Конспект на тему: Литературный праздник


Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать выразительно вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; работать в группе, уметь договариваться.
Оборудование: карточки с заданиями; магнитная азбука; выставка книг по разделу учебника.
Ход урока
I. Стихи под музыку
Ученик.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни —
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
II. Кроссворд
По горизонтали:
2. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль.)
3. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... (Иносказательно.)
6. Назовите язык, которым первым в детстве овладел А.С. Пушкин. (Французский.)
8. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня.)
По вертикали:
1. В его же книгу «Азбука» вошли многие его рассказы и басни. (Толстой.)
4. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов.)
5. Фамилия поэта, у которого была любимая няня. (Пушкин.)
7. Этот баснописец переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов.)
- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник. (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.)
III. Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова
— Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича наизусть?
IV. Сочинение стихотворений детьми
— А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, восстановив его смысл.
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом.
(Дети составляют стихотворения. Например: Ночью буря бушевала, /А с рассветом на село,/ На поля, на сад пустынный / Первым снегом понесло.)V. О Л.Н.Толстом
(На фоне плавной музыки учитель или дети рассказывают о писателе.)
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от тяжелого труда, что сходят на праздники в церковь...
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало легко, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство».
Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня "ваше сиятельство", — сказал он, — меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».
— Вы правильно догадались о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
- Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.
Игра «Метелица»
(Дети, мальчики и девочки, встают в круги начинают размахивать руками и качаться
в разные стороны: это означает метель; они поют.)
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
(Потом дети делают руками быстрые движения,как будто что-то надевают, пристегивают.)
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей. (Дети вприпрыжку бегают все быстрее.)
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим.
(Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.)
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
(Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы.)
А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так прихлопывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
VI. Викторина по басням И.А. Крылова
Учитель.
...Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами!
Над орлами! Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
(А.С. Грибоедов «Горе от ума».)
— Пять вопросов вопросу? пять ответов. Какой ответ соответствует
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? («Стрекоза и Муравей»)
Соседка, перестань срамиться...
тебе ль с Слоном возиться? («Слон и Моська»)
Приятель дорогой, здорово! Где ты был? («Любопытный»)
Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? («Мышь и Крыса»)
Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? («Свинья»)
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило.
Не радуйся, мой свет...
И не надейся по-пустому.
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил...
Я не приметила богатства никакого...
— В какой басне была такая мораль?
Вперед чужой беде
не смейся, Голубок! («Чижи Голубь».)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад. («Щука и Кот».)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
Задело просто взяться. («Ларчик».)
VII. Викторина по творчеству А.С. Пушкина
— Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
— Когда он родился? (6июня 1799г.)
— Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)
Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»? Ну что ж, отправляемся смело вперед, Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке.
1) Бочка. («Сказка о царе Салтане...»)
— Прочитайте отрывок. (Дети читают отрывок, связанный с этим предметом.)
2) Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
3) Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4) Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
5) Петушок. («Сказка о золотом петушке».)
— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?
VIII. Подведение итогов праздника
— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?
— Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?