Рабочая программа по истории России для Вечерней школы. 10-12 классы.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю на заседании МО учителей Директор МБОУ «ВСОШ № 1»
руководитель ШМО ____________А.З. Юсупова
________________ Л.Р.Биктановапротокол №___от «__»_____20 __ г приказ №___от«__»____20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
для 10-12 классов
срок реализации
2016-2019 учебный год
Составитель:
Миргаязова Ю.А. учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История 10-12 классы»
Настоящая рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 10-12 классов, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программы «Данилов А.А. История России. 10-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. 3-е издание, Москва, «Дрофа», 2010 год»- Программы «История России XX – начало XXI вв. 11 класс». А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. Базовый. уровень. «Просвещение», 2009- Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10-11 классы/ (авт.-сост. Л.Н. Алексашкина)- М.: Мнемозина, 2009 ).  
- Учебного плана МБОУ «ВСОШ № 1»; - Положения о рабочей программе.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В  результате изучения истории ученик должен:
знать:
Хронологические рамки и периодизацию основных исторических эпох, даты ключевых исторических событий, критерии периодизации;
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,  схема);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
2.1. Описание места учебного предмета в учебном плане
количество часов в 10а классе - 36 в год;
количество часов в 10б классе - 55 в год;
количество часов в 11а классе - 72 в год;
количество часов в 11б классе - 72 в год;
количество часов в 12а классе - 35 в год;
количество часов в 12б классе - 70 в год.
2.2. Содержание учебного предмета
Распределение учебного материала:
10а класс
ТЕМА 1 Древняя Русь
ТЕМА 2 Русь средневековая
Зачеты
№1 «Древняя Русь»
№2 «Московское государство»
№3 «Россия в XVII в.»
10б класс
ТЕМА 1 Древняя Русь
ТЕМА 2 Русь средневековая
Зачеты
№1 «Древняя Русь»
№2 «Московское государство»
№3 «Россия в XVII в.»
11а класс
ТЕМА 1Россия в XVII–XVIII вв.
ТЕМА 2 Россия в эпоху становления и развития индустриального общества
Зачеты
№ 1 «Россия в XVII-XVIII вв.»
№ 2 «Россия в XIX в.»
11б класс
ТЕМА 1Россия в XVII–XVIII вв.
ТЕМА 2 Россия в эпоху становления и развития индустриального общества
Зачеты
№ 1 «Россия в XVII-XVIII вв.»
№ 2 «Россия в XIX в.»
12а класс
Раздел 1. Российская империя
Раздел 2. Великая российская революция. Советская эпоха
Зачеты
№ 1 «Россия в 1900-1930 гг.»
№ 2 «СССР во II пол. ХХ в.»
12б класс
Раздел 1. Российская империя
Раздел 2. Великая российская революция. Советская эпоха
Зачеты
№ 1 «Россия в 1900-1950-е гг.»
№ 2 «СССР во II пол. ХХ в»
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение в историю. Исторический процесс и историческая наука. Что такое история. Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно исторического процесса. Особенности социального познания. Социальное познание и историческая наука. Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса. Формационный подход. Цивилизационный подход. Школа «Анналов» (социальная история). Смысл истории. История в век глобализации. Альтернативы в истории и тайны истории. Основные понятия темы. Историческое время, всемирно исторический процесс, социальное познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, методология, формационный подход, цивилизационный подход, социальная история, смысл истории, глобализация, альтернатива.Древняя Русь. Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны — варяги — русь. Социально экономический и политический строй Древней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древнерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности. Основные понятия темы. Колонизация, этногенез, периодизация истории, духовная культура, тюрки, политическая раздробленность.
Русь средневековая. Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы формирования сословно представительной монархии. Факторы самобытности российской истории. Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX–X вв. Эволюционное развитие русских земель в XI – первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Формирование различных социально политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская. Особенности процесса объединения русских земель.
Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. Альтернативные варианты развития страны в конце XV – начале XVII в. Характер Московского государства во второй половине XV – начале XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя. Социально экономическое развитие России. Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства. Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства. Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.
Основные понятия темы. Российское Средневековье, генезис, сословно представительная монархия, факторы самобытности, социально политические модели развития, геополитика, социальная роль.
Россия в XVII–XVIII вв. Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка». Россия: особенности перехода к Новому времени. Когда Россия вступила в Новое время. Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время. Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма. Россия: особенности социально экономического развития в XVII – XVIII вв. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика. Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти. Особенности социальных движений в России в XVII–XVIII вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения. Церковь, общество, государство в России в XVII–XVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения. Россия – великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в XVI–XVII вв. Западное направление внешней политики России в XVI–XVII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия — великая мировая держава. Основные понятия темы. Новое время, раннее Новое время, модернизация, мануфактурный капитализм, великая научная революция,«старый порядок», традиционализм, российский тип феодализма, конфессиональная политика, имперское сознание, национальное самосознание.
Россия в эпоху становления и развития индустриального общества. Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII–XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Социальные движения в России. Политическая модернизация и революции 1848–1849 гг. Реформы и модернизация. Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии. Индустриальное общество и особенности перехода к нему в России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ. Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Империя и народы. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.
Основные понятия темы. Индустриальное общество, традиционное общество, промышленная революция, колониальная экспансия, модернизация, идеология, либерализм, консерватизм, социализм, национализм, радикализм, революция, реформа, демография, доктрина, революционализм, национальная элита, имперские интересы.ИСТОРИЯ РОССИИ. XX — НАЧАЛО XXI В (базовый уровень)
РАЗДЕЛ I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Тема 1. Россия в начале XX в. Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства. 
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве). 
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. 
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.Тема  2. В годы первой революции. Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. 
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. 
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах. 
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот. 
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.Тема  3. Накануне крушения. Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи». 
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны. 
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура. 
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.РАЗДЕЛ II. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА
Тема  4. Россия в революционном вихре 1917 г. По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства. 
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране. Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции. 
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема  5. Становление новой России. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР. «Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. 
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.). Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками. 
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.Тема  6. Россия, СССР: годы нэпа. Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. 
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. 
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг. 
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма. 
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство. 
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна. 
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн.Тема  7. СССР: годы форсированной модернизации. Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации. Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма». Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики. 
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР. Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии. 
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.Тема  8. Великая Отечественная война. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. 
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом-осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной-осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне. 
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам. 
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура. 
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция. 
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы. 
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.Тема  9. Последние годы сталинского правления. Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни. 
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения. Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов. Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий. 
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира. 
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема  10. СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы. Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг.Противоречивость духовной жизни. Диссиденты. 
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа. 
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки. 
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.Тема  11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны. 
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ. 
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979). Концепция нового политического мышления: теория и практика. 
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов»РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тема  12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в. Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг. Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг. Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России. Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях. 
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура. Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня. 
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья. 
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Раздел IV. Новейшая история (ХХ — начало ХХI в.)
Новейшая история: понятие, периодизация. Процессы модернизации общества в новейшее время. Важнейшие изменения на карте мира. Россия в контексте мировой истории в новейшую эпоху.
Тема 1. Мир в 1900—1914 гг. Научно-технический прогресс в начале ХХ в. Центры и периферия индустриального мира. Империализм; борьба за лидерство. Социальные движения в начале ХХ в. Реформы и революции начала ХХ в. как пути модернизации (опыт стран Европы, Америки, Азии).
Тема 2. Первая мировая война (1914—1918). Борьба за передел мира. Первая мировая война: участники, основные фронты, итоги. Война и общество (Европа, Россия).
Тема 3. Страны мира в 1918—1939 гг. Мир после войны. Версальско-Вашингтонская система. Образование новых государств. Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Выбор путей и моделей развития в странах Западной Европы и США: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Путь компромиссов и реформ (Великобритания, США, Франция). Итальянский фашизм и германский национал-социализм: идеология и политическая практика. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Гражданская война в Испании. Страны Азии в 1918—1939 гг. Революция и реформы в Турции. Новый путь Монголии. Освободительные движения в Китае, Индии (сравнительная характеристика). Культура в меняющемся мире: начало века; расширение культурного пространства в межвоенный период (течения, жанры, досуг); тоталитаризм и культура. Международные отношения в 1920—1930-е гг. Эра пацифизма». Развертывание агрессии в Европе, Азии, Африке и нарастание угрозы войны. 1939 год.
Тема 4. Вторая мировая война (1939—1945). Причины, участники, основные этапы, важнейшие фронты и сражения войны. Фронт и тыл. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции, дипломатия в годы войны. Человек на войне. Оккупационные режимы, геноцид, холокост. Коллаборационизм. Сопротивление. Итоги Второй мировой войны.
Тема 5. Мир в 1945—2007 гг. Послевоенные перемены в странах Европы и Азии. Запад и Восток; развертывание «Холодной войны». Кризис и крушение колониальной системы. Север и юг. Общество в движении: переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Новые рубежи научно-технического прогресса. Информационная революция. Структурные изменения в обществе. Социальные движения. США во второй половине ХХ — начале ХХI в.: путь сверхдержавы; политическое развитие (демократы и республиканцы); общественные движения. Страны Западной Европы: на пути к стабильности и социальному обществу»; бурные 1960-е гг.; социалисты и консерваторы у власти. Страны Центральной и Восточной Европы: выбор пути во второй половине 1940-х гг.; достижения и противоречия социалистического развития; события 1989—1990 гг.; место в современной Европе. Народы Азии и Африки во второй половине ХХ — начале ХХI в. Освобождение и выбор путей развития (Юго-Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Азия и Северная Африка, Тропическая и Южная Африка). Проблемы и успехи модернизации; Япония, новые индустриальные страны. Традиционализм и фундаментализм в странах Азии, Африки. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале ХХI в.: экономическое развитие и политические режимы; реформы и революции как пути решения задач модернизации. Культура во второй половине ХХ — начале ХХI в. Поиск идеалов и ценностей в послевоенном мире. Массовая культура. Молодежная культура. Развитие средств массовой коммуникации. Глобализация и национальные культуры. Международные отношения во второй половине ХХ — начале ХХI в.: тенденции и этапы развития. Проблемы отношений .Запад — Восток, *Север — Юг. Локальные конфликты и войны, их последствия. Миротворческая деятельность ООН и других международных организаций. Региональная интеграция (Европа, Азия, Латинская Америка и др.). Глобальные проблемы современности. Экологические движения. Мировое сообщество в начале ХХI в.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, форм организации учебных занятий
История 10а класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
История и познание истории
Происхождение славян
Образование Древнерусского государства
Первые киевские князья
Русь во время Владимира Святославовича
Расцвет Древнерусского государства
Общество и государство в Древней Руси
Феодальная раздробленность на Руси
Господин Великий Новгород
Культура Древней Руси
От первобытности к цивилизации
Архаичные цивилизации Древнего Востока
Архаичные цивилизации Средиземноморья
Духовный мир древних обществ
Средневековая цивилизация Европы
Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток
Китай, Индия, Япония в Средние века
Язычество и христианство в Древней Руси
Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы
Древняя Русь в системе международных отношений
Особенности процесса объединения русских земель
Русь и Литва: эволюция взаимоотношений
Культура Древней Руси
Повседневная жизнь и представления о природе и обществе
Характер Московского государства в к.XV-н.XVI вв.
Власть и общество при Иване Грозном
Московское государство в системе международных отношений
Смута: истоки, этапы, последствия
Особенности перехода России к новому времени
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
Раннее Новое время
Феномен Российского самодержавия
Культура России в XVI-XVIIввПовседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени
Европейские государства XVIввРоссия и Запад в XVII в.: проблема взаимовлияния
Итоговое обобщение Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.
История 10б класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
История и познание истории
Происхождение славян
Образование Древнерусского государства
Первые киевские князья
Русь во время Владимира Святославовича
Расцвет Древнерусского государства
Общество и государство в Древней Руси
Феодальная раздробленность на Руси
Господин Великий Новгород
Культура Древней Руси
От первобытности к цивилизации
Архаичные цивилизации Древнего Востока
Архаичные цивилизации Средиземноморья
Духовный мир древних обществ
Средневековая цивилизация Европы
Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток
Китай, Индия, Япония в Средние века
Язычество и христианство в Древней Руси
Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы
Древняя Русь в системе международных отношений
Особенности процесса объединения русских земель
Русь и Литва: эволюция взаимоотношений
Культура Древней Руси
Повседневная жизнь и представления о природе и обществе
Характер Московского государства в к.XV-н.XVI вв.
Власть и общество при Иване Грозном
Московское государство в системе международных отношений
Смута: истоки, этапы, последствия
Особенности перехода России к новому времени
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
Раннее Новое время
Феномен Российского самодержавия
Культура России в XVI-XVIIввПовседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени
Европейские государства XVIввРоссия и Запад в XVII в.: проблема взаимовлияния
Итоговое обобщение Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.
История 11а класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
Петровская модернизация России
Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I
От первой Нарды до Полтавы
Административная реформа Петра I
Победы на театре войны и Ништадтский мир
Противники и сторонники реформ
Новшества в быту
Социально-экономическое развитие России в XVIII вДворцовые перевороты
Власть и общество в 1725-1800гг.
Социально-экономическая политика
Внешняя политика
Социальные движения в XVIIIвПервые годы правления Екатерины II
Просвещенная императрица
Уложенная комиссия 1767-1768
Русско-турецкая война 1768-1774 ггПервый раздел Речи ПосполитойКрестьянская война 1773-1775г
Внутренняя политика после крестьянской войны
Россия при Павле I
Россия – великая европейская держава
Культура и быт
Культура России в XVIII вЕвропейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII вЕвропейские государства в XVI-XVIII ввНачало становлений индустриального общества в России
Внутренняя политика правительства Александра I
Внешняя политика при Александре I
Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов
Российские реформы в XIX в: причины, цели, противоречия
Европейские государства в XVI-XVIII ввВнутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война
Общественное движение в годы правления Николая I
Экономическое развитие в 1801-1855гг
Социальный строй в первой половине XIX вПромышленный переворот и формирование индустриального общества
Церковь, общество и государство в России в XVII-XIX ввПросвещение и наука
Архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр первой половины XIX вНациональный вопрос и национальная политика
Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы
Реформы в системе управления в 60-70 гг XIX в
Военная реформа. Реформы в области образования
Сельское хозяйство и промышленность в 60-70 гг
Общественное движение 60-х гг XIX в
Внешняя политика России в 60-70 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 ггНародничество 1870-х гг: идеология и практика
Общественный подъем на рубеже 70-80х гг XIX в. Кризис самодержавия
Вступление на престол Александра III. Первые шаги новой власти
Духовные идеалы и повседневная жизнь сословий в XIX вПлан контрреформ как основ внутренней политики Александра III. Внешняя политика
Российская промышленность: успехи и издержки развития. Сельское хозяйство
Общественная жизнь 80-90 гг XIX в
Население России во второй половине XIX в. Социальный состав. Сельский и городской быт. Православная церковь
Наука во второй половине XIX
Искусство Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.
История 11б класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
Петровская модернизация России
Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I
От первой Нарды до Полтавы
Административная реформа Петра I
Победы на театре войны и Ништадтский мир
Противники и сторонники реформ
Новшества в быту
Социально-экономическое развитие России в XVIII вДворцовые перевороты
Власть и общество в 1725-1800гг.
Социально-экономическая политика
Внешняя политика
Социальные движения в XVIIIвПервые годы правления Екатерины II
Просвещенная императрица
Уложенная комиссия 1767-1768
Русско-турецкая война 1768-1774 ггПервый раздел Речи ПосполитойКрестьянская война 1773-1775г
Внутренняя политика после крестьянской войны
Россия при Павле I
Россия – великая европейская держава
Культура и быт
Культура России в XVIII вЕвропейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII вЕвропейские государства в XVI-XVIII ввНачало становлений индустриального общества в России
Внутренняя политика правительства Александра I
Внешняя политика при Александре I
Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов
Российские реформы в XIX в: причины, цели, противоречия
Европейские государства в XVI-XVIII ввВнутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война
Общественное движение в годы правления Николая I
Экономическое развитие в 1801-1855гг
Социальный строй в первой половине XIX вПромышленный переворот и формирование индустриального общества
Церковь, общество и государство в России в XVII-XIX ввПросвещение и наука
Архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр первой половины XIX вНациональный вопрос и национальная политика
Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы
Реформы в системе управления в 60-70 гг XIX в
Военная реформа. Реформы в области образования
Сельское хозяйство и промышленность в 60-70 гг
Общественное движение 60-х гг XIX в
Внешняя политика России в 60-70 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 ггНародничество 1870-х гг: идеология и практика
Общественный подъем на рубеже 70-80х гг XIX в. Кризис самодержавия
Вступление на престол Александра III. Первые шаги новой власти
Духовные идеалы и повседневная жизнь сословий в XIX вПлан контрреформ как основ внутренней политики Александра III. Внешняя политика
Российская промышленность: успехи и издержки развития. Сельское хозяйство
Общественная жизнь 80-90 гг XIX в
Население России во второй половине XIX в. Социальный состав. Сельский и городской быт. Православная церковь
Наука во второй половине XIX
Искусство Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.
История 12а класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
Социально-экономическое развитие страны в к.XIX-н.XX
Внутренняя и внешняя политика самодержавия
Новейшее время в истории
Страны Европы, Азии и Америки в начале XXвРеволюции: начало, подъем, отступление
Третьеиюньская политическая система. Реформы
Россия в Первой мировой войне
Первая мировая война: на фронтах и в тылу
Русская культура к.XIX-н.XXввОт демократии к диктатуре
Большевики берут власть
Огненные версты Гражданской войны
Социально-экономическое развитие страны. Культура
Образование СССР. Внешняя политика и Коминтерн
Кардинальные перемены в экономике
Общественно-политическая жизнь. Культура
Демократии Запада в 1918-1939 гг. Утверждение тоталитаризма
Борьба за освобождение Азии
Международные отношения в 1920-1930 гг. Культура в меняющемся мире
СССР и Германия в 1930е ггБоевые действия на фронтах
Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны
На фронтах второй мировой войны. Жизнь в оккупации
СССР и союзники. Начало холодной войны
Послевоенный мир. Общество в движении
Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество
Изменение в политике, культуре и экономике. СССР и внешний мир
США и Европа во второй половине XX века
Страны Азии и Африки и Латинской Америки
Нарастание кризисных явлений
Перестройка и ее итоги
Распад СССР. Завершение «Холодной войны»
Культура во второй половине XX вМеждународные отношения в 1945-2010 гг.
Начало кардинальных перемен в стране Российское общество в годы реформ
Ситуация в стране в к.XX-н.XXI ввВнешняя политика России Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.
История 12б класс
Содержание предмета Основные виды учебной деятельности Формы организаций учебных занятий
Социально-экономическое развитие страны в к.XIX-н.XX
Внутренняя и внешняя политика самодержавия
Российское общество
Новейшее время в истории
На пороге новейшей истории
Страны Европы и США в н. XXв«Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910-1917 ггРеволюции: начало, подъем, отступление
Становление российского парламентаризма
Третьеиюньская политическая система
Наведение порядка и реформы
Россия в Первой мировой войне
Первая мировая война: на фронтах и в тылу
К новому миру
Русская культура к.XIX-н.XXввРоссия и мир в начале XX вПо пути демократии
От демократии к диктатуре
Большевики берут власть
Первые месяцы большевистского правления
Огненные версты Гражданской войны
Почему победили красны?
Социально-экономическое развитие страны
Общественно-политическая жизнь. Культура
«Страна победившего социализма»
Демократии Запада в 1918-1939гг
Утверждение тоталитаризма
Борьба за освобождение Азии
Культура в меняющемся мире
Международные отношения в 1920-1930 гг.
СССР и Германия в 1930е ггНакануне грозных испытаний
Боевые действия на фронтах
Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны
На фронтах второй мировой войны
Жизнь в оккупации
СССР и союзники. Итоги войны
Начало холодной войны
Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг
Общество в движении
Восстановление и развитие народного хозяйства
Власть и общество
Изменение в политике и культуре
Преобразования в экономике. СССР и внешний мир
США во второй половине XX века
Успехи и проблемы западноевропейского общества
Страны Центральной и Восточной Европы
Страны Азии и Африки: выбор путей развития
Модернизация стран Латинской Америки
Нарастание кризисных явлений
Общественно-политическая жизнь. Культура
Перестройка и ее итоги
Распад СССР
Внешняя политика СССР. Завершение «Холодной войны»
Культура во второй половине XX вМеждународные отношения в 1945-2010 гг.
Начало кардинальных перемен в стране
Российское общество в годы реформ
Ситуация в стране в к.XX в
Россия в первое десятилетие XXI вВнешняя политика России
Итоговое обобщение Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса; - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «История 10 класс» относятся:
Коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровье сберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.