Рейтинговая система организации обучения


Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Аургазинский многопрофильный колледж


Методическая разработка
«Рейтинговая система организации обучения»

Разработал преподаватель: Акбашева Гульнара ТимергалиеевнаРейтинговая система организации обучения.
Замысел рейтинговой системы обучения заключался в том, чтобы опираться на основные потребности и желания студентов связанные с обучением по своей профессии, а именно:
Самому распределять свое время и распоряжаться им;
Иметь право самому выбирать порядок выполнения учебных дел;
Самостоятельно планировать выполнение заданий;
Регулярно получать информацию об успешности своих занятий;
Сравнивать достигнутый уровень своих знаний с уровнем других студентов;
И как результат успешно овладеть специальностью и получить диплом.
Суть состоит в следующем: качество и количество работы студента оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствовал подробный «прейскурант »баллов. При этом максимально поощряется различные исследовательские работы (выполнения рефератов по самостоятельно изученной литературе, доклады с представлением текста, выполнение практических работ)
Вводится система дополнительных «премий» за высокое качество работы.
Каждый студент получает право самостоятельно распоряжаться своим временем (представлять доклады или рефераты в удобное для себя сроки или вообще не готовить их – правда, в последнем случае весьма трудно будет набрать нужное число баллов). Зачет и годовая оценка зависит от набранных баллов.
Устанавливается прозрачная система учета выполненной каждым студентом работы. Этот учет ведется преподавателем и в любой момент может быть представлен каждому заинтересованному. Кроме того преподаватель может объявить в группе накопленное каждым число баллов.
И еще важно, что каждый студент имеет право отказаться от предложенной системы рейтинга и работать по традиционной системе. Однако, таковы за прошедшие годы не оказалось! Это показатель того, что предложенная система работы студентами принята, она им нравиться.
Указанная система действовала и действует в процессе преподавания предмета «Налоги и налогообложения».
Правила рейтингового учета и оценки успеваемости учащихся.
Максимальное число баллов по результатам выполненной работы:
Доклад (самостоятельным изучением темы, представлением текста и сообщением материала учащимся) …………………………20баллов
Реферат (с представлением текста без публичного выступления)…………………………..15 баллов.
Выступление по готовым конспектам………..15 баллов.
Выполнение тестовых заданий ………от 7 до 10 баллов.
Выполнение практического задания ……….. до7 баллов.
Выполнение дополнительных заданий преподавателя ……до 17 баллов.
Контрольная работа ……………………………………….. до 10 баллов
Активное участие в работе семинар ………………….. до 7 баллов.
Успешное участие в колледжных конференциях по предмету……30 баллов.
Ограничения.
На последнем занятии конспекты не принимаются.
Суммарное число баллов за рефераты не должно превышать половины итоговой суммы.
Вес накопленного багажа баллов на зачете и годовой оценке.
250 баллов усвоения 100% оценка «5»
220 баллов усвоения 80-95% оценка «4»
180 баллов усвоения 70-79% оценка «3»
Преподаватель ведет учет баллов отдельно по каждому студенту.
Пояснения и рекомендации.
Темы докладов и рефератов предлагаются преподавателем всей группе в начале изучения предмета, и каждый студент может выбрать интересующие его темы. От выбранной темы можно позднее отказаться. Он может взять понравившуюся ему тему и позже, но только в том случае, если она не закреплена за другими. И, наконец, он имеет право вообще не брать ни одной темы – все определяется его желанием.
Объем реферата или доклада может составлять примерно 10-15 страниц, набранных, на компьютере или написано от руки. Для выступления с докладом, рефератом или сообщением дается время.
Под рефератом подразумевается исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении учебной литературы, налогового кодекса, профессиональных журналов и газет. Прочитав определенное количество брошюр и статей, составляется план, затем студент пишет полный текст, включающий:
Титульный лист, содержащий название учебного заведения, название темы, фамилию и имя автора, номер курса и группы, год написания работы, указываются фамилия, имя и отчество руководителя;
Оглавление работы. В оглавлении указываются также введение, заключение, библиографический список.
Текст реферата должен быть написан разборчиво, а при возможности напечатан. Лучше, если студент выступит с подготовленным рефератом перед группой. В этом случае предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. Если озвучивание реферата невозможно, он сдается для оценки преподавателю.
Выполнение рефератов, докладов очень полезно для студентов, так как развивает их мышление, умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью. Поэтому они так высоко оцениваются в рейтинге.
Конспект доклада прочитанного на семинаре, выполняется во время занятия. Он должен отражать основные идеи заслушанного сообщения.
Выполнения практического задания – предполагает самостоятельную работу, решения задач, составления тестов.
Контрольная работа – помогает выявить, как студенты усвоили пройденный учебный материал
Выполнение дополнительных заданий преподавателя – это довольно серьезная работа, например это может быть подготовка тестов по налогам с физических лиц, или с юридических лиц, налогов зачисляемых в Федеральный бюджет и другие.
Участие в колледжной конференции – участвует студент подготовивший достойный реферат или доклад, который выдвигает преподаватель. Здесь учитывается необходимость говорить перед большой аудиторией, готовятся наглядные пособия – презентации, схемы, а возможно, и раздаточный материал. Поэтому он заслуженно получает за выполненную работу высокие баллы.
Рассмотрели различные виды работ, оцениваемые рейтинговой системе. Рассмотрим ограничения, которые упоминаются выше.
«На последнем занятии конспекты не принимаются». В – первых это связано с перегрузкой последнего занятия. Во – вторых, отучить студентов от привычки откладывать наиболее трудную работу, которую надо предъявить преподавателю, приучить к равномерной работе.
«Суммарное число баллов относительно рефератов» смысл этих правил – не допустить однобокого увлечения студентами списыванием рефератов из Интернета, а побудить к необходимой разнообразной познавательной деятельности. Для докладов таких ограничений нет, поскольку они требуют большой самостоятельной работы.
Однако в последние годы студенты все чаще используют материалы из Интернета. Запретить это невозможно и не нужно. Наоборот, учитывая громадные познавательные возможности на компьютере и, в том числе, и в Интернете, надо поощрять использование новых технологий. Однако с целью выяснения знание исходного материала необходимо обсуждения материала из реферата.
Подведу итоги использования рейтинговой системы по предмету. В течение прошедших лет выявило немало положительных сторон. Повысилась успеваемость студентов, знания стали более глубокими, вырос объем докладов и выступлении на уроках. Но не менее важный и другие составляющие – это, прежде всего глубокий интерес к избранной профессии. И, наконец положительный опыт самообразования и самовоспитания.