-45 10 Люди – творцы культуры. (Применение знаний на практике; повторительно-обощающий) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда, осуществлять поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; передавать словами красоту человеческого труда, радость творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота.
уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения, выражать словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой. Стр.46-49 Наш класс в школе. (12ч)
11 Наш класс в школе.
ОБЖ. «Опасная ситуация в школе»
(Формирование новых знаний; путешествие) выполнять задания в соответствии с целью,
осуществлять целенаправленный поиск на
поставленный вопрос. осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; уметь определять предметы природы и культуры в классной комнате , различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи.уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками ( в процессе учёбы, во внеклассной деятельности) выделять личное (эмоциональное) отношение к школу, классу, другим ученикам. Стр.50-51 12 Мы – дружный класс.
ОБЖ. «Опасное поведение в школе» (Формирование нового проблемного видения) выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели - понимание необходимости товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; чувства принадлежности к коллективу, поколенческой идентичности. уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса. выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Стр.52-56 13 Учитель – наставник и друг. (Закрепление и совершенствование знаний; путешествие). выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. представление идеального учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему. уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. проявлять учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. Стр.57-61 14 Природа в классе.
(Получение новых знаний ; комбинированный). принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности,распознавать комнатные растения с помощью атласа – определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа полученных. уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; понимать ценность природного мира; проявлять учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи.
Стр.62-65 15 Как ухаживать за комнатными растениями
(Формирование новых знаний; практикум) принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. уметь учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра. применять практические умения по уходу за комнатными растениями; знать основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение; осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы.
Стр.66-68 16 Что растёт у школы?
(Получение новых знаний, экскурсия) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
различать изученные группы растений по существенным признакам , приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник,, травянистое растение, использовать атлас – определитель как источник информации; знакомство с понятиями «деревья», «кустарники», « травянистые растения». Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнёр знает или видит, а что – нет. ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, родителей, товарищей и других людей. Стр.69-73 17
18.
Экскурсия «Золотая осень»
Обобщение полученных знаний
2 четверть — 14 часов Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Передавать словами красоту природы, которую дают почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Уметь выражать свои эмоции, высказывать свою позицию.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь выражать свои эмоции, высказывать свою позицию, ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, родителей, товарищей и других людей.
19 Мы за стеклянным берегом. (Обобщение и систематизация знаний; конференциявыполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко – речевой форме и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу. представление об аквариуме, как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; уметь распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумами. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.проявлять учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Стр.74-81 20 Кто еще у нас живет?
(Получение новых знаний, путешествие) различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; умения различать наиболее распространенных обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа – определителя, усвоение простейших правил ухода за этими животными. уметь аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером, проявлять любовь к животным и чувства ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебнызадачи;преобразовывают практическую. задачу в познавательную. Стр.82-84 21 Какие бывают животные?
( Формирование новых знаний; мультимедиаурок)
преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Представление о группах животных ( насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы. уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. соблюдать правила бережного отношения к животным, основы экологической культуры; принимать ценность природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Стр.84-86 22 Делу – время.
ОБЖ «Режим дня»
( Получение новых знаний; комбинированный) планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того. Чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. раскрытие смысла первой части пословицы « Делу – время, потехе – час» , привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе, корректировка образа школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны. уметь участвовать в работе парами; договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками, соблюдать основные моральные нормы поведения. Стр.87-89 23 Книга – наставник и друг. (Закрепление и совершенствование знаний; комбинированный) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом; на конкретных примерах раскрытия важности и необходимости культурной преемственности через чтение книг. уметь использовать в общении правила вежливости, проявлять интерес к учебному материалу. Стр.90-95 24 Потехе – час.
( Применение знаний на практике; игра) выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко – речевой и умственной формах; осуществлять действия по образцу и заданному правилу. раскрывать смысл второй части пословицы « дулу – время, потехе – час» необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени. уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления проявлять положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности, позитивную самооценку. Стр.96-97 25 За страницами учебника (Закрепление и совершенствование знаний; спортивный праздник) принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме . уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности в совместной игры. осознают сплоченность учащихся как членов единого коллектива класса; осознают принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности ( мы – это я и сверстники). Стр.98-102 Наш дом и семья (15ч) 26 Мы в семье.
( Получение новых знаний, путешествие) выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям ; принимать и сохранять учебную задачу. осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивание своих отношений с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение»,» симпатия», « дружба», «нежность», и др.; представление образа семьи в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению. осознавать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни. Стр.104-106 27 Моя семья – часть моего народа. (формирование новых знаний, инсценирование) контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно - -образным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Представление о семейных традициях как признаки принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; называть старинные предметы быта на языке своего народа.уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами, группами. Стр.107-109 28 Природа в доме.
ОБЖ « Опасность у тебя дома» (Применение знаний, практикум) действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой рольюуметь участвовать в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. осознавать ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому, ко всему, что в нем находится. Стр.110-114 29 Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
ОБЖ. «Огонь. Электричество» (Формирование новых знаний, конференция) выполнять задание в соответствии с поставленной цели, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать в слух последовательность производимых действий , составляющих основу осваиваемой деятельности., представлять , что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращение с бытовыми приборами . уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию. выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения 30 Красивые камни в нашем доме.
( Закрепление и совершенствование знаний; экскурсия) выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. знакомство с камнями как с частью неживой природы; показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочное камни, узнавать их в изделиях.уметь принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задачиметь представление о ценности и уникальности природного мира; выполнять оценивание выполненной работы, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Стр.116-119 31 Комнатные растения у нас дома. (Повторение и систематизация знаний; викторина) принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации. знакомство: с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа – определителя. уметь договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. иметь положительное отношении к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе. Стр.120-121 32 Выйдем в сад и огород.
( Повторение и систематизация знаний; путешествие)
Овощи и фрукты на нашем столе.
( закрепление и совершенствование знаний; практикум) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Определение значения слов «Сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; усвоение понятий «дерево» , «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; классификация садовых культур по признакам «Дерево – кустарник - травянистое растение». уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной, ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче. Стр.122-124 3 четверть -18 часов 33 Про хлеб и кашу, про чай и кафе.
ОБЖ «Ожёг»
( Формирование и совершенствование знаний, путешествие) контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно – образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. знакомство с тем как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе, различение видов круп. уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. уважать труд хлебороба и людей связанных с производством хлеба и других продуктов. Бережно относиться к хлебу; понимать чувства одноклассников, учителя. Стр.126-128 34 Дикорастущие и культурные растения
(Получение новых знаний; комбинированный) контролировать свои действия во время работы с наглядно – образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. отличать культурные растения от дикорастущих; приводить примеры растений каждой группы; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения», «сорта культурных растений». уметь ориентироваться в позиции партнера, в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению. выражать положительные отношения и интерес к изучению природы; понимать ценность природного мира, природоохраны. Стр.129-131 35 Собака в нашем доме.
ОБЖ «Как вести себя с домашними питомцами»
( получение новых знаний, путешествие). самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном уровне. происхождение собак, наиболее распространенные породы, различие их с помощью атласа – определителя, знакомство с правилами ухода за собакой . уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувства ответственности за них. Стр.131-132 36 Кошка в нашем доме.
ОБЖ. «Как вести себя с домашними питомцами»
(Формирование новых знаний; мультимедиа урок) самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно – образном, наглядно – образном уровне. знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различие их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними.уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. выражают доброе отношение к домашним питомцам, стремятся наблюдать за ними, подмечают интересное в их поведении, стараются лучше понять их. Стр.4-7 37 Дикие и домашние животные.
ОБЖ «Когда четвероногие друзья опасны»
(Закрепление и совершенствование знаний; практикум) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. знания, в чем состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку « Дикое – Домашнее», приведение примеров животных каждой группы. уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.Выражать эмоционально – положительное отношение к животным; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Стр.8-10 38 С утра до вечера.
ОБЖ «Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь?»
(Формирование новых знаний, путешествие) выражать свое позитивное отношение к семье. представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявление их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье.уметь выражать устойчивую учебно – познавательную мотивацию обучения, формулировать собственное мнение и позицию; , строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет.контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме. Стр.11-12 39 За страницами учебника «Наш дом и семья».
ОБЖ. «С кем дружат болезни. Если хочешь быть здоров»
( Закрепление и совершенствование знаний; комбинированный). проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад. уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решениеориентируются на принятии образа « хорошего ученика» ; проявляют интерес к познанию окружающего мира Стр.14-16 Город и село. (14ч) 40 Мы в городе.
ОБЖ. «Как вести себя с незнакомыми людьми»
( Формирование новых знаний, проблемный) выполнять задание в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живет; понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия « Земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. уметь применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. Стр.24-31 41 Мы в селе.
ОБЖ «Как вести себя с незнакомыми людьми.» ( Формирование новых знаний, проблемный) выбирать средства для организации своего поведения, запоминать и удерживать правила, инструкцию во времени. понятие «Земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения « односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе в старину и в наши дни; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй – кормилицей; образование общего названия жителей определенного села по его названию. уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. осознают ответственность человека за общее благополучие. Стр.32-39 42 Красота любимого города. ОБЖ. «Переход и светофор. Переходим улицу. Дорожные знаки»
(Формирование и совершенствование знаний, путешествие). планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, правилу, с использованием норм. особенности ландшафта, где находится родной город, название города, происхождение названия, особенности облика города в зависимости от ландшафта; представление об архитектурном образе города как о культурной ценности, которая растёт со временем.уметь договариваться, приходить к общему решению.осознают эстетическое своеобразие и историко – культурное значение архитектурной доминанты города Стр.40-42 43 Красота родного села.
ОБЖ. «Виды транспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии»
(Формирование и совершенствование знаний; путешествие) удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Особенности облика ландшафта (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); название села, происхождение названия; хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края.уметь использовать в обращении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию. Определяют эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты – храма (в отличие от деревни, где храма не было) Стр.42-45 44 Природа в городе
(Формирование нового проблемного видения; практикум) планировать решение учебной задачи – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья и хорошего настроения.,уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости.
замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его Стр.46-49 45 Что растет в городе?
(Формирование новых знаний; мультимедиаурок) планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с постановленной задачей и условиями его реализации..различие часто встречающихся растений города; лиственных и хвойных деревьев; ознакомление с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. уметь использовать речь для регуляции своего действия; строить сообщение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Стр.50-51 46 Чудесные цветники
(Закрепление и совершенствование знаний; практикум) переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Ознакомление с растениями цветников, их названиями; определение отношения к культурным растениям; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме.
уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города. Стр.52-54 47 В ботаническом саду.
( Формирование новых знаний, путешествие) владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей, представление о ботаническом саде, как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов, их значимостью для человека; установление причинно – следственных связей в изучаемом круге явлений уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости. любуются образцами садово – парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу. Стр 57 48 Кто живёт в парке?
(Формирование новых знаний, мультимедиа урок) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением отличительных признаков. уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных, принимают участие в работе парами. Проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Стр.-61 49 В зоопарке.
(Закрепление и совершенствование знаний, путешествие) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.Знакомство с зоопарком, как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Соблюдают правила поведения в зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют активный интерес к учебному материалу. Стр.62-65 50 Войдем в музей!
(Формирование новых знаний; экскурсия) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. В том числе и во внутреннем плане. Представления о музее как о хранителе культурных ценностей на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; понимание необходимости посещения музеев каждым человеком. уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности Знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира.
4четверть- 16час Стр.66-68 51 Мы помним наших земляков. (Формирование новых знаний; экскурсия) РЕГУЛЯТИВНЫЕ: учитывать выделенные учителем действия в новом материале в сотрудничестве с учителем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; название имен земляков, в честь которого названы улицы, площади. Парки, поставлены памятники в родном городе; краткое объяснение, почему они удостоились такой чести.КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь использовать в общении правила вежливости, договариваться и приходить к общему решению.ЛИЧНОСТНЫЕ: понимают нравственные поступки людей, соблюдать основные моральные нормы поведения 52 Все профессии важны.
( Совершенствование знаний, практикум) РЕГУЛЯТИВНЫЕ: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение использовать свой словарный запас, касающийся темы, связи, качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельностиЛИЧНОСТНЫЕ: проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; положительно воспринимают действия одноклассников. 53 За страницами учебника.
«Город и село» (Повторение и систематизация, обобщение знаний) РЕГУЛЯТИВНЫЕ: анализировать собственную работу – соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: раскрытие важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники, умение использовать свой словарный запас.КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.ЛИЧНОСТНЫЕ: демонстрируют положительное отношение к школе, чувства необходимости учения. Родная страна. (8ч) Стр.74-81 54 Россия – наша Родина. (Формирование новых знаний, комбинированный) выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
первоначальные представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны как о её национальном достоянии; уметь приблизительно определять место своего города на карте России; знать , как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру и уникальную природу. Стр.82-84 55 Москва – столица России.
( Формирование новых знаний, мультимедиа урок) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными московскими достопримечательностями – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла; умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади; образ герба Москвы и своего города.уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников.демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют доброжелательность , доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству. Стр.84-86 56 Мы – семья народов России.
( Формирование новых знаний, путешествие) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане. Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмах, блюдах, национальной кухне, музыкальных инструментах, транспорте. Праздниках и обычаях народов России. уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию задания; осуществляют позитивную самооценку, осознают свою семейную идентичность, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых. Стр.87-89 57 Природа России.
ОБЖ. «Отдыхаем в безопасности. Не трогай нас!»
(Формирование новых знаний) РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осуществлять действия по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: работа с учебником и дополнительной литературой, ориентирование по содержанию и с помощью значков - символов; представление о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней.КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.ЛИЧНОСТНЫЕ: владеют начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире. Стр.90-95 58 Охрана природы.
ОБЖ. «Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды.»(формирование нового проблемного видения; практикум) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Представление об угрозах природы, исходящих от человека и мерах по её охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу. Выражать личные восприятия мира и настроения в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; проявляют позитивное отношение к сохранению природы. Стр.96-97 59 Красная книга России.
( формирование новых знаний) принимать и сохранять учебную. Задачу; выражать свое отношение к Красной книге. ознакомление с Красной книгой России, с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными внесёнными в эту книгу. Приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира в слове, музыкальных звуках, красках. осуществляют действия по сохранению редких растений и животных; осознают образ «Я» который неразрывно связан с миром природы, окружающими людьми, культурой. Стр.98-102 60 Заповедные тропинки.
(Закрепление и совершенствование знаний) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Представление о заповеднике как о месте, где вся природа находится под строгой охраной; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике. Принимать участие в обсуждении вопроса, формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников. Оценивают мнение людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулируют правила поведения в заповеднике; проявляют интерес к учебному материалу. 61 За страницами учебника
«Родная страна». (Повторение, систематизация и обобщение знаний; комбинированный). Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания Представление о России как об общей Родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмах, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, праздниках и обычаях народах России; об особенностях традиционной культуры народов своего края.Принимать мнение и позицию других людей, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.Сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к учебному материалу, способность к самооценки. Стр.104-106 Человек и окружающий мир. (5 ч) 62 Взгляни на человека!
(формирование новых знаний, практикум) выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Осмысление взаимосвязи внешнего мира человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему; определение по внешним признакам внутреннего содержания личности, характера, настроения человека, его переживания в прошлом, состояния в настоящем, мечты и надежды на будущее. Выражать личное восприятие мира и настроения в слове , музыкальных звуков, красках; устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром. оценивают образ «Я» , неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей; уважают достоинство людей разного возраста. Стр.110-114 63 Всему свой черед.
ОБЖ. «Я люблю своих родных» (формирование новых знаний , комбинированный) ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия, вносить коррективы в действия.
умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками характерными для природы в разные времена года; называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость), пословицы об отце. учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия. выражают эмоционально – эстетическое соответствие разных периодах жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; относятся с уважением к достоинству человека в разном возрасте. 64 У каждого времени свой плод. (Изучение нового материала, комбинированный) принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально – эстетического соответствия разных периодах жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «Творческая личность человека» на примере образа матери; умение приблизительно определять возраст женщины; пословицы о матери. допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Называть нормы и правила культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте. Стр.116-119 65 Я – часть мира.
(Повторительно – обобщающий урок) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения понятие «Творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве.уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках в красках соответствующих цветов.оценивают образ «Я» . неразрывно связанные с миром природы, миром культуры, окружающих людей. Стр.120-121 66 За страницами учебника
«Человек и окружающий мир». (повторение , защита проектов) выполнять учебное действия ,осуществлять поиск нужной информации в разных пособиях; установление причинно – следственных связей в изучаемом круге явлений. выражать личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове в музыкальных звуках, красках; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально – культурной норме. соблюдение основных моральных норм поведения. Стр.122-124