Литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина


Тема: «Мой край задумчивый и нежный…»
Цель: познакомить с творчеством С.А.Есенина посредством реализации
межпредметных связей во внеклассной работе, формировать
коммуникативную компетентность учащихся, отрабатывать навыки
выразительного чтения;
развивать творческие способности, прививать эстетический вкус;
воспитывать чувство любви к природе родного края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран,
фортепиано, аудиозаписи, костюмы для участников, рисунки,
тексты стихотворений С.А.Есенина.
Ход мероприятия:

Учитель. (Слайд №1)
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - «Сергей Есенин»-
Всей России встают черты… (Слайд №2)
Первый ведущий. Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно. (Слайд №3)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Второй ведущий (на фоне музыки): Русь, Россия, Родина для Есенина была началом всех начал. Даже имя ее поэт произносил по-особенному, с восхищением.
«Россия! Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее». Любил поэт Родину, ею жил, для нее берег самые заветные слова. (Слайд №4)
0 Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить— Я научиться не могу.
Первый ведущий. На высоком живописном берегу Оки, где с обрыва открываются взору заливные луга, безбрежные дали, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей - все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
(Слайды №5,6)
В конце на сцене появляется
Мать с ребенком.
Мать. Иди, иди, ягодка, Бог счастья дает. (Собирает ребенка в дорогу) (Слайды № 7,8)
Ребенок. Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
Звучит песня «Отговорила роща золотая» (Слайд №9)
Второй ведущий. В одном из писем другу Есенин писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня - Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…Чувство Родины - основное в моем творчестве". (Слайд №10)
Чтец читает стихотворение. (Слайд №11)
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Первый ведущий. Россия! Родина! Метафора Есенина - «страна березового ситца», где прошло босоногое детство поэта, отшумела юность.
Девушка (одета в русском сарафане, стоит у березки) (Слайд №12)
Тебе одной плету венок
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь! Покойный уголок,
Тебя люблю, тебе я верую…
Родина! Это и нежный образ прекрасной девушки – березки.
(Исполняется танцевальная зарисовка)
Второй ведущий. Теплыми красками рисует Есенин Русь, называя ее «малиновым полем», «березовым молоком». Дорога ему Родина, потому что он любит ее естественно, как живет, как дышит, потому что не может не любить. (Слайд №13)
Чтец читает стихотворение.
Гой ты Русь, моя родная,Хаты — в ризах образа...Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,Я смотрю в твои поля.А у низеньких околицЗвонно чахнут тополя.Пахнет яблоком и медом (Слайд №14)По церквам твой кроткий Спас.И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
( Показ слайдов с видами села Константиново №15,16)
Первый ведущий: Родина! Это любовь к «братьям нашим меньшим». С животными поэта роднили ему самому свойственные простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Лисица», «Лебедушка», «Поет зима, аукает...». В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший». (Слайд №17)
Второй ведущий: Родина! Для Есенина – это любовь к матери, самому доброму и нежному другу. Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме. И только, пожалуй, Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах чувства к матери.
Первый ведущий: Сохранилась фотография 1925 года. Стол накрыт белой скатертью, на подносе самовар, верх его венчает фарфоровый чайник, чтобы не остыла заварка. За столом двое - мать и сын. Она в теплой кофте, черном платке, рукой подперев голову, слушает сына, он в городском пиджаке, выглядывает ворот белой рубахи. Сергей читает стихи матери, «милой, нежной, старой, родной». (Слайд №18)
Второй ведущий: Смотришь, и комок к горлу подкатывается. Есенин! Он ведь
перед матерью, как перед Родиной на колени становился. Она для него воплощение совести, душевной чистоты.
Чтец читает стихотворение.

ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне…
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Первый ведущий: Время Есенина - время изменений в истории России. Прекрасно  понимая необходимость перемен в стране, но, не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от противоречий.
Второй ведущий: Ослабленный болезнью, издерганный, он не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде ночью 27 декабря 1925 года поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос. (Слайд №19)
Чтец 1. Могу представить Блока
Согбенным стариком,
Жена белеет сбоку,
И тросточка торчком.
Чтец 2. Взрывной и непослушный,
В зигзагах бороды,
Вбегает в старость Пушкин
И сразу с ней на «ты».
Чтец 3. И лишь один... С гитарой,
С оравой прихлебал
Не умещался в старость,
Как я ни представлял.
Чтец 1. То чубом, то глазами,
То песней завитой
Со всей резной Рязанью
Не лез в парик седой.
Чтец 2. Вот он стоит сквозь возраст,
И стать его пряма,
Под русскою березой,
Как молодость сама. (Слайд №20)
Под детский шепот учитель читает отрывок из рассказа
В. Астафьева "Есенина поют"
«На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют».
(Слайды №21,22)Звучит песня "Белая береза". (Слайд №23)
Cредняя общеобразовательная школа №29
имени Д.Н Мельникова г.Орла.

Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Гришина М.А.



2009г.