Открытый урок на тему: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки».


Зональный открытый урок по классу фортепиано
преподавателя Локотсой ДШИ Пигаревой Ю.В.
с ученицей 2 класса Березовиковой Эльвирой
Тема: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки».
Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного материала, объяснение нового материала)
Цель: знакомство с произведениями, работа над текстом.
Задачи урока:
Образовательные:
-приобщение к классической музыке,
-формировать умение ученика работать с нотным текстом,
- правильно исполнять ритмические рисунки.
Развивающие:
- развитие слуха,
- развитие чувства ритма,
- развивать внимание и память.
Воспитывающие:
-воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать любовь к музыке,
-воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы:
- анализ и сравнения,
- словестный,
- обобщение
Оборудование:
-инструмент
-компьютер
-нотная литература
План урока:
1.Организанионны момент
2. Беседа о композиторе и его творчестве, прослушивание отрывков из его произведений.
3.Работа с музыкальным материалом
«Старинная французская песенка»
Упражнение: гамма соль минор
«Немецкая песенка»
4.Итог урока
5.Домашние задание
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, сегодня мы проводим открытый урок с учащейся 2 класса Березовиковой Эльвирой. Тема нашего урока: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки».
Беседа о композиторе и его творчестве, прослушивание отрывков из его произведений.
Учитель: Петр Ильич Чайковский(1840-1893) - великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений).
Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей.
Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову.
В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы.
Работа с музыкальным материалом:
«Старинная французская песенка»
Работу начинаем с проверки домашнего задания.
Учитель: Эльвира, на дом тебе задавалось соединить I часть двумя руками.
Ученица играет.
Учитель: На предыдущих уроках мы с тобой уже разбирали, что в правой руке затактовое начало мотива («тихий вздох»), плавное движение восьмых длительностей к длинной четвертная с точкой («стонущей» интонационной вершине).
Ученица играет правую руку, преподаватель левую.
Учитель: В левой руке Чайковский использует полифонической изложение, а именно двухголосие. Мы с тобой разложили партию левой руки на голоса. Бас – сдержанный, мудрый старик. Тенор – женщина, сопрано - ребенок-сирота. Так постепенно мы выстроили образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.
Ученица играет левую руку, разложив голоса между руками (левая – бас, правая – тенор).
Учитель: теперь соедини две руки и слушай басовый и средний голос. Следить за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух - среднего и басового. (ученица играет).
Разбор II часть – каждой рукой отдельно.
Учитель: II части мы видим, что мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Мелодия приходит к кульминации (такты 21 – 23).
Ученица играет партию правой руки следя за штрихами и аппликатурой.
Учитель: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато («прерывистое дыхание»).
Работа над аппликатурой.
Упражнение: гамма Соль минор.
Ученица играет гамму в две октавы. Считает до четырех. Уточнение аппликатуры. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приемом «стаккато».
«Немецкая песенка»
Работа над произведением начинается с предварительного прослушивания пьесы.
Учитель: Какой характер в этой пьесе? В какой тональности написана пьеса?
Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы.
Учитель: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (I и III часть) и задорный танцевальный (II часть).
Разбор текста. Разбираем строение мелодии I части.
Учитель: давай определим предложения, отметим фразы, прохлопаем ритмический рисунок, а затем проиграем на инструменте.
Вмести с ученицей выполняем поставленные задачи.
Разбор левой руки.
Учитель: В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-аккорд (опора на бас и легкость в 2ой и 3ей долей).
Ученица исполняет аккомпанемент со счетом вслух, ярко выделяя 1ую долю.
Итог:
Каждая из изучаемых пьес предполагала знакомство с различными ритмическими рисунками, разными изложениями аккомпанементами. А так же мы провели детальный анализ и разбор текста. Это способствует в дальнейшем успешному изучению произведений.
Домашние задание.
«Старинная французская песенка»: I часть – бережно выявлять и прослушивать басовый и средний голос. Следить за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух – среднего и басового. II часть – тщательно выучить в этой части штрихи и аппликатуру.
«Немецкая песенка»: правая рука – мелодию играть в медленном темпе со счетом в слух. Левая рука – работать над звукоизвлечением баса и аккомпанемента.