Разработка урока по урокам гражданственности Донбасса Трудовой подвиг Донбасса

6; Дата проведения –
Урок № 4 в Макросфере 1 «Донбасс – моя Родина»
Автор разработки: Евсеенко Н.М, учитель истории I категории Горловской общеобразовательной школы I-II № 48
Тема урока: Трудовой подвиг моего народа
Тип урока: теоретическое занятие
Цели и задачи урока: 1) дидактические: рассказать о трудовом подвиге родного города в разные периоды развития Горловки; познакомить с «трудовыми легендами» города; 2)развивающие: развивать формирование навыков самостоятельного поиска информации; совершенствовать умения обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения; 3) воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой родной край, за трудовой подвиг земляков, формировать уважительное отношение к труду.
Формируемые УДД:
- личностные: развитие исторического мышления на основе представленных исторических данных;
- регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
- познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели);
- логические (анализ, классификация);
- коммуникативные: управление поведением партнера, учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
8. Планируемые методы, приемы, технологии: работа в парах, «мозговой штурм», «открытый микрофон», ИКТ.
9. Ключевые дефиниции, даты, личности: Никита (Никифор) Алексеевич Изотов, 1943 год, подвиг, патриот, патриотизм.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Экскурс в историческое прошлое Горловки.
30-40-е гг. ХХ века: рост промышленности и земляки – «трудовые легенды» нашего города.
Трудовые подвиги горловчан в годы Великой Отечественной Войны.
«Восстали из руин и пепла».
«Опыт прошлого – пример для настоящего».
Обобщение и систематизации знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание
Развёрнутый план урока
И расправляет город плечи,
И к солнцу рвутся тополя,
Моя любовь к тебе навечно,
Родная Горловка моя!
Г.Мозолевский
Организационный момент.
Сообщение цели, задач урока.
Актуализация опорных знаний.«Мозговой штурм».
- Ребята, что такое подвиг?
- Есть военные подвиги (учащиеся приводят примеры).
- Есть мирные подвиги (учащиеся приводят примеры).
А есть трудовые подвиги. Что это такое?
- В чем важность трудовых подвигов сегодняшнего дня?
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: Горловка моя. Более 200 лет назад открыла свои богатства и позволила работать на этой земле и в ее недрах. Рождалась Горловка вопреки и благодаря силе и уму здешних людей. Люди разных наций и народностей , которых объединяло желание трудиться. Найденные в недрах огромные залежи угля повлияли на дальнейшее развитие города и его людей, на их судьбу. Энтузиасты, новаторы, патриоты Горловки – целая плеяда, созвездие героев, влюбленных в свой край, преданных своему делу, люди с золотыми сердцами, сияние которых мы сегодня наблюдаем. Именно наш народ является тем местом, где рождались герои тяжелого труда, в первую очередь, богатые духом, щедрые сердцем и всесторонне одаренные. Это люди сильные духом, это те, кому мы можем сказать: «Ваши подвиги, трудовые подвиги, бесценны!» Они – наша славная история, залог возрождения нашего народа. (Слайд № 1 «Труд горловчан»)
- В 30-е годы прошлого столетия были введены в строй шахты № 19-20 (это район нашей школы) и имени Румянцева. Широкой реконструкции были подвергнуты шахты «Кочегарка», имени Калинин, «Комсомолец», шахта № 5 имени Ленина. (Слайд № 2 «Шахты»)
- Успешно развивались в Горловке и другие предприятия. Важное значение для угольной промышленности имел Горловский машиностроительный завод. Этот завод оснащался новыми станками и другим оборудованием. Машиностроители Горловки выполняли заказы не только угольной промышленности, но и изготовляли запасные части для тракторов. (Слайд № 3 «Машиностроительный завод»)
- В 1928 году начал работать Горловский коксохимический завод.
- На всех крупных предприятиях нашего горда трудились тысячи молодых людей, которые перенимали опыт у старшего поколения. Представителем такого старшего поколения был рабочий – шахтер – Никита Алексеевич Изотов. (Слайд № 4 «Никита Алексеевич Изотов», годы жизни)
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами – исторический документ о Никите Изотове (приложение № 1). Обработайте этот документ и подготовьте по одному вопросу своему напарнику.
(Учащиеся работают с историческим документом. Учитель опрашивает пары.)
- А мы продолжаем «путешествие» в 30-40 –е гг. Хорошо развивалась в городе химическая промышленность. Выпускали аммиак и азотную кислоту, Химический завод давал огромную прибыль не только Горловке, но и всей стране. Назовите, пожалуйста, самое крупное химическое предприятие нашего города сейчас? (Ответы учащихся)
- Успешно развивались в Горловке ртутная, алебастровая, доломитная и другие отрасли промышленности. (Слайд № 5 «Никитовский ртутный комбинат, доломитный завод»)
- Люди успешно трудились, строили планы, мечтали о будущем, Однако, не суждено было сбыться этим мечтам. (Слайд № 6 « 1941год – разрушенная Горловка»)
- Что же произошло? Что разрушило мечты людей? (Ответы учащихся)
- Уже 24 июня 1941 года все горняки перед спуском в шахту взяли на себя повышенные обязательства – Родине нужен уголь. Возникла патриотическая инициатива – работать и за себя и за товарищей, ушедших на фронт.
- И я еще раз хочу обратить внимание на то, что приумножали трудовые подвиги города – трудящиеся, простые шахтеры, машиностроители, химики, строители, люди, для которых труд в военное время был равен подвигу на полях сражений. Рабочие – шахтеры ежедневно выполняли нормы на 200 %. С началом войны на шахты пришли работать женщины. Это ли не трудовой подвиг моего города?
- Ежедневные подвиги совершали также учителя и школьники старших классов – собирали металлолом, бумагу, постельные принадлежности для госпиталей. И всё это в оккупированной Горловке. (Слайд № 7 « Труд детей в годы ВОВ»)
- Когда была освобождена Горловка от немецко-фашистских захватчиков? (Ответы учащихся)
- В первые дни освобождения города все, кто только мог держать в руках лопату, лом, кирку или тачку, дружно, с огромным подъёмом, взял
·ись за очистку улиц от развалин, за восстановление промышленных предприятий. В короткий срок, за 3-5 месяцев, были восстановлены шахты «Рудуч», № 19-20, «Кочегарка», № 4-5, «Комсомолец», а также заводы. Сотни и тысячи шахтёров проявляли примеры трудового героизма. Многие забойщики выполняли по 2-3 нормы в смену, возвращались на работу пенсионеры. Но всё-таки рабочих рук не хватало. И вот тогда появился клич: «Женщины, в забой!» И первая бригада женщин-забойщиков работала на шахте № 19-20. (Слайд № 8 « Труд женщин в забое»)
- Успешно восстанавливались и другие промышленные предприятия Горловки. Машиностроительный завод после изгнания гитлеровцев представлял собой груду развалин. Но в начале 1944 года коллектив машиностроителей уже наладил работу некоторых цехов.
- Огромный ущерб причинили немецкие оккупанты химической промышленности Горловки. Ущерб – 144 млн. рублей. К апрелю 1944 года завод запустился.
- Горловский ртутный комбинат уже в 1944 году частично восстановил довоенную добычу руды.
- Уровень производства всей промышленной продукции по городу Горловка к 1950 году превысил довоенный на 34% всего за 7 лет после изгнания из Горловки оккупантов. (Слайд № 9 « Горловка в 60-80-е гг.»)
- И вот здесь мы говорим уже не только о героическом трудовом подвиге горловчан, но и о большой любви к своему родному городу, к своим улицам, домам. Что же это за чувство? (Ответы учащихся)
- Правильно, ребята! Это патриотизм, а люди – настоящие патриоты своей маленькой Родины, своего родного города.
- А можно ли нас назвать патриотами? ( «Открытый микрофон» - «я –патриот, потому что»).
- Да, мы патриоты, и не только потому, что сегодня живём в городе, где идет война, но еще и потому, что интересуемся и изучаем историческое прошлое своего города. Примером тому – наш сегодняшний урок «Трудовой подвиг моего народа». Это только часть интересной истории, истории народа-героя, народа-труженика. А впереди – много трудовых подвигов, прославивших мой родной город. Поэтому, изучая опыт прошлого мы приобретаем примеры для настоящего.
IV. Обобщение и систематизация знаний (тестовые задания для всех учащихся – приложение № 2).
V. Итоги урока. Оценивание учащихся.
- О чем узнали?
- Чему научились?
- С какими личностями познакомились?
VI. Домашнее задание: подготовить рассказ о «трудовых легендах» города (1, по выбору).


















Приложение № 1
Исторический документ
Ники
·та (Никифор) Алексе
·евич Изо
·тов (27 января [9 февраля] 1902 14 января 1951) рабочий-шахтёр, инициатор Изотовского движения по массовому обучению молодых рабочих кадровыми рабочими, один из зачинателей Стахановского движения.
Родился в 1902 году 27 января, в семье крестьянина Орловской губернии. Настоящее имя - Никифор, Никитой стал в 1935 году после газетной опечатки [1].
С 1914 года работал подсобным рабочим брикетной фабрики в Горловке, потом кочегаром «Корсуньской копи № 1» будущей шахты «Кочегарка», участник восстановления шахты после гражданской войны.
Работая забойщиком шахты № 1 «Кочегарка» (Горловка) добивался высокой производительности труда неизменно выполняя по 34 нормы. В 1932 году забойщик шахты № 1 «Kочегарка» (Горловка) Никита Алексеевич Изотов добился небывалой выработки, выполнив план угледобычи в январе на 562 %, в мае на 558 %, а в июне на 2000 % (607 тонн за 6 часов). Простой по своей сути метод Изотова основан на тщательном изучении угольного пласта, умении быстро производить крепление горных выработок, чёткой организации труда, содержании в порядке инструмента.
В местной прессе публикуются заметки, в которых он критикует лодырей и убеждает всех забойщиков Горловской шахты № 1 в том, что «каждый может дать столько же угля». 11 мая 1932 года выступил в газете «Правда» со статьей о своём опыте, положившем начало изотовскому движению.
B конце декабря 1932 года для обучения передовому опыту на шахте «Kочегарка» была организована первая изотовская школа. Hепосредственно на рабочем месте Изотов проводил инструктажи, показывал шахтёрам приёмы высокопроизводительного труда.
Н. А. Изотов возглавил борьбу по ликвидации обезлички в обслуживании шахтных механизмов, принял активное участие в организации «Всесоюзного соревнования шахт», вызвался за механизацию угледобычи.
В 1933 году организовал на шахте участок школу для повышения квалификации молодых забойщиков посредством инструктажа на рабочем месте. «Изотовские» школы получили широкое распространение по всей стране.
С 1934 года руководил угольными трестами и комбинатами в Донбассе.
В первые дни возникновения стахановского движения Н. А. Изотов (11 сентября 1935 года) выполнил за смену более 30 норм, добыв 240 тонн угля. 1 февраля 1936 года он установил новый мировой рекорд 607 тонн угля за 6 часов работы. В 19351937 годах Н. А. Изотов учился в Промышленной академии в Москве.
Скончался 14 января 1951 года в городе Енакиево (Донецкая область) от сердечного приступа.
Награды и звания
- 2 ордена Ленина
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта»
- медали.











Приложение № 2
Тестовые задания
1. Горловка была освобождена от немецко-фашистских захватчиков в:
А)1942;
Б) 1943;
В) 1944.
2. Никита Изотов – известный:
А) шахтер;
Б) машиностроитель;
В) химик.
3. Патриот – человек, который:
А) любит себя;
Б) любит свою Родину;
В) уважает законы своей страны.
4. Первая бригада женщин – забойщиков работала:
А) на шахте № 5 имени Ленина;
Б) на шахте «Комсомолец»;
В) на шахте № 19-20.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 19411945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985, с. 598.
2. Рассказы горняков о прошлом и настоящем шахты № 5 имени В.И. Ленина.: Донецк, 1964.
3. Топонимы Горловки: записки учителя-краеведа. А.В. Шевченко.: РИП «Лебедь», Донецк, 1994, с. 46
4. Справочник «Как начиналась Горловка». А.В. Шевченко.: Горловка,1997, с. 86.
5. «Моя жизнь - моя работа», Н. Изотов.: Харьков,1934г.
6. «Горловка», И.А. Жильцов.: Изд. Донецк-Донбасс,1981г.

15