Модульно-рейтинговая система обучения в преподавании МДК 02.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»


РОЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Тарабукин Алексей Дмитриевич
г.Якутск, Россия
ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум» (преподаватель)
В настоящее время подготовка профессионалов своего дела является сложнейшим педагогическим процессом, в котором должно быть обеспечено многоаспектное развитие и саморазвитие обучающихся. Единственный источник внутренних сил человека для преодоления трудностей, желания учиться – это успех. Мы преподаватели должны обеспечить целенаправленное, организованное сочетание условий ситуаций успеха. Для этого с 2001 года мной внедрена данная модель системы обучения и воспитания обучающихся по МДК 02.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»». В подготовке будущих водителей передо мной, как преподавателем стоит огромная ответственность за профессиональную подготовку водительских кадров, а значит и за жизнь, здоровье участников дорожного движения.
Актуальность темы: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) требует вести обучение водителей автотранспортных средств с огромной ответственностью в интересах человека, общества и государства. Это значит – будущий водитель должен осознать, что с получением водительского удостоверения он становится одним из главных действующих лиц в процессе дорожного движения.
Объект исследования – система профессиональной подготовки обучающихся в якутском автодорожном техникуме.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке оценки качества обучения по МДК02.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»».
Рейтинг – это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных студентом баллов за различные контрольные мероприятия, в данном случае тесты по модулям.
Модульно-рейтинговая система представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующих заинтересованную работу обучающихся. Систематическое измерение знаний принципиально отличает модульно-рейтинговую систему от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в модульно-рейтинговой системе производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучающимся при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
Модульно-рейтинговая система обучения имеет следующую структуру:
1)    перечень компетенций, необходимых для освоения МДК;
2)    перечень содержательных модулей МДК;
3)    сумма баллов для каждого модуля, в зависимости от его трудоемкости;
4)    разработка модулей;
Модульно-рейтинговая система организации обучения студентов включает в себя блоки:
информационный – усвоение нового знания на занятии;
рейтингово-информационный – совершенствование знаний, умений и навыков на лабораторно-практических занятиях. Проверка усвоенного в виде рейтингового зачета.
коррекционный – дополнительное занятие или задания.
Цели обучения в такой системе имеют многоуровневый характер:
1-й уровень – оперативные учебные цели конкретных видов занятий;
2-й уровень – учебные цели предмета;
3-й уровень – общепедагогические цели обучения.
Общепедагогические цели формирования компетентности будущего профессионала отражены в ФГОС СПО третьего поколения и основываются на общекультурных и общепрофессиональных компетенциях. Учебные цели формирования компетентности можно выразить исходя из общекультурных компетенций выпускников, которые указаны в ФГОС СПО третьего поколения по различным направлениям и базируются в основном на профессиональных компетенциях. Оперативные учебные цели каждого разработанного модуля определяются спецификой преподаваемого МДК.
Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы и направлен на формирование определенной профессиональной группы компетенций.
Количество зачётов равняется количеству модулей. Обучающиеся в общей сложности сдают 17 зачетов, выполняют одну пробную и четыре контрольные работы после 5 модуля, 8 модуля, 13 модуля, 17 модуля. Перечислю модули и контрольные работы:
I) Общие положения и обязанности участников дорожного движения: «Общие положения»; «Общие обязанности водителя»; «Обязанности пешехода»; «Обязанности пассажиров».
II) Дорожные знаки: «Предупреждающие знаки»; «Знаки приоритета»; «Предписывающие знаки».
III) Дорожные знаки: «Запрещающие знаки»; «Знаки дополнительной информации (таблички)».
IV) Дорожные знаки: «Знаки особых предписаний»; «Информационные знаки»; «Знаки сервиса».
V) Дорожная разметка и ее характеристики: «Горизонтальная разметка»; «Вертикальная разметка».
Контрольная работа №1 (I этап – адаптационный)
VI) Сигналы светофора и регулировщика: «Применение специальных сигналов»; «Сигналы светофора и регулировщика».
VII) Начало движения, маневрирование: «Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки»; «Начало движения, маневрирование».
VIII) Расположение транспортных средств на проезжей части: «Расположение транспортных средств на проезжей части»; «Скорость движения».
Контрольная работа №2 (II этап – аттестационный)
IX) Обгон, опережения и встречный разъезд: «Обгон, встречный разъезд».
X) Остановка и стоянка: «Остановка и стоянка».
XI) Проезд перекрестков: «Проезд регулируемых перекрестков».
XII) Проезд перекрестков: «Проезд нерегулируемых перекрестков».
XIII) Проезд перекрестков: «Пересечение равнозначных дорог».
Контрольная работа №3 (III этап – директорский срез)
XIV) Движение транспортных средств: «Пешеходные переходы и остановка маршрутных транспортных средств»; «Движение через железнодорожные пути»; «Движение по автомагистрали»; «Движение в жилых зонах»; «Приоритет маршрутных транспортных средств».
XV) Требование к движению транспорта: «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами»; «Буксировка механических транспортных средств»; «Учебная езда»; «Перевозка людей»; «Перевозка грузов»; «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов»; «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также прогону животных».
XVI) Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»; «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
XVII) Основы управления транспортным средством и безопасность движения: «Основы безопасности движения»; «Ответственность водителя»; «Первая медицинская помощь».
Контрольная работа №4 (IV этап – итоговый)
Экзамены (внутренний и в ГИБДД)В целях мониторинга качество обучения система контроля разделена на 4 этапа. После каждого этапа подводим итоги и составляем рейтинг обучающихся.
I адаптационный этап проводится в сентябре-октябре, когда обучающиеся привыкают к новым учебным требованиям. Сначала проводится диагностика (пробная работа) и сдается пять зачетов по модулям. В 20 вопросах допустимо до 4-х ошибок, т.е. если ученик набрал 80 баллов и больше, то ставится «зачет». В конце адаптационного этапа выполняется контрольная работа по таким же требованиям. Вопросы контрольной работы охватывают все модули, пройденные за это период.
II аттестационный этап проводится в ноябре-декабре. Повышаются требования. В 20 вопросах допустимо до 3-х ошибок. Обучающийся должен набрать 85 баллов и больше. Сдается три зачета, и выполнятся контрольная работа. Вопросы охватывают все модули, пройденные на I и II этапах. По итогам данной контрольной работы выставляется оценка за I полугодие.
III этап – директорский срез проводится в январе-феврале. Требования поднимается до уровня требования ГИБДД. На зачете обучающийся должен набрать 90 баллов и больше. Сдается 5 зачетов. Вопросы контрольной работы охватывает все модули I-III этапов.
IV итоговый этап проводится в марте-апреле. Сдается 4 зачета. Выполняется контрольная работа, в которой обучающийся должен набрать 95 или 100 баллов. Вопросы контрольной работы охватывает все модули I-IV этапов.
Таким образом, поэтапно поднимается уровень знаний обучающихся до уровня требований ГИБДД или выше.
В модульно-рейтинговой системе контроля, наряду с положительными учебными баллами, существуют и отрицательные, которые соответственно вычитаются из набранной суммы, это дисциплинарные баллы, которые начисляются в случае пропуска или невыполнения работы в указанный срок. Расчет набранных баллов производится автоматически с помощью документа Microsoft Excel и на каждого обучающегося заводится личная карточка, результаты рейтинга находятся в свободном доступе на протяжении всего периода обучения МДК.
Результатами внедрения модульно-рейтинговой системы являются:
– повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, создание ситуаций успеха в работе обучающихся;
– осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения при освоении ими модулей, необходимых для формирования компетентности;
– реализация принципов научности и доступности, системности и последовательности, индивидуального, дифференцированного, личностно ориентированного подходов.
Итак, к преимуществам рейтинговой системы для обучающихся можно отнести четкое понимание целей, содержания, а также значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности; возможность самостоятельно планировать рабочее время и наиболее полно реализовывать свои способности; на основе текущего рейтинга дать возможность пережить ситуацию успеха. Преподаватель может своевременно определить проблемы обучаемого и скорректировать как его, так и свою деятельность.
В то же время модульно-рейтинговая система не лишена недостатков. Основные трудности у обучающихся связаны с отсутствием навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низким уровнем ответственности и самодисциплины.Таким образом, внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки планирования работы. Следуя современным принципам воспитания перед каждым обучающимся, ставлю цели и задачи, при решении которых он делает маленький шаг на пути становления профессионала, достигая маленькой победы, «нахождения в состоянии успеха».