Конспект урока по литературному чтению : И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. (1 класс)


    Урок _______ Дата:___________Тема: И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.
Цели:
– совершенствовать навык чтения по ролям;– продолжить формирование умений анализировать произведения;– развивать речевые умения, творческие способности;– воспитывать читательский интерес.Оборудование: таблица для игры «Волчок»; ребусы; карточки с играми; пословицы о труде.                               Ход урокаI. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору учащихся).III. Постановка цели урока.– Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и четко:У ежа – ежата.У ужа – ужата.Слишком много ножек у сороконожек.Змея шипит, а жук жужжит.– Что объединяет эти предложения?– Что такое скороговорка?– Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.IV. Изучение нового материала.1. Отработка навыка чтения.Игра «Волчок» (работа по таблице).– Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляйте и читайте слова.Догоняйте волчок!  2. Знакомство со стихотворением И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».– Как называется произведение?– Кто его автор?– Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»?– Какие чувства вызывают у вас эти слова?– Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению.– Как вы думаете, о ком (или о чем) это стихотворение?Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  стихотворение-скороговорку.3. Анализ произведения.– Что делали собаки сначала? А чижики?– Что изменилось во втором четверостишии?– Прочтите второе четверостишие.– Какие слова стали «шалить»?– Прочтите третье четверостишие.– Какие слова «шалят» теперь?– Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.– Как составлены эти слова?– Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к». – Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п». – Прочтите теперь название стихотворения.– В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. Какие слова «шалят»?– Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие весёлые слова.4. Работа в парах.– Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро.5. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».– Прочтите  стихотворение  самостоятельно,  соблюдая  знаки  препинания.– Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему?– Вам было щекотно?– Какие звуки создают такие ощущения?– Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.                                 Физкультминутка                             Мы весной сажали сад,                             А Семён лежал у гряд.                             Вот мы яблоки едим,                             А Семёну не дадим:                             Нам лентяев здесь не надо!                             Выходи, Семён, из сада!V. Продолжение изучения нового материала.1. Отработка навыка чтения.– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:                             по-стро-ить – построить                            ко-че-рыж-ка – кочерыжка                            взды-ха-я – вздыхая                             при-нял-ся – принялся                             кир-пи-чей – кирпичей                             ду-ши-сто-го – душистого                             ап-пе-тит-но-го – аппетитного                             при-я-те-лю – приятелю                             уп-ра-вим-ся – управимся                             о-бой-дусь – обойдусь2. Знакомство с рассказом М. Пляцковского «Помощник».– Прочтите название рассказа.– Кто автор этого произведения?– Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. – Как вы думаете, о ком это произведение?– Объясните, что обозначают слова и выражения:учуял– почувствовал, уловил чутьем;притворно вздыхая – обманывая;передник – фартук;живо управимся – быстро справимся.Далее учащиеся читают рассказ по цепочке вслух.3. Анализ произведения.– Как звали ослика?– Почему у него такое странное имя?– Как звали кролика? Почему?– О чем попросил кролик ослика?– Что ответил ослик?– После чего ослик решил прийти на помощь кролику?– Что ответил кролик?Прочтите пословицы:> Труд человека кормит, а лень портит.> Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.> Кто не работает, тот не ест.> Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.> У ленивого Емели семь воскресений на неделе.– Выберите пословицу, которая отражает смысл этого рассказа.– Объясните ее смысл.– Какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?– Рассмотрите рисунки. Сложите в слова первые буквы названий изображенных предметов. Прочтите пословицу: 
 Ответ:без труда нет добра.– Кем созданы пословицы и поговорки?4. Пересказ рассказа М. Пляцковского «Помощник» по опорным словам:                             помоги строить дом                             голова болит                             принялся за дело                             супу наварила                             учуял запах                             помочь суп есть                             спасибо за помощь                             обойдусь– Используя опорные слова, перескажите рассказ.5. Игры Деда Буквоеда.– Используя рисунки, придумайте слова, в которых окончание одного слова было бы началом другого.
 Ответ: каблук, лук, лукошко.Прочтите слова:                             летел         комок                             казак         тащат                             просо         боб– Какое слово лишнее? Почему? (Просо.)VI. Итог урока.– С какими произведениями мы познакомились на уроке?– Чему учит рассказ «Помощник»?– Что такое скороговорка?– Что такое пословицы и поговорки?