Урок литературы в 6-м классе Дорога к счастью по пьесе М.Метерлинка Синяя птица

Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель русского языка и литературы
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели урока:
Познакомиться с пьесой М.Метерлинка;
Изучить жизнь и творчество писателя;
Проанализировать идейное содержание пьесы;
Обсудить понимание счастья учениками 6 класса;
Оценить авторскую позицию в произведении.
Оформление урока.
Праздничная елка, новогодние гирлянды;
Доска: портрет писателя, годы жизни, плакаты с терминами: драма, пьеса, феерия, картина;
Телевизор (для просмотра кадров фильма).
Ход урока
Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.
Слово учителя:
Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нас в гости.
1. Инсценирование первого действия сказки “Синяя Птица”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Слово учителя:
Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?
Ученик:
Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.
Учитель:
Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?
Ученик:
“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.
Учитель:
Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.
3. Эту сказку о счастье придумал для всех, детей и взрослых, удивительный бельгийский писатель Морис Метерлинк. О нем нам расскажет первая группа учеников.
4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. Вторая группа учеников познакомит нас с особенностями этого произведения.
Ученики:
Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:
В хижине дровосека;
Страна Воспоминаний;
Царство Ночи;
Лес;
Сады блаженств;
Царство будущего;
Возвращение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Учитель:
В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Третья группа учеников предлагает классу игру лото. Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику. (Пример: Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг. )
6. Учитель:
Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?
Ученик: Больной девочке.
Учитель: Чем она больна?
Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.
Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?
Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.
Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно безНачинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Два ученика выбирают табличку:
“Изучай и уважай прошлое.”
7. Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи. Просмотр кадров фильма.
Учитель: С кем встречаются герои в этой части?
Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.
Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?
Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.
Учитель: Откройте урок второй дорожки. Ученики выбирают: “Смело преодолевай препятствие.”
8. Эпизод в лесу.
Учитель: Прочитаем по ролям отрывок из этой части. На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?
Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.
Учитель: Почему деревья не любят людей?
Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.
Учитель: Какой же смысл этого эпизода?
Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.
Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.
Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”
9. Эпизод Сады Блаженств.
Просмотр кадров фильма.
Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?
Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.
Учитель: Выберите дорожку этой части.
Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”
10. Царство будущего.
Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?
Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.
Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.
Ученики выбирают: “Думай о будущем.”
11. Последний эпизод – Возвращение.
Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?
Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.
Учитель: Что же стало с больной девочкой?
Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.
12. Учитель: Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?”. Ребята познакомят вас с ее данными:
Счастье - это:
Здоровье;
Жизнь с родителями;
Дружная и счастливая семья;
Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
Иметь много друзей;
Путешествовать;
Заниматься любимыми делами.
Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?
13. Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Группа учеников читает стихотворение.
Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз –  Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –  Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться? Все ли в мире может повториться? Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз Разве будет это тыщу раз?
На бульваре освещают вечер Тополей пылающие свечи. Радуйтесь, не портите ничем Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Лупит гром из-под небесной пушки. Дождик, дождь! На лужицах веснушки! Крутит, пляшет, бьет по мостовой Крупный дождь в орех величиной!
Если это чудо пропустить, Как тогда уж и на свете жить?! Все, что мимо сердца пролетело, Ни за что потом не пропустить!
Хворь и ссоры временно отставьте, Вы их все для старости оставьте. Постарайтесь, чтобы хоть сейчас Эта “прелесть” миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти. Вы им, желчным скептикам, не верьте –  Радости ни дома, ни в пути Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!
А для очень, очень добрых глаз Нет ни склок, ни зависти, ни муки. Радость к вам сама протянет руки, Если сердце доброе у вас.
Красоту увидеть в некрасивом, Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты, Краски леса и ветра событий, Звезды, птицы, реки и цветы: Дорожите счастьем, дорожите!