Анализ работы над исследовательским проектом в рамках реализации ФГОС ООО . Тех.карта исследовательской работы «Загадки 15.3»

Анализ работы над исследовательским проектом
в рамках реализации ФГОС ООО
Исследовательская работа «Загадки 15.3»
Выполнили ученицы 8 класса Закриева Дарья и Лила Надежда.
Руководитель: Лила Анна Владимировна, учитель русского языка МКОУ «Меркушинская ООШ»
По содержательной специфике: практико-ориентированный исследовательский проект.
По предметно-содержательной области: надпредметный проект по русскому языку.
По длительности: долгосрочный (срок реализации – 2 месяца; январь-февраль 2016 г.).
Цель: организация учебно-исследовательской работы учащихся по самостоятельному изучению лексического значения понятий, данных в задании 15.3.
Задачи:
Образовательные: познакомить с ролью церковнославянского языка в развитии русского языка; отличительными признаками церковнославянизмов; формировать умение выявлять церковнославянизмы, объяснять их значение с помощью лингвистических словарей ( толковых, этимологических); продолжить знакомство с научным стилем, с отвлеченной и абстрактной лексикой, развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык построения устного и письменного речевого высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Развивающие: развивать навыки учебно-исследовательской деятельности, таких как целеполагание, постановка гипотезы, определение методов исследования, поиска и выделения необходимой информации; осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, навыки смыслового чтения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, оценки и коррекции полученных результатов. Способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Развивать навыки создания текста в научном стиле; совершенствовать навыки выступления перед аудиторией с защитой своего проекта. Способствовать развитию ИКТ- компетенции, совершенствовать навыки создания компьютерной презентации.
Воспитывающие: воспитывать уважение к истории России через изучение истории языка, способствовать формированию духовно-нравственных ценностей через изучение лексического значения понятий задания 15.3 , способствовать развитию умения работать в паре, инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, контролировать и корректировать действия партнера. воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и учебно-исследовательской деятельности.
Проблема: трудности в понимании учащимися лексического значения отвлеченных и абстрактных существительных, в особенности церковнославянизмов.
Источники информации: открытый банк заданий ОГЭ сайта ФИПИ; толковые, этимологические, историко-этимологические, энциклопедические словари; литература по церковно-славянскому языку.
Обработка информации: сравнительный анализ, обобщение, аргументированные выводы.
Продукт: пособие по написанию сочинения экзаменационного задания 15.3.
Презентация: выступление на муниципальной НПК «Орешек знаний» секция «Гуманитарная»; выступление на окружной НПК «Интеллект +» г. Новая Ляля.
Степень подготовленности учащихся: высокая. Лила Н. с 1 класса ежегодно писала исследовательские работы на различную тематику, неоднократно становилась победителем различных муниципальных НПК, призером регионального конкурса «Я – исследователь» (г. Серов), участницей Всероссийского финала конкурса «Я – исследователь» (г. Сочи). Закриева Д. перешла в Меркушинскую школу в 5 классе, писала проект третий раз. Девушки работают в паре второй год, в 2015 успешно написали и защитили совместный исследовательский проект. Обе ученицы второй год изучают церковнославянский язык в воскресной школе при храме, имеют навык чтения и пения на церковнославянском языке, но испытывают трудности в понимании. Исследовательскую работу в области русского языка писали впервые.
Степень подготовки педагога: высокая. Лила А.В. работает по методу исследовательского проекта с 2007 г., неоднократно являлась членом жюри муниципальных НПК и окружной НПК «Интеллект+», работы становились победителями и призерами различных муниципальных, региональных, окружных и областных НПК, участниками Всероссийского финала конкурса «Я-исследователь», призерами заочных всероссийских конкурсов.
Работа направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
- представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
Подготовка проекта велась как на уроках элективного курса, так и во внеурочной деятельности в форме консультаций.

Этап работы
Форма работы
Сроки работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Оценка познавательного интереса

Актуализация проблемы
Урок элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение»
5 мин.
Во время занятий руководитель обратил внимание на сложности учащихся в формулировке определения понятия, данного в теме сочинения. Оказалось, что учащиеся испытывают затруднения в понимании лексического значения абстрактных понятий.
Предложил учащимся провести исследовательскую работу для решения создавшейся проблемы.
Учащиеся испытывали затруднения в формулировке темы, объясняя: «Мы понимаем, но не можем выразить словами»;
«Мы вообще не понимаем, что это значит»;
«возможно, мы понимаем неправильно, комиссия оценит наше определение как неверно»

Учащиеся выразили заинтересованность темой, определились желающие написать работу и те, кто был заинтересован в продукте исследования.
Личностные:
мотивация учения

Познавательные:
выделение проблемы, построение устного речевого высказывания.

Регулятивные:
Самооценка, осознание учащимися пробелов в знаниях

Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и одноклассниками,
определение партнера для работы ,умение вступать в диалог, выражать свои мысли ,
Учащиеся заинтересовались проблемой, т.к. настроены на успешное прохождение итоговой аттестации, в связи с этим имеют высокую мотивацию к проведению исследования

Определение сферы исследования
консультация

1 ч.
Руководитель уточнил и откорректировал формулировку.
Учащиеся сформулировали проблему исследования:
«Наибольшие затруднения вызвало у нас и наших одноклассников задание ОГЭ 15.3, в котором надо дать определение простым словам, таким как: дружба, любовь, добро, нравственные ценности и другие. Казалось бы, каждый человек понимает, что означают эти понятия, считает их важными в своей жизни, но, когда требуется дать им четкое определение, оказывается, что очень сложно точно и правильно объяснить их смысл.»
Учащиеся выявили сферу исследования: изучение лексического значения абстрактных понятий духовно-нравственного содержания.
Личностные:
самоопределение, мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
выделение и формулирование проблемы, построение устного речевого высказывания.
Регулятивные:
Самооценка, осознание учащимися пробелов в знания.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера, умение вступать в диалог, выражать свои мысли
Данный этап работы традиционно вызывает затруднения у учащихся, вызванных неуверенностью в своих силах, опасением сделать ошибку, пойти в неправильном направлении, но при совместной работе с руководителем, направляющим и корректирующим их действия, учащиеся проявляют интерес, т.к. считают данный этап очень важным, необходимым для успешного проведения работы.

Выбор темы исследования


Руководитель помог подобрать рабочую и окончательную формулировки темы
Учащиеся отметили актуальность темы и личную заинтересованность в результатах и продукте исследования,
Личностные:
самоопределение, мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
выделение и формулирование темы, построение устного речевого высказывания.
Регулятивные:
коррекция, самооценка.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера, умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Выработка гипотезы


Руководитель уточнил и откорректировал формулировку.
Учащиеся выдвинули рабочую гипотезу: возможно, обращение к толковым словарям и истории слова поможет прояснить значение данных понятий.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
Выдвижение гипотез и их обоснование, построение устного речевого высказывания.
Регулятивные:
прогнозирование, коррекция
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера, умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Целеполагание


Руководитель уточнил и откорректировал формулировку.
Учащиеся сформулировали цель работы: изучение лексического значения понятий, данных в задании 15.3 и применение полученных знаний при написании сочинений задания 15.3
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.

Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирования познавательной цели, построение устного речевого высказывания
Регулятивные:
Целеполагание, коррекция.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем, работа в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
,умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Выявление и систематизация подходов к решению


Учитель подтвердил правильность выбора учащихся.
Учащиеся определили, что для достижения цели им будет необходимо изучить и проанализировать литературу по теме исследования, в том числе различные словари.
В практической части при апробации проектного продукта необходимо использовать такие методы как наблюдение, опрос, анализ .
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера, построение устного речевого высказывания
Регулятивные:
планирование, прогнозирование
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем, работа в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Определение последовательности проведения исследования


Руководитель уточнил и откорректировал план работы и временные рамки, посоветовал, какие виды работ лучше выполнять в паре, а какие индивидуально.
Учащиеся составили план работы, поставили временные рамки, распределили между собой виды работы.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, построение устного речевого высказывания.
Регулятивные:
планирование, прогнозирование
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем, работа в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
,умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Сбор и обработка информации
(фиксация полученных
знаний )
Самостоятельная работа ; консультации
3 недели
1.Руководитель посоветовал обратиться к толковым словарям.




















2. Руководитель посоветовал обратиться к словарям синонимов, антонимов, этимологическим и историко-этимологическим словарям, объяснил особенности подачи материала в историко-этимологическом словаре П.Черных; принцип работы в приложении WinDjVieW-0.5.













3. Руководитель актуализировал знания об отвлеченной и абстрактной лексике, предложил найти определения в словаре лингвистических терминов, а также найти отличительные признаки абстрактной и отвлеченной лексики.





4. Руководитель обратил внимание учащихся на большое количество церковнославянизмов среди определяемых понятий и предложил проследить связь между отвлеченной лексикой в русском языке и церковнославянским языком. Оказал помощь в подборе литературы. Актуализировал знания о межъязыковой омонимии в русском и церковнославянском языках.
1.Учащиеся изучили задания Открытого банка ФИПИ, выписали все понятия из задания 15.3. (взаимовыручка, внутренний мир человека, выбор, доброта, драгоценные книги, дружба, жизненные ценности, любовь, материнская любовь, настоящее искусство, неуверенность в себе, нравственный выбор, сила духа, счастье) ; затем нашли определение каждого слова в толковых словарях (разделили слова между собой)
Учащиеся столкнулись с проблемой: многие слова имели несколько лексических значений (до 13), учащиеся испытывали трудности в понимании некоторых слов и определений. С проблемой они обратились к руководителю.
2.Учащиеся разработали алгоритм работы:
1) Найденное в толковом словаре значение ясно, не вызывает затруднений в понимании;
2) Если словарное значение не вполне понятно, то смотрим синонимы;
3) если значение не прояснилось, то смотрим антонимы;
4) Если значение не прояснилось, то обращаемся к этимологическому и историко-этимологическому словарям.
В ходе работы, учащиеся выяснили, что многие слова являются церковнославянизмами., поэтому стали искать лексическое значение также в церковнославянском словаре, а также в Интернете. Во время работы на этом этапе дополнили и откорректировали гипотезу.

3.Учащихся заинтересовал вопрос, почему так сложно дать четкое и понятное определение данным понятиям.
Учащиеся выполнили задание и выяснили, что все понятия являются абстрактными, принадлежащими к отвлеченной лексике.
Учащиеся изучили учебники русского языка 5-9 кл, для выявления заданий на понимание значения абстрактных слов духовно-нравственной тематики.
4.Учащиеся познакомились с историей языка, заинтересовались понятием «калька». Выяснили его значение в словаре лингвистических терминов.
Проследили изменения значения общеславянских слов, наполнение их глубоким смыслом под влиянием церковнославянского.
Личностные:
самоопределение, мотивация,
смыслообразование,
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе традиционных ценностей
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, смысловое чтение, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания; анализ, классификация по выделенным признакам, подведение под понятие, выявление связей; построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; работа в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
,умение вступать в диалог, выражать свои мысли
Несмотря на однотипность и рутинность работы учащиеся с интересом выполняли исследование, т.к. имели личную заинтересованность. Прежде всего, стремились устранить личные пробелы в понимании значения абстрактных терминов, были заинтересованы процессом появления абстрактных слов в русском языке, понятием «кальки» и примерами кальки с греческого в церковнославянском и русском языках.
Выполняли работу системно, в силу развитой организованности и целеустремленности, а также стремления достичь результата.

Анализ и обобщение полученной информации
Самостоятельная работа;
консультация
1 неделя
Руководитель проверил работу, указал на некоторые недочеты.
Учащиеся систематизировали полученные данные, оформили их в виде таблицы,
провели коррекцию, исправили недочеты.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование,
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе традиционных ценностей
Познавательные:
Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам,
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания.
подведение под понятие, выявление связей, моделирование.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера; умение вступать в диалог, выражать свои мысли


Разработка пособия
Самостоятельная работа;
консультация
2 дня
Руководитель предложил представить полученную информацию в виде таблицы, напомнил, что пособие должно иметь минимально возможный объем, в него необходимо отобрать наиболее четкие, понятные и точные определения.

По ходу работы делал замечания.
Учащиеся систематизировали полученные данные, оформили их в виде таблицы,
Выбрали, уточнили и дополнили определения для пособия (использовали пословицы, цитаты, которые, на их взгляд, помогут в понимании понятий).


Учащиеся проводили коррекцию.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование,
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе традиционных ценностей
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания; анализ, классификация по выделенным признакам, подведение под понятие, выявление связей, моделирование.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера; умение вступать в диалог, выражать свои мысли.
Учащиеся с интересом выполняли данный этап работы, т.к. имели личную заинтересованность: стремились создать понятное , удобное в использовании и полезное пособие, чтобы облегчить себе подготовку к сочинениям.

Апробация пособия
Урок элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение»
3 урока
1 раз в неделю
Организовал работу по апробации пособия на уроках элективного курса, отслеживал изменения в сочинениях учащихся по критерию С3К1,
С3К2.
В ходе урока учащиеся представили пособие одноклассникам, объяснили правила использования пособия, предложили воспользоваться им во время работы, после работы проводили опрос о целесообразности использования пособия. Сами использовали пособие при выполнении сочинений 15.3 и отслеживали свои результаты.
С разрешения одноклассников, принимали участие в проверке их сочинений. Помогали отслеживании изменений по критериям
Сделали вывод, что, используя пособие, справились с затруднениями в понимании, писать сочинения стало гораздо легче. Одноклассникам понадобилось некоторое время, чтобы внимательно изучить пособие, после чего они активно использовали его в работе по подготовке к сочинениям как в классе , так и дома.
Личностные:
самоопределение, мотивация,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания; анализ, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество с учителем, партнером и одноклассниками, определение функций участников и способов взаимодействия; работа в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи
Учащиеся с большим интересом выполняли данный этап работы, так как им важно было убедиться в том, что их пособие востребовано у сверстников, получить одобрение учителя, важна оценка практической значимости их работы. Ситуация успеха укрепила интерес к дальнейшей работе.

Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования)
Самостоятельная работа;
консультация
1 неделя
Руководитель напомнил учащимся требования к оформлению исследовательских работ, предложил структуру работы.




Вычитал работу, совместно с учащимися провел коррекцию.
Учащиеся распределили между собой главы работы, работали поодиночке, согласно составленному плану, ежедневно контролировали друг друга и корректировали действия, помогали в возникших затруднениях.

Совместно с руководителем провели коррекцию работы.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера; умение вступать в диалог, выражать свои мысли.
Отмечалось снижение интереса к работе, т.к. оформление текста работы является наиболее сложной и неприятной для учащихся частью работы. Несмотря на это учащиеся выполнили работу, т.к. обладают развитым чувством ответсвенности и умеют организовать самостоятельную деятельность.

Подготовка презентации
Самостоятельная работа;
консультация
3 дня
Руководитель напомнил учащимся требования к оформлению презентаций, предложил структуру презентации.


Просмотрел презентацию, совместно с учащимися провел коррекцию.
Учащиеся работали в паре, составили план работы, определили время и место ежедневной работы над презентацией.


Совместно с руководителем провели коррекцию презентации.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера;умение вступать в диалог, выражать свои мысли.
Данная часть работы является рутинной и не очень интересна ученикам, чаще всего они испытывают затруднения в отборе материала для презентации. Несмотря на это учащиеся выполнили работу, т.к. обладают развитым чувством ответсвенности и умеют организовать самостоятельную деятельность.

Подготовка к защите
Самостоятельная работа

консультация
3 дня
Руководитель помог учащимся составить защитную речь, совместно с коллегами провел предварительную защиту, учащимся задавались вопросы по теме проекта.
обратил внимание на недочеты в построении презентации, в защитной речи.

Совместно с учащимися устранили их.
Самостоятельно распределили между собой текст защитной речи, и показ презентации, репетировали и самостоятельно корректировали недочеты, тренировались в ответах на вопросы.

На консультации учащиеся подготовили и провели предварительную защиту проекта, отвечали на вопросы преподавателей.
Самостоятельно определили слабые места в защите, с помощью собравшихся выявили недочеты , и совместно с руководителем устранили их.
Личностные:
мотивация,
смыслообразование.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного и письменного речевого высказывания.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция.
Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем и партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера; умение вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся с интересом выполняли данный этап работы, т.к. имеют опыт публичных выступлений и осознают важность подготовки для успешной защиты проекта. Большую роль играет мотивация на успешное выступление и стремление к победе в конкурсе.

Защита проекта
Выступление на муниципальной НПК «Орешек знаний» секция «Гуманитарная»
10-15 мин
Руководитель сообщил учащимся о дате проведения муниципальной НПК «Орешек знаний», настроил на успешное выступление.
Учащиеся успешно защитили проект, ответили на вопросы жюри.
Личностные:
самоопределение, мотивация.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного высказывания.
Регулятивные:
самоконтроль, оценка и самооценка, саморегуляция.

Коммуникативные:
Сотрудничество с партнером, определение функций участников и способов взаимодействия , работа в паре, контроль, коррекция , оценка действий партнера; умение вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами. речи.
Учащиеся с большим желанием и интересом принимают участие в конкурсах, т.к. это повышает их престиж в школе, приносит уважение сверстников и учителей. Также им всегда интересны выступления других учащихся, из которых они стараются почерпнуть максимум полезного для себя.

Рефлексия
Беседа с руководителем
1ч.
Руководитель поздравил учащихся с успешным окончанием работы, проанализировал работу учащихся; попросил учащихся оценить сильные и слабые стороны своей работы.

Учащиеся проанализировали сложности, возникшие при написании работы, подготовке к защите и защите работы.
Наиболее сложным было оформление текста работы, составление списка литературы, изучение литературы по церковнославянскому языку.
Учащиеся отметили, что работа была интересной, заметно снизился страх перед экзаменами, появилась уверенность в своих силах, развился навык работы со словарями, анализа текста, навык создания презентаций, публичного выступления.
Учащиеся отметили, что сознательно стремились к максимальной самостоятельности как во время работы, так и во время защиты, избегали опеки со стороны руководителя. Также отметили успешную организацию работы в паре, важность планирования и соблюдения сроков выполнения работы. Учащиеся проявили заинтересованность в углубленном изучении церковнославянского языка, отметили важность понимания значения абстрактных понятий, особенно духовно-нравственной направленности.
Личностные:
Личностное самоопределение, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе традиционных ценностей.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение устного высказывания.
Регулятивные:
контроль, оценка и самооценка, саморегуляция.

Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и партнером, оценка действий партнера;
умение вступать в диалог, выражать свои мысли.
Учащиеся с большим интересом анализировали работу, ситуация успеха , победа в конкурсе стали для учащихся наградой за долгий труд, слова членов жюри о высокой практической значимости работы, просьбы поделиться пособием, которое педагоги хотели бы применять в своей работе, значительно повысили у учащихся сознание важности и значимости серьезного подхода к работе, умения преодолевать трудности, выполнять рутинную т скучную работу, благодаря чему они достигли результата.


Таким образом, учебно-исследовательская работа была проведена на высоком уровне, учащиеся в течение всей работы проявляли стойкий познавательный интерес к предмету и продукту исследования, показывали повышенный уровень сформированности УУД. Выполнение данной работы способствовало развитию познавательного интереса к русскому языку не только у участников проекта, но и их одноклассников.
Данный результат стал возможен благодаря выполнению всех требований ФГОС к организации процесса работы над исследовательским проектом:
создание особой образовательной среды в ОУ;
высокий уровень подготовки педагога к работе по методу исследовательского проекта;
преемственность работы по методу учебно-исследовательского проекта в начальной и основной школе.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15