Итоговая контрольная работа по обществознанию для 10 класса вечерней школы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 КЛАСС
ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ 1
А1. Общество от природы отличается тем, что в нем
действуют специфические законы
некоторые изменения носят циклический характер
существует взаимозависимость элементов системы
изменчивость сочетается с устойчивостью
А2. Науку от других форм культуры отличает
экспериментальная проверка полученных знаний
просмотр для творческого воображения
возможность опубликовать результаты своего труда
использование образов и сравнений
А3. Верны ли следующие суждения о религии и свободе совести?
А. Свобода совести означает отказ от любых религиозных взглядов.
Б. Одним из выражений свободы совести является свобода вероисповедания.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. К элементам общества как системы относится
окружающая природная среда
плодородные почвы
производительные силы
климатические особенности региона
А5. Что из перечисленного характеризует искусство в отличии от науки?
выявление закономерностей развития природы и общества
теоретическое решение мировоззренческих проблем
отражение мира в художественных образах
использование понятий и теоретических положений



А6. Какой признак характеризует индустриальное общество?
массовое промышленное производство
ведущая роль сельского хозяйства
слабый уровень разделения труда
решающее значение сферы услуг в экономике
А7. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?
А. Гуманитаризация образования проявляется во внедрении информационных технологий.
Б. Интернализация образования проявляется в признании документов об образовании, полученных в одной стране, другими странами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А8. Ивана интересует математика. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как
1) гражданина 3) индивида
2) личность 4) специалиста
А9. Относительную истину отличает то, что она
имеет определенные ограничения
не подтверждена эмпирически
не была теоретически обоснована
получена ненаучным путем
А10. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями, - это
1) потребность 3) необходимость
2) свобода 4) ответственность






Часть 2
В1. Установите соответствие между характеристиками семейных отношений и типами семьи к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите элемент из второй колонки.
Характеристики
Типы семьи

А) главенствующая роль отца семейства
Б) учет мнения детей при решении вопросов, которые их касаются
В) многопоколенный состав семьи
Г) активное участие отца в выполнении домашней работы
Д) жесткое деление домашних обязанностей на мужские и женские
1) традиционная
2) партнерская (демократическая)


А
Б
В
Г
Д








В2. Запишите слово, пропущенное в схеме
ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ


В3. Ниже приведен перечень терминов.
Все они, за исключением одного связаны с понятием «образование».
1)Умение; 2)социальный опыт; 3)одаренность; 4)навык; 5)обучение
Найдите и укажите термин не связанный с понятием « образование».

В4. Найдите в приведенном списке произведения народной культуры. Номера запишите в порядке возрастания.

Школьные анекдоты
Исторический роман
Песня о Степане Разине
Песни-колядки
Бразильский телесериал
Детектив - бестселлер



В5. Запишите слово, пропущенное в схеме

СТРУКТУРА

ЗНАНИЯ

УБЕЖДЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
ИДЕИ



Часть 3
С1. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл и свое понимание.
С1.1 «Разумный человек приспосабливается к окружающему миру, неразумный упорствует в попытках приспособить его для себя. Поэтому судьба прогресса в руках неразумных людей» (Б. Шоу)
С1.2 «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности! (Н. Бердяев)
С1.3 «Наука – это организованное знание» (Г. Спенсер)




















Ответы варианта 1
А1 – 1
А2 – 1
А3 – 2
А4 – 3
А5 – 3
А6 – 1
А7 – 2
А8 – 2
А9 – 1
А10 – 2
В1 – 12121
В2 – индустриальное
В3 – 3 одаренность
В4 – 134
В5 - образование















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 КЛАСС
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ 1
А1. Под термином «общественные отношения» ученые понимают
любые контакты людей
отношение людей к природе
психологический климат в семье
отношения классов
А2. Процесс усвоения человеком социальных норм и культурных ценностей общества называется
1) общением 3) потребностью
2) социализацией 4) сознанием
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является динамической системой
Б. Общество возникло вместе с природой
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Информационное общество связано с появлением
1) самолетостроения 3) телефонной сети
2) СМИ 4) компьютерных услуг
А5. Что относится к духовной культуре общества?
материальное производство
моральные нормы
социальные общности
биологические потребности человека
А6. Что отличает религию как феномен культуры?
описание и объяснение природных явлений и социальных явлений
утверждение идеи сотворенности мира
достоверное долгосрочное прогнозирование развития
эстетическое освоение окружающего мира


А7. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А8. Алексей учится в 10 классе. У него много друзей в классе и в спортивной секции. Он прислушивается к их мнению по многим вопросам, но, когда считает нужным, твердо отстаивает свою позицию. Все это характеризует Алексея как
1) спортсмена 3) ученика
2) личность 4) подростка
А9. Система научного знания включает
юридические законы
моральные законы
повседневный опыт
теоретические обобщения
А10. При переходе от индустриального к информационному обществу
происходит замена ручного труда машинным
возрастает значение науки и образования
увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора
формируется демократическое государство











Часть 2
В1. Установите соответствие между формами культуры и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Примеры
Формы культуры

А. «мыльная» опера
Б. частушки
В. Эпос
Г. Опера Дж.Верди «Травиата»
Д. рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось»
1. Элитарная культура
2. Массовая культура
3. Народная культура


А
Б
В
Г
Д








В2. Запишите слово, пропущенное в схеме
. В РФ.

дошкольное
общее
профессиональное
дополнительное


В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «мораль».
1) Поведение 2) этика 3) нравственность 4) искусство 5)регулятор
Найдите и укажите термин не связанный с понятием « мораль».
В4. Найдите в приведенном списке важнейшие принципы современной нравственной культуры. Номера запишите в порядке возрастания
«Золотое правило» нравственности
Идея равного возмездия
Моральная автономия личности
Подражание образцам поведения
Гуманизм
Догматизм



В5. Запишите слово, пропущенное в таблице
Тип общества
Основа производства

-------------------------------
Земля и ручной труд

Индустриальное
Промышленное производство

Постиндустриальное
Знание, информация


Часть 3
С1. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл и свое понимание.
С1.1 «Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А.Камю)
С1.2 «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
(В.Г Белинский)
С1.3 «Наука – это организованное знание» (Г. Спенсер)



















Ответы варианта 2
А1 – 4
А2 – 2
А3 – 1
А4 – 4
А5 – 2
А6 – 2
А7 – 3
А8 – 2
А9 – 4
А10 – 2
В1 – 23312
В2 – ОБРАЗОВАНИЕ
В3 – 4 ИСКУССТВО
В4 – 135
В5 – ТРАДИЦИОННОЕ

















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 КЛАСС
ВАРИАНТ 3
ЧАСТЬ 1
А1. Что из приведенного ниже характеризует общество как систему?
обособление от природы
постоянное развитие
сохранение связи с природой
наличие сфер и институтов
А2. Искусство, в отличии от других форм культуры,
основано на вере в сверхъестественное
выполняет функцию социального управления
отражает действительность в образно-символической форме
комплексно описывает и объясняет события и явления
А3. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура представляет собой совокупность достижений общества на определенном историческом этапе.
Б. Культура присуща только обществу в целом и отдельным социальным группам
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Для традиционного общества характерно
ценность человеческой личности
динамичное развитие
натуральное хозяйство
индустриальное производство
А5. Что отличает научное знание?
1) обоснованность, логичность 3) признанность обществом
2) образность, эмоциональность 4) истинность всех утверждений
А6. К социальным условия реализации свободы относится
1) место человека в обществе 3) социализация
2) социальные нормы 4) все перечисленные
А7. Верны ли следующие суждения о способностях человека?
А. Возникновение новых видов деятельности помогает более полному проявлению способностей человека.
Б. Способности являются важным условием успеха человека в соответствующем виде деятельности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
А8. Сергей уже с раннего детства неплохо рисовал, бабушка подарила ему мольберт и хорошие краски, но он не стал заниматься, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Сергея?
1) потребность 3) задатки
2)познание 4) талант
А9. Истинное знание
1)обычно практически применимо
2) может получить только наука
3) соответствует предмету познания
4) всегда представлено в форме теории
А10. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием
1) гражданство 3) личность
2) индивид 4) талант











ЧАСТЬ 2
В1. Установите соответствие между характеристиками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Характеристики
Типы обществ

А) сословная структура общества
Б) серийное производство товаров массового потребления
В) низкая социальная мобильность
Г) ведущая роль информации в жизни общества
Д) появление массовой культуры
1) аграрное (традиционное)
2) индустриальное
3) постиндустриальное (информационное)


Запиши выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д








В2. Запишите слова, пропущенные во фрагменте таблицы «Социальные институты общества».
Фундаментальные потребности общества
Основные социальные институты

Потребность в добывании средств существования
Экономические институты

Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения
Институт --------------------


В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода 2)питание 3)дыхание
4)движение 5) общение 6)отдых.


В4. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности. Номера запишите в порядке возрастания.
Учителя
Компьютерное обеспечение
Знание основ наук
Наглядные пособия
Учащиеся
Умения применять знания
Практические навыки
В5. Запишите слово, пропущенное в схеме
Главные институты общества

религия
государство
---------
образование
производство


ЧАСТЬ 3
С1. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл и свое понимание.
С1.1 «Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А.Камю)
С1.2 «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности! (Н. Бердяев)
С1.3 «Религия, искусство и наука – это ветви одного и того же дерева» (А.Эйнштейн)












Ответы варианта 3
А1 – 4
А2 – 3
А3 – 1
А4 – 3
А5 – 1
А6 – 4
А7 – 3
А8 – 3
А9 – 3
А10 – 3
В1 – 12132
В2 – ОБРАЗОВАНИЯ
В3 – 5 ОБЩЕНИЕ
В4 – 367
В5 – СЕМЬЯ


















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Часть 1. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Часть 2. В1 – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 5 баллов.
В2, В3, В5 – правильный ответ – 1 балл.
В4 - за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 3 балла.
Часть 3. Раскрыт смысл высказывания – 1 балл.
Дана фактическая аргументация с опорой своего мнения – 1 балл.
Сделан вывод – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 3.
Максимальное количество баллов за работу – 24.
Оценка «5» - 21-24 балла
«4» - 17-20 баллов
«3» - 12- 16 балов








13PAGE 15


13PAGE 14115




15