Итоговое мероприятие по проекту Детский альбом П.И.Чайковского Путешествие по странам


Путешествуем по странам вместе с музыкой П.И. Чайковского
Цель: закреплять знания детей о творчестве П.И. Чайковского.
Задачи: - продолжать знакомить детей с пьесам из «Детского альбома» П.И. Чайковского
- способствовать формированию культуры восприятия классической музыки;
- с помощью произведений П.И. Чайковского способствовать развитию навыков творческого самовыражения детей;
- расширить кругозор детей с помощью произведений Чайковского;
- способствовать активному вовлечению детей в разные виды музыкальной и художественно-эстетической деятельности.
Под «Марш деревянных солдатиков» дети подготовительной группы заходят в музыкальный зал.
Педагог: (обращается к детям и показывает портрет П.И. Чайковского). Посмотрите на этот портрет, вы узнали композитора? ( Композитор Петр Ильич Чайковский) Сегодня мы будем слушать его произведения. Петр Ильич жил более ста лет назад. Он был очень известным и почитаемым композитором. Чайковский любил детей и сочинил для них много небольших музыкальных произведений. Как то летом Петр Ильич жил у своей сестры на Украине. У сестры были дети, к которым часто приходили друзья. Петр Ильич с удовольствием играл для них на фортепиано.
Однажды композитор наблюдал за играми детей, и он захотел сочинить музыкальные пьесы для фортепиано о детских играх, забавах, о том, чем дети занимаются в течение дня, о маминых песенках, няниных сказках и много многом другом. Когда все пьесы были написаны, Петр Ильич собрал их в « Детский альбом» (показывает). Альбом не простой, а музыкальный – и веселый, и грустный, и сказочный, рассказывающий о том, что можно увидеть около дома и в дальних странах, о том, что снится в мечтах и о том чего никогда не бывает. Давайте вместе перенесемся в волшебный мир музыки? Дети под таинственную музыку начинают танцевать и кружиться по залу( импровизация) Затем садятся на стульчики.
( Открывает альбом)
Чайковский любил путешествовать. Ему довелось побывать в Европе и Америке. Все о чем он узнавал в дальних странствиях, композитор обязательно передавал в своей музыке.
Случилось композитору побывать во Франции, в Париже. Между своими выступлениями в концертах Чайковский гулял по старинным паркам, любовался дворцами ( показать репродукции картин с видами Парижа) На одной из городских улиц он повстречал маленького мальчика, который просил милостыню. Чтобы прохожие бросали ему больше монет, мальчик пел. Мальчик был очень беден и пением зарабатывал себе деньги, чтобы не умереть от голода. Он пел печальную песню. Так появилась в «Детском альбоме» Старинная Французская песенка.
Звучит Старинная Французская песенка П.И. Чайковского
Почему же песенка называется старинной? Дело в том, что композитор использовал подлинную французскую мелодию, давнюю предавнюю, ей больше четырехсот лет. Характер ее неторопливый, серьезный, грустный напев похож на старинную балладу. А что такое баллада? Это песня, в которой рассказывается о странствиях и приключениях героя, например доблестного рыцаря.
После беседы о характере музыки детям предлагается потанцевать с куклами соответственно характеру песни.
На карте мира есть государство, очертания которого похожи на сапог, - это Италия. Путешествуя по Италии, Петр Ильич посетил красивейший город Неаполь ( показ репродукций картин с видами города) Там он встречал бродячих музыкантов. Девушка-актриса пела красивую, нежную, светлую песню. Композитор Чайковский назвал ее итальянской.
Звучит Итальянская песенка П.И. Чайковского
В солнечно Италии много овощей. Предложить детям поиграть в игру « Собери урожай»
В солнечном Неаполе с утра до поздней ночи звучала музыка. Ее жителям было проще спеть о чем либо, чем рассказать. Они очень любили петь песни под гитару. Одну из них Чайковский услышал и записал и назвал « Неаполитанская песенка». Мелодия была так хороша, что композитор использовал ее в балете Лебединое озеро.
Звучит «Неаполитанская песенка»
Однажды Петр Ильич путешествовал по Германии ( показать иллюстрации) В одной немецкой деревне он принял участие в сельском празднике. Крестьяне под звуки скрипки кружились в парах, постукивая деревянными башмаками в такт музыки. Они танцевали сельский танец «Лендлер». Именно от этого танца позднее родился танец Вальс. Чайковский узнал веселый немецкий танец Гендлер. Так появилась в альбоме Немецкая песенка
Звучит Немецкая песенка
Какими бы красивыми ни были заграничные страны, милей родины для Чайковского не было ничего. Русская песня для него – самая любимая. Петр Ильич использовал мотив народной песни «Голова ль ты моя, голова ли молодецкая». Можно представить себе, что ее распевают легендарные русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Звучит Русская песня
Предложить детям поводить хоровод вокруг березы.
Петр Ильич вернулся в Россию. Подошло к концу наше путешествие по страницам « Детского альбома».