Урок по литературному чтению. Тема А.С. Пушкин Зимнее утро

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Колесниковой Натальи Васильевны
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Большечерниговского района Самарскойобласти,
учитель начальных классов
Литературное чтение
2 класс
Тема урока: А.С. Пушкин « Зимнее утро»
Базовый учебник: Литературное чтение. 2 класс. /Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Москва: «Вентана-Граф», 2012. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 2 класса

Цель урока: научить видеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Задачи урока:
1. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».
2. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.
3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.
Тип урока: комбинированный
Формы деятельности учащихся: работа в группах, работа со справочной литературой, исследовательская деятельность, самостоятельное чтение произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Формирование учебно - познавательного интереса
Формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
Формирование умения осознавать и формулировать тему и цели урока
Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу
Формирование умения сотрудничать с учителем
Познавательные УУД:
Формировать умение строить устные высказывания, обосновывать свое мнение, проводить сравнение и обобщение
Коммуникативные УУД:
Формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
Формировать собственное мнение
Планируемый результат обучения:
- познакомятся со стихотворением как одним из видов литературного жанра;
- научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Используемая литература: Литературное чтение. 2 класс. /Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Москва: «Вентана-Граф», 2012. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 2 класса
                           Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой).
- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Если вам будет трудно, я вам помогу. Какое сейчас время года? (зима)
На уроках окружающего мира мы с вами познакомились с зимой. Расскажите, что вы о ней знаете? Чем она отличается от других времен года? (рассказ детей о признаках зимы как времени года)
Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
2. Беседа эмоционально-оценочного характера
- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)
- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.) 
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.
3. Подготовка к восприятию нового произведения
- Сейчас нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. С какими произведениями поэта мы знакомы? Сегодня мы познакомимся с его стихотворением. Прочитайте название, как вы думаете, о чем это произведение? (работа в группах)
4.Словарная работа
- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.
Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.
Северная Аврора – утренняя заря.
Вечор – накануне вечером.
5.Физкультминутка (под музыку, физкультминутка для глаз)
6. Первичное чтение стихотворения учителем 
7. Проверка первичного восприятия
- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)
- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю, и т. д.) 
8. Повторное чтение
- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.
9. Анализ содержания стихотворения (Словарная работа)
- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)
Взоры – взгляды.
Мгла – темнота, темное пространство.
Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.
Иней – снежные украшения на веточках деревьев.
- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?
- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)
- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)
- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей?
- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)
- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)
- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)
- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)
- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно)
- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)
- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)
- Такое описание вьюги называется олицетворением - неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.
- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела)
- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Прозрачный лес т.д.)
- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)
- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)
- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)
- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)
- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый)
- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый)
10.Физкультминутка (под музыку, физкультминутка для глаз)
11. Словесное рисование (работа в парах)
- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.
-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.
- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.
- Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.
- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)
12.Работа с репродукциями
- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.
- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)
13. Подготовка к выразительному чтению
- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)
- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «!».(Разбираем все стихотворение).
 14. Выразительное чтение детьми
15. Итог урока (рефлексия) (рабочая тетрадь)
- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?- Какие картины рассмотрели?- Какое музыкальное произведение слушали? Оцените свою работу на уроке в таблице.
 16. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
 Таблица «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока
Название технологии

Время
(в мин.)


1
Орг. момент
учебная ситуация
4


На всех этапах
уровневой дифференциации



Словесное рисование
проектных задач



Словарная работа
исследования




технологии критического мышления



Объяснение нового матер.
ИКТ





Заголовок 315