Урок (система уроков) по литературе для 6-ого класса по пьесе Метерлинка Синяя птица


Система уроков по пьесе «Синяя птица».
Учебник : Бунеев Р.Н.
Цели уроков:
а) развивающая:
- развитие гуманистического мировоззрения,- расширение кругозора учащихся,- знакомство с произведениями разных видов искусства (изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, поэзия, музыка),- расширение возможностей образного мышления,- развитие эмоционального мира, - активизация творческих способностей
б) обучающая:
- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,- освоение практических приемов и техник графики,- дальнейшее освоение графических материалов и инструментов (восковые мелки, фломастеры)
в) воспитательная:
- развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики),- воспитание культурных навыков поведения и общения.
Задачи уроков:
а) развивающие:
- поддержание неослабевающего интереса к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,- развитие эмоционального мира ребенка средствами изобразительного искусства,- совершенствование образного мышления предложенными творческими заданиями,- развитие фантазии и воображения при выполнении собственных работ,- постоянное развитие интереса к творческой деятельности разными видами творческих заданий,- стимуляция активности детей во время урока (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания),- развитие потребности самовыражения
б) обучающие (теоретические и практические):
- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,- освоение терминологии,- развитие представлений о выразительных средствах графики (линия, штрих, пятно),- знакомство с произведениями графического искусства,- практическое освоение графических материалов (восковые мелки, фломастеры),- освоение техник и приемов графики,- обучение анализу художественных произведений,- обучение анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения созданных произведений
в) воспитательные:
- культурное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,- развитие самокритичного отношения к собственному творчеству,- развитие корректного отношения к творчеству других.
Драма как род литературы. Особенности драматического произведения.
Персонажи пьесы.
Поиск Синей Птицы.
Отображение истинного и ложного.
Творческая мини-работа.
Смысл финала.
Обобщение по разделу «Пролетая над снами…»
Контрольное сочинение.
*Эпиграф: “Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.
Александр Блок.
*Афоризмы о счастье:
Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.
Бернард Шоу
Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
Оскар Уайльд
быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.
Гюго Виктор
Птицу - счастье нелегко поймать, но еще труднее - приручить.
Илья Шевелев
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Дени Дидро
Ход урока:
Организация начала занятий.
Вводная часть урока.
Учитель акцентирует внимание на особенности такого рода литературы как драма. Поэтому предлагается для начала вспомнить, на какие три рода можно поделить все произведения (эпос, лирика и драма). После этого нужно вспомнить их отличительные особенности. Подводя детей ксамого сложному роду – к драме, им раздается напечатанный текст, с которым они знакомятся самостоятельно. Учащиеся по ходу чтения должны выделить черты драматического произведения (они выделены жирным шрифтом).
Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от критики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.Греческой слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.
Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.
Учащимся можно предложить составить три вопроса для своих одноклассников по данной статье. Записать вопрос вместе с ответом.
- Выпиши особенности данного рода. Как думаете, что стоит отметить?
- А теперь попробуйте нарисовать то, что у вас ассоциируется с таким родом литературы как драма(кто может нарисовать сцену, кто-то актера, декорации и так далее).
3. Основная часть урока.
А) - Вы на каникулах должны были дочитать пьесу «Синяя Птица».Давайте докажем, что это произведение принадлежит к драме. Дети, опираясь на текст раздаточного материала, доказывают следующими критериями:
- содержание пьесы составляют разговоры и диалоги действующих лиц;
- их речь сопровождается ремарками;
- конфликт между светлыми и темными началами людей и героев произведения и т.дБ)Все персонажи, окружающие наших героев (Тильтиль и Митиль), делятся на два лагеря. Какие? (враги и друзья). Кто хочет помешать их поискам и почему? Кто и по каким причинам готов помогать им?
Здесь необходимо обратить внимание на реплику Кошки: «Мы все, здесь присутствующие, - Животные, Предметы, Стихии – обладаем Душой, которую Человек до сих пор не разгадал. Только благодаря этому мы еще не совсем утратили независимость. Но как только он найдет Синюю Птицу, он постигнет всё и окончательно поработит нас…»
Противоположного мнения придерживается Пёс: «Человек – это всё! Надо его слушаться и исполнять все его желания! В этом вся истина! Человек – это Божество».
1)враги: Кошка и Ночь
2) друзья: Пёс и Душа Света
3)а куда отнесем Хлеб, Сахар, Воду и Огонь?
Детям можно предложить нарисовать Души героев (можно как из пьесы, так и вымышленных).



В) задание  «ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЛОТО»
(Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека.Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки.
Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные.
Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная.
Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг.
Вода – героиня в платье  голубовато-зеленоватого цвета, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; и головном уборе  из цветов и водорослей или же из метелок камыша.
Душа Света –  один из основных персонажей; в газовом платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи.)Г) Поиски Синей Птицы.
1) Страна Воспоминаний
Вдруг счастье заключается в наших воспоминаниях об ушедших близких?
«Как же мы их увидим, если они умерли? – Раз они живут в нашей памяти, значит, не умерли!» Как вы понимаете эту мысль Метерлинка?
Здесь дети находят лишь синего дрозда, которая почернела как только её вынесли из Страны Воспоминаний!
2)дворец Ночи
Дети открывают двери и видят Призраков, Болезни,Войны,Ужасы и т.д3) Лес
Почему духи деревьев и Животных решили убить наших героев?
4)Кладбище
Почему души умерших превращаются в цветы?
5)Волшебные сады Блаженств
6)Царство будущего
Каждый этап поисков записывается в тетрадь.
Вывод: где бы ни были дети, Синяя птица показывается им и всякий раз ускользает. Она неуловима.
6. Отображение истинного и ложного.
Две группы блаженств (можно составить схему).
На какие две группы их можно разделить? (на истинные и ложные) Приведите примеры и тех и других блаженств из вашей жизни.
Попробовать нарисовать какое-то из них. Как себе их представляете?
7. Творческая работа. Написание мини-сочинения.
«Самая Большое Блаженство Моей Жизни»
«Блаженства, Живущие в нашем Доме».
8.Смысл финала.
Синяя птица давно сидит в клетке в комнате наших героев. Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может быть, оно где-то рядом.Но поиск Синее птицы был не напрасен: что обрели герои?
Но…птица опять улетела? Что это символизирует? Всегда ли счастье будет нас сопровождать?
Также можно попросить нарисовать ту самую птицу счастья.



10. Обобщение по всему разделу.
- Почему именно так назван?
- Что объединяет все прочитанные нами произведения?(мистификация).
- А к каким родам и жанрам литературы мы можем отнести эти произведения?
Эпос: Гоголь «Ночь перед…», Чехов «Страшная ночь», Мериме «Венера Илльская»
Лирика: Пушкин «Бесы» и «Из цикла…»
Лиро-эпический: баллада В.А.Жуковского «Светлана», Гёте «Лесной Царь»
Драма: Метерлинк «Синяя птица».
11. Слово учителя: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.Перепишите себе один из афоризмов о счастье, которое по вашему мнению подходит к идее данной пьесы больше всего.
Учащиеся читают стихи:
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не пропустить!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!