МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «Последние дни зимы»


Пояснительная записка
В основу работы студии заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
С целью распространения своего опыта, Ирина Ивановна и Ирина Николаевна применяют нетрадиционные формы работы с использованием инновационных элементов: занятия-экскурсии в районную детскую библиотеку, историко-краеведческий музей, пожарную часть; выпускной утренник студии «Эврика»; занятия-тренинги, совместно-индивидуальная форма организации коллективной деятельности; занятия-путешествия; занятия-праздники.
Занятие-утренник по народным традициям «Последние дни зимы. Масленица» направлено на закрепление познавательного, эмоционально - эстетического, социально – этического и физического развития детей, то есть способствует общему развитию ребенка. Включает в себя все виды деятельности: игровую деятельность (ведущий вид деятельности дошкольника), продуктивную деятельность (изобразительная, конструктивная), восприятие народных традиций, восприятие фольклорной музыки и движение под музыку, двигательную активность. На утреннике вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, проговаривание скороговорок, слушание стихотворений, закличек, потешек, разгадывание загадок.
Большое внимание на занятиях педагоги уделяют коллективным работам воспитанников (КТД), которые направлены на совершенствование навыков и умений взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие умения согласовывать свои действия с действиями других, закрепление творческого подхода к групповому взаимодействию в том числе и с родителями. Выполняя совместные творческие задания (поделки, аппликации, рисунки, оригами) родители лучше узнают психологические особенности своих детей, налаживая более близкий эмоциональный контакт.
Работа с детьми способствует плодотворному сотрудничеству с родителями. Мамы и бабушки, папы и дедушки с удовольствием принимают участие в мероприятиях и помогают в организации экскурсий, утренников, праздников.
«Последние дни зимы. Масленица» - мероприятие, которое объединило в себе 3 праздника – «23 февраля», «8 Марта» и «Масленицу». Дети поют песни, разученные ранее на музыкальных занятиях, играют, водят хороводы. Мамы пекут картонные блины на скорость, а папы развязывают морские узлы, дети показывают свою удаль молодецкую в конкурсе перетягивание каната.
Кульминация праздника, традиционно - застолье с блинами, сладостями, вареньем, сгущенкой, сметаной и многими другими вкусностями, которые заботливо подготовили мамы и бабушки воспитанников.
-790741-314573Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования Динской район
«Центр творчества»
МАСТЕР - КЛАСС
ТЕМА :«Последние дни зимы»
Подготовила педагог студии развивающего обучения «ЭВРИКА»
Горбиль Ирина Ивановна
Степененко Ирина Николаевна

2016 г.
ст. Динская
Мастер-класс по проведению организационно-массового мероприятия для дошкольников в студии развивающего обучения «Эврика»
Тема: « Последние дни зимы». Масленица.
Цель: Познакомить дошкольников и их родителей с народными традициями, поддержать у детей и родителей интерес к теме «Масленица», повысить эффективность обучения, создать условия для совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи:
Обучающие: закрепить умение водить хороводы, принимать участие в массовых играх, обобщить ранее полученные знания по теме.
Развивающие: развивать певческие навыки, координацию движений, чувство ритма, внимание, наблюдательность, ловкость, двигательную активность.Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, уважение друг к другу, чувство коллективизма, эстетический вкус.
Оборудование и дидактические материалы: Платки и декорации в народном стиле для оформления зала, костюмы ведущих, скоморохов, инвентарь для проведения игр (бублики, веревки, канаты, сковороды с картонными блинами, прищепки, носовые платочки, бельевая веревка, 2таза, 2стола ,2пластиковых короба); изделия русских промыслов, самовар, ложки, народные инструменты.Используемые технологии: педагогика сотрудничества, игровая технология.
Нетрадиционная форма занятия в организации дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение.
Занятие- утренник, имеет определенную структуру построения – сценарий, и служит, для познания нового, отдыха и удовольствия.                                                
Время проведения мероприятия: 11 марта 2016 года 10.00
Место проведения: ЦВР актовый зал
Действующие лица:
1 Соморох- педагог Чандола И.П.,
2 Соморох- педагог Бутурлинова Н.И.
1 Ведущий- педагог Степаненко И.Н.,
2 Ведущий- педагог Горбиль И.И.,
Музыкальный руководитель –Титаренко А.Ю.
Ансамбль «Росинка» танец «КУМУШКИ» педагог Чандола И.П.
танец «Вейся капустка»,
Ансамбль «Ивушка» танец «Весенний ручеек» педагог Бутурлинова Н.И.
танец «Снег, снежок»
Ансамбль «Наигрыш», педагог Н.П. Даурцова
Зал украшен в народном стиле.
Родители и дети занимают места в зале.
Звучит фольклор.
Ансамбль «Росинка» танец «КУМУШКИ» педагог Чандола И.П.
(в конце танца в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах - разноцветные колпаки)1-й Скоморох: Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные.
2-й Скоморох: Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох: Почтенные и молодые.
2-й Скоморох: Полные и худые.
1-й Скоморох: Мы рады гостям, как добрым вестям!
2-й Скоморох: Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
1-й Скоморох: Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник
никуда не годится.
2-й Скоморох: Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
1-й Скоморох: Милости просим к нам на праздничные гулянья.
2-й Скоморох: У нас сегодня представленье - всем на удивленье.
1-й Скоморох: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
2-й Скоморох: Приходите все без стесненья: билетов не надо -
Предъявите хорошее настроение!
1-й Скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й Скоморох: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли
слышно? Всем ли места хватило?
1-й Скоморох: Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну
зазываем!
1 Ведущий: Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и
называется Масленица.
2 Ведущий: Маслена-честная, веселая, широкая - так называли неделю перед
Великим постом на Руси. Главное угощение масленицы - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разноцветными кушаньями и напитками.
1 Ведущий: Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. Старики говорили: «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить!» Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках, вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.
2-й Ведущий: Итак, Масленицу начинаем. 1-й день - понедельник- встреча Масленицы. К этому дню достраивались ледяные горки, качели, балаганы. Начинали печь блины.
1-й Скоморох: Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, на саночках расписных, Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие, И блины, и калачи к нам в окошко их мечи!
2-й Скоморох: Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, Бумажное твое тельце, сахарные твои уста, Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости На широкий двор на горах покататься, В блинах поваляться, сердцем потешиться.
1-й Скоморох: Встретим Масленицу! Покажем удаль молодецкую!
Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.
2-й Скоморох: 10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
1-й Скоморох: Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые. Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устал, заморился.
2-й Скоморох: А не потешить ли нам ребят веселым танцем.
Ансамбль «Росинка» танец «Вейся капустка», педагог Чандола И.П.
1-й Ведущий: Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!
2-й Ведущий: Еще один подарок ждет, тех, кто весело играет.
1-й Ведущий: Вторник - «заигрыши»: с утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, поиграть.
Масленица - блиноеда.
Масленица - жироеда.
Масленица - обируха,
Масленица - обмануха.
2-й Ведущий: Обманула - провела,
До поста довела.
До поста довела.
Все ежи взяла.
1-й Ведущий: Во вторник будем мы играть,
Красно солнышко встречать! (Объясняет правила игры)
«Хоровод: Разрумяными блинами…» Титаренко А.Ю.
Дети и педагоги становятся в круг, водят хоровод со словами, показывают движения.
Ансамбль «Наигрыш», педагог Н.П. Даурцова
1-й Ведущий: Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
2-й Ведущий: Среда - «Лакомка», «Сладкоежка».
Мы блинов не ели, мы блинчиков захотели.
Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных!
1-й Ведущий: А кто может испечь самые вкусные, самые румяные блины? Конечно наши мамы и бабушки. Мы приглашаем их показать ловкость и умение в этом нелегком деле. (Объясняет правила игры).
Игра «Поймай блин» (участвуют мамы)
2-й Ведущий: Четверг - «Широкая Масленица».
Разгуляй - четверг придет, шутку, песню принесет.
1-й Ведущий: Походил уже по свету, лучше русской песни нету!
Где песня поется, там легче живется!
2-й Ведущий: Запевайте песню веселую (русскую), песню звонкую, чудесную,
задушевную!
1-й Ведущий: Праздник «Масленица» встречается с замечательным папиным праздником «Днем защитника Отечества». Давайте подарим папам веселую песенку!
«Папина песенка» Титаренко А.Ю.
2-й Ведущий: Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять! Пятница - «Тещины вечеринки»! 5-й день уж наступает, а народ не убывает!
1-й Ведущий: К теще на блины идем и друзей с собой ведем! Развеселая Масленица, Мы тобою хвалимся! К теще катаемся, блинами объедаемся.
2-й Ведущий: В пятницу теща зятя в гости ждала. Теща для зятя пироги пекла. Зять на двор - пироги на стол.
1-й Ведущий: Думала теща - семерым пирог не съесть.
А зятюшка сел - да с присеста съел!
2-й Ведущий: А давайте-ка проверим, умеют ли наши папы так же ловко играть, как блины кушать! Продолжаем мы программу для гостей, друзей, для всех! Начинаем панораму удивительных потех.
1-й Ведущий: (Объявляет игру для пап и детей)
Игра «Самый ловкий», нанизываем бублики па веревку (участвуют папы)
2-й Ведущий: Все знают, что мамы умеют красиво, аккуратно завязывать бантики, узелки, а умеют ли папы их быстро и аккуратно развязывать? Приглашаем пап проверить ловкость. (Объясняет правила игры)
Игра «Развяжи узел» (играют папы - веревки, банты).
1-й Ведущий: Честная Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно - нудно со двора провожать.
2-й Ведущий: А в субботу не безделки
- «Золовкины посиделки»!
Ну, какая же масленица, без веселых игр и забав и плясок.
Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.
Ансамбль «Ивушка» танец «Снег, снежок» Бутурлинова Н.И.
1-й Ведущий: Погляди-ка, народ, (указывает)
Скоро к нам весна придет!
2-й Ведущий: Весна-красна - гость большой, хороший, пречестный,
На ней платье новое, новое, новое
Тому платью и цены нет,
Весне красной шлем привет.
1-й Ведущий: Ребята, давайте прогоним зиму, будем весну встречать!
песня «Здравствуй, милая весна!» Титаренко А.Ю.
2-й Ведущий: Но без боя зима не уступит свое место. Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки!
Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой. (Снег)
Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворе певец. (Скворец)
К маме-речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
Я родился весной. (Ручей)
Пушистая вата, поплыла куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил,
А пришла молода –
Весь мост разлила. (Мороз и Весна)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весна)
Шагает красавица, легко земли касается.
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (Ручей)
Рук нет, а строить умеет. (Птица)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Ансамбль «Ивушка» танец «Весенний ручеек» Бутурлинова Н.И.
1-й Ведущий:А раз суббота не безделки, а заловкины посиделки, то в этот день собирается вместе вся дружная семья. А давайте посмотрим насколько вы дружны, умеете ли слажено работать. Для вас «Семейная игра»
«Стирка» (семейная игра)
(выходят папа, мама, ребенок. Папа держит веревку, мама полощет белье, ребенок развешивает его на веревку)1-й Ведущий: Весна - красная, красная, Солнечная, ясная,
Нежная и прекрасная! Как наша мама.
А ведь вначале весны есть замечательный мамин праздник «8 Марта»!
2-й Ведущий: И кто же испечет вкусные блины, споет ласковую песенку,
расскажет интересную сказку лучше, чем наши замечательные мамы?! Для вас эта песня.
Песня «Мамочка милая, мамочка добрая» Титаренко А.С.
1-й Ведущий: Вот и наступил день Масленицы - воскресенье - «Прощеный день»: «Проводы Масленицы».
2-й Ведущий: Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга
прощения, обмениваясь подарками, затем целуются.
1-й Ведущий: Ребята, давайте и мы попросим прощений у ваших родителей, бабушек и дедушек!
(Дети встают и громко говорят: «Простите нас, родители!»)Вместе:- А теперь, дорогие родители, давайте попросим прощения у ваших детей.
(Родители просят прощения у детей)
Ведущие: (вместе) - Вы давно блины не ели?
Дети: - Да!
Ведущие: (вместе) - Вы блинчиков захотели?
Дети: - Да!
2-й Ведущий: А какая же Масленица без горячих и румяных блинов?
Напекли мы вам поесть сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву.
1-й Ведущий: Слушайте да запоминайте!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Ведущие: (вместе) - Масленица - угощай,
Всем блиночков подавай!
Ведущие приглашают детей и гостей к столу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Хоровод
Разрумяными блинамиМы Весну встречаем с вами.Чучело Зимы сжигаем,В хороводе распеваем.Здравствуй, милая Весна,Мы с тобой соседствуем.Здравствуй, Красная Весна,Мы тебя приветствуем!Здравствуй, Красная Весна,Мы тебя приветствуем!Ароматными блинамиМы Весну прославим с вами.Всё в природе оживает,Хитро солнышко мигает.Я пригрею посильней,Побежит с горы ручей.Поднимусь повыше я,Здравствуй, Красная Весна!Поднимусь повыше я,
Здравствуй, красная весна!
«Песенка про папу»
1 куплет
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной
А про папу до этой песни,
Песни не было ни одной.
ПРИПЕВ
Папа может, папа может все, что угодно:
Плавать брасом, спорить басом, дрова рубить.
Папа может, папа может быть, кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!(2р.)
2 куплет
Папа в доме – и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный,
Если мамы случайно нет.
ПРИПЕВ тот же.
3 куплет
И с задачкою трудной самой
Папа справится, дайте срок.
Мы потом уж решаем с мамой
Все, что папа решить не смог.
ПРИПЕВ тот же. 2 раза
«Здравствуй, милая весна»
1 куплет
Сосульки обрываются
И ручейки звенят.
Спешит весна - красавица
Обрадовать ребят.
ПРИПЕВ
Здравствуй, милая весна,
Ты прекрасна и ясна, 2 раза
Ты и взрослым и ребятам,
Словно солнышко, нужна!
2 куплет
И небо синью радует
И птицы гомонят.
Встречать весну нарядную
Сегодня каждый рад.
ПРИПЕВ
Здравствуй, милая весна,
Ты прекрасна и ясна, Проигрыш и 2 раза повтор
Ты и взрослым и ребятам,
Словно солнышко, нужна!
«Мама, мама – самый лучший друг»
1 куплет
Мaмoчкa, милaя,
Мaмoчкa, дoбрaя,
Я o тeбe спoю.
Мaмoчку дoбрую,
Мaмoчку слaвнуюOчeнь я люблю.
ПРИПЕВ:
Мaмa, мaмa - сaмый лучший друг.
Пoнимaeт мaмa всex людeй вoкруг.
Мaмa всe прoстит,
Мaмa всe пoймeт, 2 раза
И нa пoмoщь мaмa вoврeмя придeт.
2 куплет
Мaмoчкa-лaстoчкa,
Мaмoчкa-ягoдкa,
Чудный пoдснeжник мoй.
Утрo ты свeжee,
Oблaкo нeжнoe,
Я, я всeгдa с тoбoй.
ПРИПЕВ:
Мaмa, мaмa - сaмый лучший друг.
Пoнимaeт мaмa всex людeй вoкруг.
Мaмa всe прoстит,
Мaмa всe пoймeт, 4 раза
И нa пoмoщь мaмa вoврeмя придeтСписок использованных источников
Стихи и рассказы о природе. Хрестоматия для детского сада. – М.: Дрофа-Плюс, 2006г.
Шалаева Г.П. Большая книга Российских праздников.- М.: Филол. о-во «Слово», 2009г.
http://dramateshka.ru/index.php/methods/org-questions/4685-teatr-v-shkole-istoriya-voprosa#ixzz1t1qmDcWl сайт для педагогов театральных студий.
http://www.tamadenok.ru/ сайт готовых сценарных разработок игр, конкурсов.
Фотоотчет с открытого мероприятия