«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 п. Прогресс
муниципальное образование Новокубанский район
Тема педагогического опыта:
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников»

Автор опыта:
Кошелева Любовь Николаевна
учитель начальных классов
МОБУСОШ №6
п. Прогресс
муниципального образования
Новокубанский район
Краснодарского края
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике …………………..3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном
учреждении и муниципальном образовании …………… 5
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….6
2. Психолого-педагогический портрет класса
(группы) обучающихся, являющихся базой для формирования
представляемого педагогического опыта……………………………….9
3. Педагогический опыт………………………………………………………11
3.1. Описание основных методов и методик, используемых впредставляемом опыте………………………………………………………….11
3.2.Актуальность педагогического опыта……………………………………18
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………..…20
3.4. Результативность педагогического опыта………………………….……22
3.5.Новизна представляемого педагогического опыта………… …………...29
3.6. Технологичность педагогического опыта………………………………..31
3.7.Описание основных элементов представляемогопедагогического опыта…………………………………………………………35
4. Выводы…………………………………………………………………..........41
5. Библиографический список ……………………………………………… ...43
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение проектно-исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли проектно-исследовательского методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике проектно-исследовательского обучения.
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
В своей преподавательской деятельности с каждым годом наблюдаем, что процесс обучения для школьников превращается в малопривлекательную работу, которую надо выполнять. Почему так происходит? В чем причина? Очевидно, традиционные приемы и формы устарели, малоэффективны. И сегодня идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе проектно-исследовательской деятельности.
Эффективным средством реализации познавательной потребности учащихся, мы считаем, является проектно-исследовательская деятельность. В проектно-исследовательском обучении в качестве основы выступают те знания, преподносимые не в готовом виде, а их организованный, творческий поиск.
Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику проектно-исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.
В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи проектно-исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.
Сторонник прагматической педагогики У.Х. Килпатрик, ученик и последователь Дж. Дьюи, отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Он стал основоположником проектно-исследовательского метода, придавая ведущее место в обучении проектной деятельности [1].
В России идеи проектно-исследовательского обучения возникли в начале 20 столетия у русских педагогов С.Т. Шацкого и А.У. Зеленского. Вместе со своими коллегами они создали многопрофильный клуб для детей, а в 1911 году – загородную летнюю трудовую колонию. В своей педагогической практике идеи Дж. Дьюи и метод проектов использовали также А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, Е.Г. Каганов, П.Ф. Каптерев, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин и другие. Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектно-исследовательской деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-проектной деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой проектно-исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-проектно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым. [2]
А. В. Леонтович под проектно-исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [3].
А. С. Обухов проектно-исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [4, с.17].
А. И. Савенков под проектно-исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования [5, с. 14].
Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [6, с. 246]. Анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы проектно-исследовательского образования, но их мало.
Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материально – техническое оснащение, учитель начальных классов не готов его использовать в виду содержательно – организационной неподготовленности.
В связи с этим встает проблема разработки содержательно – организационной модели использования проектно-исследовательского обучения в учебно – воспитательном процессе начальной школы/
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании
Работа по проблеме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы» была начата в 2012-2013 учебном году на базе средней школы № 6 п. Прогресс Новокубанского района Краснодарского края.
Было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу, подобрать эксперименты, опыты, беседы по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность, разделив работу на несколько этапов:
Ι этап – начальный (констатирующий) – (2012 – 2013 г.) проводился теоретический анализ литературы по проблеме проектно-исследовательского метода обучения, обобщение имеющегося опыта; осуществлялось выявление организационных и концептуальных подходов к построению модели развития интерактивного метода обучения проектно-исследовательской деятельности.
ΙΙ этап – основной (формирующий) – (2014 – 2015 г.) использовались методы наблюдения, тестирования, анкетирования, мониторинг результатов.ΙΙΙ этап – заключительный (контрольно - обобщающий) – (2015- 2016 г.) завершена работа по систематизации и обобщению основных результатов.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Основными понятиями и терминами данного педагогического опыта являются:
Ключевые компетенции - понятие “компетентность” в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Учебный проект – это задание, сформулированное в виде проблемы, их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, результат деятельности как способ решения проблемы проекта.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой - ориентировать на интеграцию знаний для активного включения в освоение новых способов деятельности.(Глухов С.В.)
Проектная деятельность школьников – это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача учителя в процессе личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы выявить избирательность ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая формулирование целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Технологии проектной деятельности - технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.
Личностно ориентированное обучение – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Групповые методы обучения - один из эффективных способов организации учебной деятельности на уроке.
Рефлексивный метод - предполагает намеренный уход от причинно-следственной модели и рационалистских понятий; в рамках рефлексивного метода понимание состоит не в "поиске причин", а основано на способности к описанию, "отражению" себя.
Презентативные методы - презентация готового продукта (проекта) общественности и его защита.
Исследовательский метод - построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, в упрощенной, доступной учащимся форме.
Исследовательская задача - это когда происходит некоторое явление, и ученику необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат.
Проблемный подход – направлен усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса и способов получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося и развитие его творческих способностей.
Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в реальном или виртуальном классе; учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Игровое проектирование - технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме.
Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор; важной характеристикой дискуссии является аргументированность.

II. ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, творческие способности и логическое мышление, проектно-исследовательскую деятельность, создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.
Опыт создавался в условиях обычной общеобразовательной школы, успешно зарекомендовал себя в работе с учащимися 1-4 х классов.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование проектно-исследовательской деятельности при обучении позволило создать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Было проведено психологическое исследование «Уровень развития познавательных процессов у школьников, и его влияние на восприятие учебной информации с помощью электронного учебно-наглядного пособия»[7, с. 68]
Исходя из полученных результатов, сделан вывод, что данные учащиеся нуждались в более наглядном представлении учебного материала, что позволило лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей.
Обследование учащихся проведено и по цветовому тесту М. Люшера в обработке К. Шипоша. Эта методика позволяет выявить, насколько комфортно ребенок чувствует себя в школе, выявить эмоциональные установки по отношению к отдельным предметам и определить трудности в освоении какого-либо предмета.

Исследования помогли правильно спланировать работу с классом.
Проектно-исследовательское обучение является одним из эффективнейших инструментов раннего развития детей. И внедрять его в школьную практику в нашей школе начинают уже на первом году обучения школьников, это ведет к реализации развивающего обучения, а не повсеместно распространенного репродуктивно-иллюстративного.
Использовались эмпирические, теоретические и фантастические экспресс-исследования.
Например, для проведения фантастических исследований предлагались темы: «Архитектура будущего» (поручить детям, оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.
Теоретические экспресс-исследования - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме. Эти теоретические темы были связаны с историей, кубановедением, музыкой, изобразительным искусством. Например, «Искусство портрета» (основные особенности, классификация портретов, отличие современных портретов от портретов прошлого); «История возникновения трамвая», «Забытые народные музыкальные инструменты» и др.
Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические.
Проектно-исследовательская деятельность позволяют нам включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Широко использовать во внеурочной и внеклассной работе, во второй половине школьного дня. Проектно-исследовательская деятельность рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.


III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектно - исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.
Использование исследовательского обучения несет с собой несколько ощутимых преимуществ:
•во-первых, исследовательское обучение наиболее экономичный и рациональный способ передачи знаний; учитель лишь создает проблемную ситуацию на уроке и указывает информационные ресурсы для поиска необходимых данных;
•во-вторых, исследовательское обучение – продуктивный метод, который способствует созданию на уроке ситуации «открытия новых знаний»;
•в-третьих, в ходе исследовательского обучения у детей проявляется творчество в ситуации открытия «субъективного нового»; ребенок в процессе обучения пребывает в активном поисковом состоянии.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников».
Объект исследования: процесс организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников средствами метода исследований.
Цель: формирование потребности к саморазвитию через использование проектно - исследовательской деятельности в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при тонкой дифференциации этих ступеней педагогических условий:
■Вначале, на первом этапе, доминирует информационно-рецептивный характер учебной деятельности. Автор мини-курса дает детям первичную информацию, а их основная задача - ее воспринять, осмыслить, запомнить.
■Следующий этап - репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала.
■Это сменяется «проблемным изложением». Педагог ставит проблему и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Необходимо вскрыть основной ход мыслей при движении к решению, показать детям нечто вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ученики на этом этапе мысленно контролируют убедительность этого движения, следят за его логикой.
■Все это постепенно сменяется частично-поисковым, или эвристическим, методом. Его задача обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.).
■В итоге все это должно привести к исследовательской практике, что, как известно, является основным методом обучения творческой деятельности.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
•изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
•осуществить отбор методов и приемов работы исследовательской деятельности по формированию ключевых компетенций;
•развивать навыки коллективной проектно - исследовательской деятельности решения специфических проблемных ситуаций;
•формировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
•развивать социально-психологические качества личности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась с 2011 по 2014 год и состояла из нескольких этапов:
1-й этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 года – май 2012 года.
2-й этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012года – май 2013 года.
3-й этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2013 года – май 2014 года.
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление в группе детей с высоким уровнем развития.
На формирующем этапе была проведена экспериментальная работа по развитию научно-исследовательского и творческого потенциала личности в условиях урочной и внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения.
На заключительном этапе проведенная диагностика показала успешность выбранной технологии для решения определенной в опыте педагогической проблемы.
Ожидаемые результаты:
1.У школьников проявится познавательный интерес в процессе непосредственно образовательной деятельности и вне ее.
2.Дети самостоятельно будут выделять, и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные решения, доказывать их, исходя из данных; делать выводы, применять их к новым данным; делать обобщение.
3.У воспитанников разовьются элементы самоконтроля, объективной оценки своих действий и результата.
4.Повысится интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Форма подведения итогов:
1.Анализ полученных результатов на основе мониторинга детей.
2.Итоговые комплексные мероприятия.
3.Презентации проектов.
Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия.
Большое значение в данном случае принадлежит таким методам:
Метод преподавания.
Проблемно-диалогический метод.
Метод обучения.
Проблемно-исследовательский.
Основные этапы методики индуктивного и дедуктивного исследований
«Таблица 1»
Мотивация (создание проблемной ситуации)
← Дедуктивное исследование

Исследование (может быть в малых группах)
Обмен информацией
Организация информации ОБОБЩЕНИЕ

Связывание информации Подведение итогов.
Рефлексия
← Индуктивное исследование
Постановка новых вопросов Применение Данная таблица иллюстрирует специфику каждого этапа в случае дедуктивного и индуктивного исследований.
Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного
исследований
«Таблица 2»
Этап исследования Значение этапа
Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
Мотивация или создание проблемной ситуации Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывают психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предложений, на основании которых формируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования
Исследование Поиск решения проблемы Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения
Обмен информацией Изложение результатов исследования Изложение результатов исследования
Организация информации Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы
Связывание информации Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)
Подведение итогов, рефлексия Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия Оценивание малых гипотез, вытекающей из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия.
Применение Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев
В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:
ставить исследовательские вопросы;
формулировать проблемы;
выдвигать гипотезы;
составлять план работы;
вести наблюдения;
планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т.п.);организовывать (систематизировать) информацию;
представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).
Правила выбора темы исследований
■Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
■Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он считал бы своим.
■Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного.
■Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно.
Виды исследовательских работ:
Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.
Этапы исследования в малых группах:
Шаг 1. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.
Шаг 2. Определить состав каждой рабочей группы.
Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы.
Шаг 4. Спланировать представление результатов работы в каждой группе.
Необходимые условия для планирования работы в малых группах
«Таблица 3»
Этап Вопросы этапа Что необходимо учесть и спроектировать? Что важно знать?
1 Сколько групп? Сколько человек в группе? Особенности материала для изучения. Количество учащихся в классе Оптимально количество учеников в группе: 4-5 человек
2 Состав группы, ее тип (кто войдет в группу?) Особенности материала для изучения (объем, сложность, новизна).
Индивидуально-психологические характеристики учащихся.
Межличностные отношения учащихся У каждого ребенка должен быть опыт разных функций в процессе групповой работы (организатора, исполнителя и контролера); опыт работы как в гомогенной (ученики примерно равны по способностям, или уровню знаний, или интересам), так и в гетерогенной группе (в группу входят дети с разным уровнем способностей или знаний)3 Как организовать совместную работу в группе? Включенность каждого ребенка в работу группы. Обсудить план работы для достижения поставленной цели Можно разработать инструкционную карту.
Необходимо разработать рабочий лист для каждой группы
4 Как обеспечить представление работы, включенность каждого ребенку? Использование разных форм представления результатов работы.
Включенность каждого ребенка в представление отчета группы Можно применить «Помощник представления»
Общие правила для педагогов
Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует соблюдать следующие правила:
•Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
•Не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
•Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
•Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
•Научите детей видеть меж предметные связи.•Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
•Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
•Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
•Подходите ко всему творчески.
Технологии учебного исследования позволяют получить следующие результаты:
усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формируется социальный опыт в труде и общении;
учителю предоставляется возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширить контакты с родителями учащихся;
значительно повышается профессиональный уровень учителя;
развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.
Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении исследовательской работы. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".
3.2.Актуальность педагогического опыта
Актуальность метода учебных исследовательских проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения. Проектно-исследовательское обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектно-исследовательской деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Метод проектно-исследовательский не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать обучающихся, у большинства подростков появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Исследовательская и проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. В исследовательской и проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности, выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сам по себе, а на каждом этапе проектной или исследовательской деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность меж предметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектно-исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной или исследовательской деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности.
Интересная работа, какой является проектно-исследовательская деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения и современной школы.
3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике.
Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской, В.И. Андреевым, И.А. Зимней, А.М. Матюшкиным, А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым.
Метод проектно-исследовательских — это организационная модель образовательной деятельности, способствующая исследованию учащимися сложных проблем. Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например:
•решать проблему;
•принимать решение;
•исследователь.
Исследовательские проекты служат конкретным важным целям образования. Исследования не являются развлечением или дополнением к «настоящему» учебному плану или просто заданием по знакомой теме. Учебный план, реализуемый с использованием метода исследовательских проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с реальной целью. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.
Выделяют следующие характеристики эффективных учебных исследовательских проектов:
•учащиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения;
•проект основан на проблеме, значимой для учащихся;
•проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты;
•проект организуется вокруг направляющих вопросов;
•проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания;
•проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками;
•проекты напрямую связаны с окружающим миром;
•учащиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов;
•информационные технологии поддерживают и помогают повысить качество обучения;
•в работе над исследовательским проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения;
•различные методы обучения поддерживают различные стили мышлен
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не в получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.
Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.
3.4. Результативность педагогического опыта
Результативность изложенного опыта работы позволяет проследить развитие у одаренных учащихся познавательной и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей.
Анализируя специальный тест для родителей (по Д.Чейпи) очевидна динамика роста развития познания, умения общения, умения ладить с другими людьми.
Диагностика, упражнения для тренировки и развития внимания, памяти, восприятия и наблюдательности, используемые в ходе проектной деятельности учащихся в течение обучения в начальном звене, позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности.
Уровень развития активности учащихся
на проектно-исследовательском этапе познавательной активности
«Таблица 4»
2013год 2014год
Уровень развития внимания 63% 86%
Уровень развития памяти 54% 88%
Уровень развития восприятия 57% 82%
Уровень развития наблюдательности 52% 75%
В ходе исследований уровня сформированности интеллектуальных умений использовались методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов: способность выделять существенное, способность сравнивать понятия, способность обобщать, способность классифицировать понятия, предметы, явления, анализ отношений между понятиями (по Л.Ф.Тихомировой).
Уровень сформированности интеллектуальных умений
«Таблица 5»
2класс 3 класс 4 класс
Сравнение 52% 62% 78%
Доказательство 44% 48% 56%
Обобщение 48% 52% 61%
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.
Повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия проектно-исследовательской деятельностью, она значительно повысилась, по сравнению с теми учащимися, которые этой деятельностью не занимались.
Для наглядности представим данные на рисунке 1.
«Рисунок 2»

Рис.1 Уровень сформированности исследовательских умений младших школьников (4 класс)
Для подтверждения достоверности результатов исследования были проведены расчеты статистических различий с помощью метода углового преобразования Фишера.
Прослеживается позитивная динамика «качества знаний» учащихся по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Позитивная динамика «качества знаний» учащихся
«Рисунок 3»




Анализ краевых диагностических работ у учащихся 4 классов
по русскому языку и математике
«Рисунок 4»

Результаты контрольных диагностических работ
«Таблица 6»
Номера контрольных работ и время их проведения Отметки, полученные на контрольных диагностических работах
Предметы «5» «4» «3» «2»
1 16.04.2014г. Математика 14 8 4 -
2 29.04.2014г. Русский язык 10 10 6 -
Средний краевой балл по русскому языку - 77,8%
Средний балл по школе – 81%
Средний краевой балл по математике - 9,01 балл
Средний балл по школе – 9,7 баллов
Ученики с интересом участвуют в различных конкурсах проектно-исследовательских работ, становятся победителями и призерами данных конкурсов.
Результаты проектно-исследовательских работ
Призовые места
«Рисунок 5»

Школьники с интересом участвуют в различных конкурсах, становятся победителями и призерами данных конкурсов.
Победители конкурсов и олимпиад
«Таблица 7»
№ Уровень Название конкурса Место Ф.И. учащегося Основание № приказа/ грамота
2012-
2013 Муниципальный 1 «Служба спасения «01» 1 Старцев Дмитрий Диплом
1 степени
2 «Служба спасения «01» 1 Лежнев Олег Диплом
1 степени
3 «Служба спасения «01» 1 Лобченко Виктория Диплом
1 степени
4 «Служба спасения «01» 1 Базиков Владислав Диплом
1 степени
5 «Служба спасения «01» 2 Лебедь Кирилл Грамота
6 «Служба спасения «01» 2 Чаплыгина Виктория Грамота
7 «Служба спасения «01» 2 Резец Роман Грамота
8 Олимпиада по математике Победитель Андрусенко Анастасия Диплом
1 степени
9 Олимпиада по русскому языку Призер Андрусенко Анастасия Диплом
2 степени
10 «Светлый праздник – Рождество Христово» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
11 «Зеркало природы» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
12 «Рождественские колокольчики» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
13 «Гагаринские чтения» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
14 «Семейные экологические проекты» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
15 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
Краевой 1 «Служба спасения «01» 1 Старцев Дмитрий Диплом
1 степени
2 «Полиция спешит на помощь» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
3 «Полиция спешит на помощь» 1 Лебедь Кирилл Диплом
1 степени
Всероссийский 1 «Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» ФИНАЛИСТ Резец Роман Грамота
2013-2014 Муниципальный 1 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2 Олимпиада по русскому языку Призер Андрусенко Анастасия Диплом
2 степени
3 Олимпиада по литературному чтению При-зерАндрусенко Анастасия Диплом
2 степени
4 Зональный 1 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2 Олимпиада по русскому языку Призер Андрусенко Анастасия Диплом
2 степени
Краевой 1 «Светлый праздник – Рождество Христово» При-зерРезец Роман Диплом
2 степени
2 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 4 Резец Роман Грамота
2014-2015 Муниципальный 1 «Служба спасения «01» 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2 «Служба спасения «01» 2 Резец Роман Грамота
3 «Служба спасения «01» 3 Резец Роман Грамота
4 Конкурс сочинений «Нет тебя дороже…» 2 Резец Роман Грамота
5 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
Зональный 1 Конкурс учебно-исследовательских про-ектов «Эврика, ЮНИ-ОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2015-2016 Муниципальный 1 «Светлый праздник – Рождество Христово» 1 Кошелев Даниил Диплом
1 степени
2 Конкурс учебно-исследовательских про-ектов «Эврика, ЮНИ-ОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Кошелев Да-ниилДиплом
1 степени
3 Конкурс учебно-исследовательских про-ектов «Эврика, ЮНИ-ОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
4 Олимпиада по окружающему миру 2 Покиндюков Дмитрий Диплом
2 степени
Зональный 1 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2 Конкурс учебно-исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани 1 Кошелев Да-ниилДиплом
1 степени
Всероссийский 1 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» - 2016 1 Резец Роман Диплом
1 степени
2 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» - 2016 1 Кошелев Да-ниилДиплом
1 степени
Международный 1 «Зима – 2016»
русский язык 1 Калюжная Л.
Петрова Д.
Покиндюков Дмитрий Диплом
1 степени
2 Шарипова Карина Диплом
2 степени
3 Айкашева У.
Худалеева Е. Диплом
3степени
2 «Зима – 2016»
математика 2 Григорян Д.
Толокольников В.
Покиндюков Дмитрий Диплом
2 степени
3 Айкашева У.
Калюжная Л.
Магомедов С.
Матвиенко В.
Петрова Д.
Худалеева Е.
Шарипова К.
Диплом
3 степени
Результаты учебной деятельности показывают положительную динамику в течение пяти лет, это говорит о том, что используемая методика способствует не только формированию ключевых компетенций, но и повышает учебную мотивацию учеников.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем.
1. Определены основные концепции, влияющие на процесс проектно-исследовательского обучения детей.
2. Выявлены концептуальные подходы к разработке содержания программ для проектно-исследовательского обучения детей в начальной школе.
3. Охарактеризованы современные психолого-педагогические теории, положенные в основу практической работы с проектно-исследовательской работой с детьми в начальной школе.
4. Выделены тенденции развития системы обучения проектно-исследовательской работы с младшими школьниками.
5. Раскрыта процедура проектно-исследовательской деятельности, описаны соответствующие диагностические методики (наблюдение, анкетирование, тестирование и другие).
6. Охарактеризована специфика содержания образования и методов обучения талантливых младших школьников (рост числа обязательных учебных предметов; усиление внимания к естественно-технологической подготовке; углубление проектно-исследовательской деятельности; повышение роли "активных" методов обучения, современных технических средств).
Новизна работы состоит в том, что в ней содержатся материалы о процедуре проектно-исследовательской деятельности младших школьников, практике составления соответствующих учебных программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, формах и методах обучения в обычных школах могут быть использованы при разработке организационных, обще дидактических и методических проблем.
Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов исследования определены применением научных методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования. Определены с опорой на методологические принципы диалектического сочетания количественного и качественного анализа, сопоставления полученных выводов с опытом российских педагогов.
Основными методиками выявления способностей к проектно-исследовательской деятельности детей в школах являются наблюдение, анкетирование, тестирование, разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка.
Основными методами проектно-исследовательского обучения детей в начальной школе служат активные методы обучения «исследовательский метод», «метод мозговой атаки» и др.
Реализация концепции педагогического опыта способствует повышению мотивации учащихся, формированию каждого из них как успешной социально-адаптированной, самокритичной личности при наличии следующих условий:
1. Создание сетевых внутри предметных или меж предметных исследовательских проектов, работа в микро группах и индивидуальная работа.
С учащимися обсуждаются интересные им направления работы в области информатики и ИКТ, параллельно рассматриваются возможности создания проектов по другим предметам и участия в конкурсном и олимпиадном движении различных уровней. Подобные направления работы являются среднесрочными или долгосрочными. Модели сетевого сотрудничества и групповой работы на уроках развивают культуру работы по сети, позволяют дистанционно отслеживать результаты работы, вовремя внося корректировки в деятельность учащегося. Работа в микро группах под руководством учителя рождает индивидуальные «открытия» и «победы», которыми учащиеся делятся на этапах промежуточного контроля. Уровень освоения темы изучения, рефлексии у каждого ученика индивидуальна, поэтому в течение всего времени учебы формируются консультанты внутри класса, внутри параллели, которые оказывают помощь своим товарищам. Учитель, исполняя роль тьютора, во внеурочной деятельности предлагает учащимся дополнительные сетевые теоретические, практические и контролирующие материалы. Устанавливаются сроки сдачи неотработанных тем, ведется журнал успешности учащихся.
2. Дистанционная поддержка учащихся при подготовке к проектно-исследовательским работам, к краевым и итоговым контрольным работам, к участию в олимпиадах и конкурсах.
Как показывает опыт работы, метод творческих исследовательских проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Современные возможности проектно-исследовательской деятельности способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
Всю нашу работу над применением проектно-исследовательской деятельности на уроках можно разделить на 4 этапа.
1 этап: Теоретический анализ источников по использованию проектно-исследовательской деятельности на уроках (2011-2012г.) Мы начали свою работу по данной теме с изучения публикаций методических и педагогических изданий, анализа опыта работы по данной проблеме. Познакомились с методическими задачами, которые необходимо решать, внедряя эту деятельность.
2 этап: Сформулировали цели, задачи, провели отбор методик по диагностике мотивации учебной деятельности исследовательских навыков. Провели анкетирование и составили диагностику.
3 этап: Внедрили проектно-исследовательскую деятельность в практику (2012-2013г.)
4 этап: Провели диагностику изменения качества обучения после внедрения проектно-исследовательской деятельности, подвели итоги, наметили перспективы своей дальнейшей работы (2013-2014г.)
В практике своей работы мы использовали проектно-исследовательскую деятельность в течение 4-х лет. Работа вели по двум направлениям:
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках
«Рисунок 6»
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности учащегося
4422684-635056914149890
363855047625Внеурочная деятельность
00Внеурочная деятельность

-12754488265Урочная деятельность
0Урочная деятельность

3225165119380Проекты
Исследовательские работы
Интеллектуальные марафоны
Олимпиады
Конкурсы
Интернет-конкурсыПредметная неделя
научно-практические конференции
творческие мастерские
00Проекты
Исследовательские работы
Интеллектуальные марафоны
Олимпиады
Конкурсы
Интернет-конкурсыПредметная неделя
научно-практические конференции
творческие мастерские

-62230124460Проблемные уроки
Практические занятия
Урочные проекты
Творческие проекты
0Проблемные уроки
Практические занятия
Урочные проекты
Творческие проекты


Мы считаем, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, наша работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений и представляет следующую структуру по классам.
В первую очередь попытались организовать самостоятельную работу школьников на уроке. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие можно собрать в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют диафильмы.
В 4 классах основное направление работы Самовоспитание «Сделай себя сам». Работая с ребятами данного возраста, мы ориентируем их на приобретение положительных качеств личности. При этом используем следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок. В 4-х классах выполняются краткосрочные практико-ориентированные моно проекты, что объясняется конкретностью мышления детей. Учащимися были выполнены проекты по темам: «Моя семья», «Мой дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо другу», «Новогодняя открытка». Это - творческие проекты, многие ребята использовали компьютер при выполнении проектов. Ученики делали творческие презентации о себе по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для развития.
Во внеклассной работе мы осуществляем проектно-исследовательскую деятельность по трем основным направлениям:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа - совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по изучаемым темам. Материалы мы готовим вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Инновацией для нашей педагогической деятельности стало использование Цифровой лаборатории Лаб-диска «ГЛОМИР». Цифровая лаборатория ЛабДиск «ГЛОМИР» адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественнонаучном образовании младших школьников. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Благодаря своей структуре и функциональности, цифровая лаборатория ЛабДиск «ГЛОМИР» в полной мере отвечают требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта. В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественнонаучных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Модульная структура позволяет учителю самому решать, как и какие из предлагаемых в проекте материалов использовать. Главная особенность – минимум действий, красочный и простой интерфейс, открывающий доступ к «научно-тематическим паркам». Полученные данные в ходе работы с цифровой лабораторией, учитель вместе с учащимися сопровождает текстовыми комментариями, иллюстрациями, звуковым сопровождением, результаты можно экспортировать в редакторы Excel и Word.
Преимущества использования цифровой лаборатории очевидны:
• позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах;
• дает возможность производить удобную обработку результатов;
• обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель.
Уроки с использованием проектно-исследовательской деятельностью, на наш взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности, внимание обращается на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.
Практически на любом школьном предмете можно применить проектно-исследовательскую деятельность. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет нам осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обучения действительно является эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, само реализоваться, получить навыки рефлексии.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны.
Мы поместили свой педагогический опыт на сайтах:
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 п. Прогресс муниципального образования Новокубанский район (school6@hk.Kubannet.ru);
Издательский дома «Первое сентября» в разделе «Преподавание в начальной школе»;
Научно – образовательный центр «Открытие» (http\\www.otkrytie21.ru);
I Международная научно-практическая конференция «Достижения и перспективы педагогической науки» Эл СМИ «Образцовая школа» (http://obrazshkola.r);
Центр дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики» (http://pedakademy.ru);
«Всероссийские конкурсы для педагогов» (http:konkurs-dlya-pedagogov2015/ru);
II Международный фестиваль педагогического мастерства «Мой педагогический успех» (http://pia-creativ.ru).
для того, чтобы данный опыт или его элементы использовались педагогами других образовательных учреждений.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектно-исследовательской деятельности, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Дети младшего школьного возраста как по природе своей исследователи.
Основные дидактические проблемы это - умственная деятельность ученого, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Но если в случае с ученым главное - само новое знание, то во втором самое ценное - исследовательский опыт.
В своей работе выделяем три уровня реализации исследовательского обучения:
•педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
•педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
•на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Экспресс-исследования Эта форма организации предполагает массовое участие детей.
Суть ее сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике.
Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагалось исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, как зимуют травы, как ложится снег, как ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т.п.
Возможны эмпирические, теоретические и фантастические экспресс-исследования.
Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям, оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.
Теоретические экспресс-исследования - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме. Эти теоретические темы были связаны с историей, кубановедением, музыкой, изобразительным искусством. Например, «Искусство портрета» (основные особенности, классификация портретов, отличие современных портретов от портретов прошлого); «История возникновения трамвая», «Забытые народные музыкальные инструменты» и др.
Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Так у второклассников, собиравших материал по искусству пейзажа в России, родилась идея провести исследование художественных предпочтений одноклассников. Они расклассифицировали картины и, вооружившись их репродукциями, провели опрос одноклассников. С помощью простого ранжирования они определили рейтинги каждого из живописных направлений и каждой из участвовавших картин.
Заключительный момент проводится в виде симпозиумов и конференций. Авторы делают краткие сообщения. Столы ставятся в круг для многостороннего общения. Председательские функции следует брать педагогу. Каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.
Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщения. Кроме самой исследовательской практики, дети принимали участие в специальных практических занятиях: учились задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, выделять категории и пр.
Долговременные исследования проводили в рамках вне учебной деятельности - несколько месяцев.
Условно - шесть относительно самостоятельных этапов:
•ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования):
•предлагает возможные варианты решения;
•собирает материал;
•делает обобщения;
•готовит проект (доклад, макет и др.);
•защищает проект.
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Волнуют детей самые разные проблемы. Так, мальчики из второго класса сделали проект «Пограничной заставы для охраны южных рубежей России». Их одноклассницы провели настоящее психологическое исследование на тему «Идеальный учитель для первоклассников». В третьем классе сделали собственный вариант компьютерной игры
Второклассники сделали проект космического корабля - «Космический турист». Их одноклассники разработали и сделали несколько номеров специального детского журнала.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Искусство педагога в том, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Второклассники взялись за разработку фантастического проекта «Жилой дом будущего». Но работа потребовала не только умения фантазировать. Исследователям вскоре стало очевидно, что необходим анализ тенденции развития жилища в прошлом и настоящем. В конструкции они использовали несуществующие строительные материалы. Это позволило наделить дом необыкновенными возможностями, свойственными природным (растения, морские раковины и др.) и фантастическим объектам.
•Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренными.
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».
Например, третьеклассница Маша разработала тест для оценки умственных способностей кошки. Сделала она его по аналогии с тестом для оценки интеллекта собак, разработанным канадским психологом С. Кореном. Изучив проблему, Маша тщательно разработала субтесты, многократно проверяя их на собственной кошке и на кошках одноклассников. В итоге девочка создала шкалу оценок по самым разным параметрам: долговременная и кратковременная память, способность решать проблемы, обучаемость и др. Получился интересный комплект методик, может быть, и наивный с точки зрения профессиональной зоопсихологии, но, безусловно, очень интересный и заслуженно высоко оцененный жюри и одноклассниками.
•Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Оригинальность не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Приведем один из примеров такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования второклассника. Интересна сама постановка проблемы, а кроме того, мальчик проявил при рассмотрении нетрадиционный подход. Принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.
•Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать внимание на одном объекте, у младшего школьника ограничена.
Выполнить исследование «на одном дыхании» сложно, но следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
•Тема должна быть доступной.
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи - формулировка и отбор материала для ее решения.
•Следует учитывать сочетание желаний и возможностей, наличие необходимых средств и материалов.
•С выбором темы не стоит затягивать.
выбирая тему, не надо затягивать время - действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Поиск вариантов решения и сбор материала
Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы.
Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
Четко их расклассифицировать, сделать выбор, оценив без эмоций (как и следует исследователю) эффективность каждого способа.
Надо иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, «эмпирических» приобретает черты «фантастической».
Источники для сбора материала во многом зависят от того, какая избрана тема.
Привлечение ребенка к работе с самыми разными источниками и средствами.
Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу, в самых разных ее проявлениях. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.
Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей.
Особенно ценно проведение собственных экспериментов.
Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству понимать других.
Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов
В каком виде могут быть представлены результаты исследования?
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, их собственных возможностей.
Так, например, третьеклассники разработали проект и построили макет космического авианосца. Сделан он был из бумаги, картона, упаковочного материала и даже из баллонов из-под косметических средств.
Подготовка проекта к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Защита результатов исследования
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Обычно проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. Время представления проекта целесообразно ограничить 4-5 минутами. Так же необходимо ограничить и время вопросов и ответов за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо отвечал, но и в особенности те, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Учащиеся, ведущие исследовательскую деятельность, руководителями работ которых мы являемся, стали победителями и призерами, что свидетельствует о результативности данного педагогического опыта.
Таким образом, мы постарались показать, что проектно-исследовательская деятельность на уроках в условиях реализации ФГОС помогает учителю максимально повысить воспитательный потенциал урока, а также создает условия для развития и саморазвития личности ученика.
VI. ВЫВОДЫ
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности:
проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников;
выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В работе описаны пять групп исследовательских умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.
Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.
Разработана и апробирована в практике обучения технология формирования исследовательских умений младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе» и его учебно-методическое обеспечение.
Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Это доказывают полученные нами данные: учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности умений исследовательской деятельности (52% учащихся достигли креативного уровня, 40% -продуктивного уровня) по сравнению с контрольной группой: 24 % - креативного уровня, 54 % -продуктивного.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников успешна только при тонкой дифференциации всех ступеней педагогических условий.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. М., 2007.
2. Российская социологическая энциклопедия. // Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство интеграции образовательных программ. Сборник "Ломоносовские чтения - 96". МГУ, 1996. 0.2 п.л.
4. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.
5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.
6. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 246–247.
7. Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое по­собие). - Абакан, АГПИ, 1990. -. 68 c.- 3,8 авт. л.; табл., рис.
8. Гаврилова Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Е. Э. Гаврилова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-72.
9. Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников [Текст] / М. М. Козлова // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 451-453.
10. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-24.
11. Леонтович А.В. Реализация образовательных программ среднего и дополнительного образования на основе концепции учебно-исследовательских специализаций. Материалы Российского открытого педагогического форума "Образование, творчество, развитие". Обнинск, 1995. 0.15 п.л.
12. Гаврилова Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Е. Э. Гаврилова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-72.
13. Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция (приглашение к исследованию). – М., 2006.
14. Тащоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании [Текст] /С.Т. Тащоров. – Рига, 1997.