Статья: Работа над групповым проектом Средства выразительности в художественных и учебно-научных текстах


РАБОТА НАД ГРУППОВЫМ ПРОЕКТОМ «СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ»
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Как предписывают ФГОС, «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: …владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проектные занятия направлены, в первую очередь, на воспитание культуры сотрудничества (субъект - субъектных отношений) и культуры труда (субъект - объектных отношений) [Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пос. для учителя. М.: Дрофа, 2000].
Это касается умственного, физического, учебно-репродуктивного и творческого труда. По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развитие их интеллекта, воли, мотивов» [Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пос. для учителя. М.: Дрофа, 2000].
Метадеятельность, как известно, – универсальная «надпредметная» деятельность (универсальные знания и способы, или мыследеятельность). Отсюда «метапредметное обучение русскому языку – совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство обучения в других предметных областях», – считает О. Е. Дроздова, зав. кафедрой языкознания МИОО, к.пед.н., учитель лингвистики гимназии №1541 г. Москвы.
Чтобы достичь метапредметных результатов, необходимо освоение универсальных учебных действий при работе с языком, прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслоообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем» [см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010].
В Примерных программах по русскому языку указана одна из важнейших способностей ученика, служащей для достижения метапредметных результатов, – это «способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне» [см.: О. Е. Дроздова. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса. Материалы доклада в АПК и ППРО 07. 02. 2013].
«Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволит школьникам:
освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат);
осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностный результат);
учителям:
повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции;
модернизировать содержание и формы сотрудничества;
использовать совместную языковую работу для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы)» [см.: О. Е. Дроздова. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса. Материалы доклада в АПК и ППРО 07. 02. 2013].
В аспекте внедрения новых ФГОС с целью достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учителя лицея-интерната «Педагогический» приняли решение использовать в своей деятельности проектные методики.
Работа над групповым проектом «Средства выразительности в художественных и учебно-научных текстах» имела следующую предпосылку: запомнить названия средств выразительности, заучив их определения, а также находить их в текстах разных стилей, не у всех учащихся получается.
К работе над проектом были привлечены учащиеся, учителя русского языка и литературы, биологии, физики.
Работа над проектом велась как на элективных занятиях по средствам выразительности в старших классах, так и во внеурочное время.
Мотивация: подготовка к тестированию по средствам выразительности.
Цель заявленного проекта: исследование и анализ средств выразительности речи в художественных и учебно-научных текстах.
Задачи: 1. Исследовать многообразие средств выразительности в художественных и учебно-научных текстах;
2. Разграничить средства выразительности по основаниям: художественный образ возникает на основе переноса значения слова или формируется в пределах предложения (высказывания), текста;
3. Выяснить, какие средства выразительности функционируют преимущественно в художественном стиле речи, какие – в научном;
4. Представить систему средств выразительности на основе лингвометодического и литературоведческого подходов.
Этапы деятельности учащихся(под руководством учителя/учителей): а) постановка проблемы; б) выдвижение гипотезы; в) деление на группы; г) планирование; д) изготовление продукта; е) выбор формы презентации; ж) подготовка презентации; з) презентация; е) самооценка и самоанализ.
Проблема: найти способ быстрого нахождения средств выразительности в художественном и учебно-научном текстах, установить способы быстрого определения вида средства выразительности.
Гипотеза: возможно, некоторые из средств выразительности характерны для учебно-научных текстов, только функция их не такая, как в художественном тексте; скорее всего, они не служат средством для создания художественного образа в сознании читателя.
Проект ориентирован на формирование следующих компетенций:
а) личностных:
понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
осознание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
б) метапредметных:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета и т.д.;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
осознание роли русского языка как средства, функционирующего в разных стилях речи, имеющих специфические выразительные возможности;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
в) предметных:
осознание эстетической функции родного языка;
усвоение основ научных знаний о родном языке.
Деление на группы: учащиеся разделены на 3 группы, каждая из которых получила индивидуальное задание. Первая группа работает со средствами выразительности в художественных текстах (на материале рассказов А. П. Чехова). Вторая группа работает с учебниками по биологии (6-10 классы), третья – с учебниками по физике (7-10 классы). В соответствии с заданием каждая группа представила свой план деятельности, подредактированный учителем.
План работы группы № 1.
Каждое средство выразительности обрабатывается по следующим направлениям: а) художественный образ в сознании читателя возникает или нет? б) если возникает, то на основе переноса значения слова или формируется в пределах предложения (высказывания), текста?
Распределить все встретившиеся средства выразительности по названному основанию.
Определить, какие тропы и стилистические фигуры наиболее часто встречаются в рассказах А. П. Чехова.
Какие фразы и выражения А. П. Чехова, ставшие крылатыми, в основе содержат метафорический перенос?
Можно ли утверждать, что наличие большого количества средств выразительности речи является одним из важнейших признаков принадлежности текста к стилю художественной литературы?
План работы группы № 2.
Каждое средство выразительности обрабатывается по следующим направлениям: а) художественный образ в сознании читателя возникает или нет? б) если не возникает, то почему.
Какие средства выразительности преимущественно встречаются в учебниках биологии: тропы или стилистические фигуры?
Какие биологические термины являются метафорами? Почему мы их с легкостью запоминаем?
Можно ли утверждать, что отсутствие средств выразительности речи является одним из важнейших признаков принадлежности текста к стилю научной литературы?
План работы группы № 3.
Каждое средство выразительности обрабатывается по следующим направлениям: а) художественный образ в сознании читателя возникает или нет? б) если не возникает, то почему.
Какие средства выразительности преимущественно встречаются в учебниках физики: тропы или стилистические фигуры?
Какие физические термины являются метафорами? Почему мы их с легкостью запоминаем?
Можно ли утверждать, что отсутствие средств выразительности речи является одним из важнейших признаков принадлежности текста к стилю научной литературы?
Краткое описание проекта. Безусловным признаком художественного текста является употребление в нем большого количества средств выразительности речи. Обращаем внимание на следующее: художественный образ в сознании читателя формируется на основании переноса значения слова или для его возникновения необходимо целое предложение (высказывание). В зависимости от этого все (выписанные из рассказов А. П. Чехова) средства выразительности делим на 2 большие группы: тропы и фигуры речи. Выявляем специфику идиостиля А. П. Чехова в зависимости от использованных им средств выразительности речи. Параллельно с этим идет обработка средств выразительности в учебно-научных текстах по биологии и физике. Устанавливаем, что средств выразительности в таких текстах немного и они своеобразны: метафоры, как правило, стертые (ткань клетки, царство бактерий, шляпка гриба, нить накала лампы, волна света), сравнения выражаются не сравнительными оборотами, а описательно, с помощью слов «напоминает», «похоже», «наподобие» и т. п., стилистические фигуры почти не встречаются (за исключением антитезы, инверсии, синтаксического параллелизма и некоторых других). Отсутствие, таким образом, средств выразительности речи (или своеобразное их использование в небольшом количестве) является одним из важнейших признаков принадлежности текста к стилю научной (учебно-научной) литературы.
Каждая из групп продумывает, что будет являться продуктом проектной деятельности и в какой форме проект будет презентован.
Продукты проектной деятельности (примерные): а) оформление кабинета таблицами: «Средства выразительности в художественных текстах», «Средства выразительности в учебниках биологии», «Средства выразительности в учебниках физики»; б) инструкция «Как найти средство выразительности в художественном и научно-учебном тексте».
Презентация: представление таблиц и инструкции.
После презентации продукта запланировано провести самооценку и самоанализ результатов деятельности по проекту, наметить перспективы дальнейшего исследования.
В качестве перспективных можно обозначить направления, связанные с исследованием средств выразительности в других учебно-научных текстах, в публицистических текстах, разговорных, рекламных и т. д.
    Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как  эффективная форма деятельностного подхода.
      Решающее звено в реализации проекта – учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
       Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний.
Главные достоинства проектного метода обучения следующие:
актуальность (в центре технологии – ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно);
создание комфортной образовательной среды (степени сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становятся фактором развития и самоопределения личности);
дифференцированный подход (тему проекта или раздел в системе проекта учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей).
Решаются и многие задачи личностно-ориентированного обучения:
использование информационных технологий;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками – всё это повышает мотивацию обучения.
            Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу [см.: Бедерханова В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. Краснодар, 2000].
33515301689100033966153873500БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000.  
Дроздова О. Е. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса. Материалы доклада в АПК и ППРО 07. 02. 2013.
Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2000.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.