Учебно-исследовательский проект по литературному чтению на тему Поэты серебряного века


НОУ ОАО «РЖД» Школа- интернат №24 г. Тайшет
Учебно-исследовательский проект

Исследовательский проект
«Поэты Серебряного века»
Авторы проекта – учащиеся 4 класса
Руководитель проекта –Топорова Елена Ивановна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Аннотация к проекту
Проект разработан в рамках учебного предмета «Литературное чтение» в проектный период с 3 марта по 30 апреля 2014 года.
Состав групп, работающих над реализацией проекта – 4 группы по 5-6 учеников
Сергей Есенин – Буратынский Артем, Мордвина Даша, Макар Оксана, Толстоухова Ангелина, Леоненко Андрей
Александр Блок – Вацик Диана, Лылова Кристина, Решетников Сергей, Каренда Егор
Марина Цветаева – Воложанина Светлана, Здонис Настя, Топорова Настя, Ульянова Катя
Владимир Маяковский – Наседкин Влад, Татаринова Алена, Давыденко Катя, Клименкова Настя
Тип проекта – исследовательский
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, история
Цель проекта – обеспечить учебно-воспитательное пространство, способствующее получению информации о периоде в литературе названный Серебряным веком, его обработке, анализу и презентации.
Задачи проекта –
-провести анализ разных эпох в литературном чтении;
-понять значимость поэзии Серебряного века для детской литературы;
-провести анкетирование среди учителей и учащихся 5-11 классов.
- изучить жизнь и творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Блока, В. Маяковского;
- провести презентацию исследования на итоговом уроке, выпустить диск с песнями на стихи поэтов Серебряного века, буклеты, доклады по результатам деятельности над проектом
Вопросы для изучения
Чем отличается Золотой век в литературе от Серебряного?
Что такое Серебряный Век?
Что мы знаем о Серебряном веке?
Кто такие: Сергей Есенин, М. Цветаева В. Маяковский, А.Блок?
Какой вклад в литературу принесло их творчество?
Этапы работы над проектом
Название этапа №
п/п Название деятельности учащихся Временные рамки
Подготовительный этап 1. Планирование работы над проектом. 3 – 21 марта
2. Подбор и анализ научной литературы по проблеме проекта. 24-04 апреля
Основной этап 3. Обработка полученной информации по проблеме проекта. 7-11 апреля
4. Обеспечение иллюстративного сопровождения. 14-18 апреля
Заключительный этап 5. Презентация проекта проектными группами. Конец апреля
Проектная группа №1.
Состав проектной группы - Буратынский Артем, Мордвина Даша, Макар Оксана, Толстоухова Ангелина, Леоненко Андрей
Цель проекта: создание условий для реализации познавательного интереса по материалам изучение Золотого и Серебряного веков в литературе
Задачи проекта:
Исследовать и сравнить эпохи в литературе названные Золотым и Серебряным веками;
Изучить жизнь и творчество Сергея Есенина, познакомиться с произведениями для детей;
Провести презентацию исследования на итоговом уроке, выпустить диск с песнями на стихи поэтов Серебряного века, буклеты, доклады по результатам деятельности над проектом
Вопросы, которые предстоит изучить:
Чем отличается Золотой век в литературе от Серебряного?
Что такое Серебряный Век?
Что мы знаем о Серебряном веке?
Кто такой Сергей Есенин?
Какой вклад в литературу принесло творчество Есенина?
В истории русской литературы есть два знаменательных периода, о которых знают все. Это Золотой и Серебряный век. Изучив данные эпохи, мы узнали, что они во многом отличаются друг от друга, и принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет – это многообразие талантливых писателей, которые творили свои гениальные произведения русской литературы именно в те эпохи. Особенным периодом расцвета является Золотой век, который принято называть первую половину девятнадцатого века, точнее первые сорок лет.
Из уроков по окружающему миру мы узнали, что этот период был насыщен переломными моментами и историческими изменениями. Это Отечественная война 1812 года, реформы императора Александра II и долгожданная отмена крепостного права.
Таланты, которые принес Золотой век русской и мировой литературе, настолько разнообразны. Это и гениальный Пушкин, мятежный Лермонтов и Некрасов, таинственный Гоголь, выдающийся писатель Толстой, чьи произведения знамениты на весь мир и гений Достоевский.
Анализ двух периодов показал, что многие писатели и поэты Золотого века повлияли на развитие Серебряного века.
Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи “серебряного” века - это музыка слов.
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» . На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев (Википедия)
Неоднозначное начало 20 века и все события, которые произошли в эту переломную эпоху, изменили все сферы жизни народа.
Но несмотря на то, что этот период наполнен противоречиями и революционным настроением, очень большой вклад внесли в развитие детской литературы поэты этого времени. Неизгладимый след в литературе Серебряного века оставили Блок, Гумилев, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Брюсов и т. д. творчество каждого можно перечислять долго, но мы остановились на именах четырех творцов – С.Есенин, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Блок
Сергей Александрович Есенин
В ста семидесяти километрах южнее Москвы начинается древняя рязанская земля — «страна березового ситца».
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Родина великого русского поэта Сергея Есенина — старинное село Константинове. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной  доске, на которой выбито:
Здесь родился и жил известный русский поэт СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.
В октябре 1925 г. поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все мое детство.
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками…
После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.»
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелищ,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Так протекло его детство. Когда же он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи он начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относится к 16—17 годам.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки,
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой. (1910)
В эти годы он поступил в Университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений,— они в его стихах
Край любимый!
Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С. Есенин так писал о родных местах:
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат, липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».
Жизнь поэта протекала в самые смутные годы истории России, в канун множества войн, революций, лишений. Все это отразилось в его стихах. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин ни добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.
Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни,
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
С особенной остротой переживал поэт встречи с родным селом в последние годы жизни, когда в крестьянском быте происходили сильные перемены. По приезде он шел на высокий берег Оки, вдыхал полной грудью воздух, смотрел и не мог наглядеться на необъятный простор родной земли.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий…
Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что Сергей Есенин очень любил цветы: «Для него цветы — что живые друзья были».
Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки, кругом слышалисЬ шутки и смех.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров,
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Вместе с деревенскими ребятами взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. Сам поэт вспоминал: «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов — о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. Одно из них так и называется «Возвращение на родину». Чуткое сердце поэта не могло не заметить перемены, происходящие в родных краях в те переломные годы.
Я посетил родимые места,
Ту селыцину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березового вышкой
Взметнулась колокольня без креста.
Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте,
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.
Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Стара, должно быть, стала… Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень…
Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России… Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм.
Еще в 1914 году юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Есенин  остался   верен  этой юношеской клятве до  последних  дней  своей  недолгой жизни. Россия, ее будущее всегда волновали поэта:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть,
Звени, звени, златая Русь.
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь…
Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставил петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Федоровну, на песни. Споет она, а он говорит: «Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня». Может, потому вся поэзия Сергея Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться…
Многие композиторы создавали музыкальные произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Особенно глубоко звучат есенинские строки в исполнении народных хоров.
Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.
«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Алексей Толстой.
«Какой чистый и какой русский поэт!» Максим Горький.
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая  кровь. Есенин — это вечное, как это озеро, это небо…» Николай Тихонов.
«Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю — ее синеющие речные дали, обнаженные ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над селами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги.» Константин Паустовский.
. «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце, просто и спокойно остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». Лариса Васильева.
Поэзия его вечна, потому что , писал   он   о   Вечном   —   Матери,   Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется.
Во всем мире знают и любят Есенина.
Любят   его   стихи   за  теплоту,   лиричность, свежесть чувств и удивительную образность, за огромную   любовь   к   природе,   ко   всему живому, к своей родине.
Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю
Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов,
Листья вдаль летят.
У Есенина день рождения.
В звонком золоте
Даль осенняя.
Словно музыка вдохновения,
Над землей шумит листва.
Выходила мать за околицу,
Сердцем верила: он торопится.
Рядом с нею ждал
Золотистый клен,
Как похож листвой на Сережу он.
Вновь звучат стихи Синей полночью.
Все хорошее с ними вспомнится.
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песнею всюду рядом быть.
Осень празднует день рождения.
Гроздья красные,
Даль осенняя.
У Есенина день рождения,
День рождения любви.
Проектная группа №2
Состав проектной группы –
Воложанина Светлана, Здонис Настя, Топорова Настя, Ульянова Катя
Цель проекта: создание условий для реализации познавательного интереса по материалам изучения эпохи в литературе названная Серебряным веком на примере поэта Марины Цветаевой
Задачи проекта:
Провести анкетирование среди учителей и учащихся 5-11 классов по теме « Поэты Серебряного Века»;
Исследовать жизнь и творчество Марины Цветаевой, познакомиться с произведениями, написанные для детей;
Провести презентацию исследования на итоговом уроке, выпустить буклеты, доклады по результатам деятельности над проектом
Вопросы, которые предстоит изучить:
Насколько знакомо учителям и учащимся понятие – Серебряный век?
С какими поэтами и писателями можно связать данный период в литературе?
Кто такая Марина Цветаева?
Какой вклад в литературу принесло творчество Цветаевой?
Анализ анкетирования
Проведя анкетирование среди учителей (15 чел.) и учащихся (30 чел.) 5-11 классов НОУ ОАО «РЖД» школы-интернат №24 г. Тайшет мы пришли к следующим результатам

Период Серебряный век знаком большей части опрошенных. На графике мы видим, что учителям знакомо это понятие все –100% опрошенных дали положительный ответ. И это понятно, ведь большая часть произведений посвящена теме Родина, очень много произведений о любви, отчем доме. Учащиеся нашей школы показали другие результаты: 79% (24 чел.)- знают, о чем идет речь, 17 % (5 чел.)- не знакомы с периодом в литературе, названный Серебряным веком и 4% (1 чел.) вообще не ответили на этот вопрос.
Мы пришли к выводу, что учащиеся мало интересуются историей развития литературы в целом.
Опрос среди учителей показал, что самыми популярными среди названных поэтов оказались

А.Блок – его назвали 6 человек – 40%;
М.Цветаева, А.Ахматова – 5 человек- 34%;
С. Есенин – 4 человека – 27%;
так же были названы
В.Маяковский – 3 человека – 20%;
Гумилев – 2 человека -12%
Среди учителей нашлись и те, кто не смог назвать ни одного из выдающихся поэтов и писателей того времени – 2 человека (13%).
Назвали 1 поэта - 1 чел (6,7%) , 2- 2 человека (13%), 3 и более – 12 человек (80%)
Опрос среди учащихся выдвинул на первые позиции следующих поэтов:

С. Есенин – 46% ( 14 чел.);
А.Блок –33% (10 чел.);
а так же Брюсов- 6,6%(2 чел.), Северин – 6,6% (2чел.), Маяковский –6,6%( 2 чел.), Ахматова –3,3%( 1 чел.), Цветаева – 3,3%(1 чел.).
Многие учащиеся отнесли такие фамилии великих писателей и поэтов к периоду Серебряного века как Пушкин – 30%(9 чел.), Лермонтов – 20%(6 )чел., Гоголь -3,3%(1 чел.), Толстой – 3,3%(1 чел.).
10 учащихся, а это 33% от всех опрошенных вообще не смогли назвать ни одного из поэтов.
Мы пришли к выводу, что учащиеся меньше разбираются в поэзии, мало информации получают на уроках литературы .
Дальнейший анализ привел нас к проблеме сегодняшнего дня подрастающего поколения: мало читают, а если и читают, то не интересуются о прочитанном произведении.
Всем опрошенным предлагалось определить, кому принадлежат строки известных песен:
«Отговорила роща золотая…», «Клен ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу..» строки этих песен принадлежат перу Сергея Есенина и стихи А.Блока «Буйный ветер играет с терновником …»
7 учащихся, а это 23% справились с данным заданием
6 уч-ся (20%) – вообще не знают, кто автор песен
4 чел ( 14%) считают, что это А.Пушкин
3 уч-ся ( 10%)– определили только авторов 2 песен
10 уч-ся (33%) правильно определили 3 песни
На графике мы видим, что учителя в сравнении с учащимися лучше справились с определением автора песен
Анализ показал, что взрослое поколение, т.е. наши учителя больше слушают такие произведения и лучше ориентируются. А вот современная музыка не предполагает продвижение данных произведений как музыкальных хитов и поэтому у учащихся это задание вызвало затруднение.
Марина Ивановна Цветаева
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, – по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями".
Жизнью Марины правило воображение.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой – в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Немало строк оригинальных, ни на чьи не похожих: "Кошку завидели, курочки Стали с индюшками в круг... Мама у сонной дочурки Вынула куклу из рук" ("У кроватки").
Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
– "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
………………………………………….
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Нет, она вовсе не хотела умереть в тот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием.
Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!"). Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.
В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог!". Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.
В стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. "В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: "Весь мир у тебя", – а в конце заявляет
: Я женщин люблю, что в бою не робели
Умевших и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное женское – счастье мое!
Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912 г.) и "Из двух книг" (1913 г.) – оба под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева – "великолепная и победоносная" жила уже очень напряженной душевной жизнью.
Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи – все это было поверхностью, под которой уже зашевелился "хаос" настоящей, не детской поэзии.
К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену, как поэту (уже в 1914 г. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо"), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:
Над городом отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной отвергнутой тобой.
Царю Петру, и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы
Неоспоримо первенство Москвы.
– И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий "волшебный" дом в Трехпрудном переулке:
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.
Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с "домашними", – столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не узнаем из стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом, – "на это есть архитектура, дающая". Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь:
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера,
Этот тополь среди акаций,
Цвета пепла и серебра...
Многие из своих стихов Цветаева посвящает поэтам современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Эфрону:
...В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
– И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце свое в придачу.
Но все они были для нее лишь собратьями по перу. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по "старинному ремеслу", а как божество от поэзии.
В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Эвакуация забросила Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам "как драгоценным винам настанет свой черед".
Марину Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом.
Проектная группа №3
Состав проектной группы - Наседкин Влад, Татаринова Алена, Давыденко Катя, Клименкова Настя
Цель проекта: создание условий для реализации познавательного интереса по материалам изучения эпохи в литературе названная Серебряным веком на примере поэта Владимира Маяковского
Задачи проекта:
Изучить полное произведение В. Маяковского « Кем быть?» и проанализировать.
Изучить жизнь и творчество В. Маяковского, его вклад в детскую литературу.
Провести презентацию исследования на итоговом уроке, выпустить буклеты, доклады по результатам деятельности над проектом
Вопросы, которые предстоит изучить:
Что мы знаем о В. Маяковском?
Какой вклад в детскую литературу принесло творчество этого поэта?
О чем хотел сказать В. Маяковский в своем произведении для детей «Кем быть?»


Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1894 года в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
Дружили младшие дети — Оля и Володя: вместе рисовали, лепили глиняные игрушки, лазали в горы, производили раскопки в старой крепости, разыгрывали сражения. Солировал всегда Володя. Он залезал в огромный глиняный кувшин-чури, служащий для хранения вина, и трубил из него стихи, коих, еще не умея читать, знал великое множество.
У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский вспоминает: " Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи “.

    Володя с сестрой Олей
    Семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там он больше узнаёт о природе, её повадках.     Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис.     Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого Маяковского - что такое "око”. Он ответил: "Три фунта" (на грузинском) . Ему объяснили, что “око” - это “глаз” , - по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу - все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.     Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на “пятерки” . В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.     Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала ему длинную бумажку, в которой было написано: Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат, скорей брать винтовку на землю... а не то путь иной - к немцам с сыном, с женой и с мамашей...     1905 год.    Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.      1906 год.     У Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги, заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок.     После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане) .    В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца, после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.     Переведен в четвертый класс Пятой гимназии. Учится очень плохо, но любовь к чтению не уменьшается.         Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. Он перенёс смерть своего отца, когда ему было 13 лет. Возможно, именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах. Например, в творчестве В.В.Маяковского (1893—1930) значительное место, наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена им в детской литературе. Главное время в его стихах для детей — будущее взрослое. Отсюда — постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня. Поэзия Владимира Владимировича Маяковского не боится открытой, целенаправленной морали и четкого разграничения добра и зла, положительного и отрицательного. Эту поэтическую и педагогическую задачу выполняет стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925). Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Маяковский находит новые приемы для создания беседы-поучения, так, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка.
Анализ стихотворения «Кем быть?» показал творческое отношение человека к своему долгу, гуманистическая направленность труда, активное приближение будущего составляют единое звено проблем. Маяковский стремится воспитать у детей дошкольного возраста активное отношение к труду, к жизни. Возможность поиграть в различные профессии ребенок получает, читая стихотворение Маяковского. Перевоплощаясь в процессе игры во взрослых, дети учатся заглядывать в будущее. Мечты эти сродни прогнозированию будущего Человеческих возможностей. Так мы видим в этом произведении профессии, которые и в наше время занимают далеко не последнее место – это и врачи, летчики, инженеры.
В творческом наследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни людей труда. Все это обеспечило долгую жизнь стихотворениям Маяковского, написанным для детей. Развитие детской поэзии немыслимо без освоения наследия Маяковского.
Проектная группа №4.
Состав проектной группы - Вацик Диана, Лылова Кристина, Решетников Сергей, Каренда Егор
Цель проекта: создание условий для реализации познавательного интереса по материалам изучения эпохи в литературе названной Серебряным веком,
Задачи проекта:
Исследовать эпоху в литературе Серебряный Век, вклад данного периода в детскую литературу;
Изучить жизнь и творчество Александра Блока, познакомиться с произведениями для детей;
Провести презентацию исследования на итоговом уроке, выпустить сборник стихов поэтов Серебряного века, буклеты, доклады по результатам деятельности над проектом
Вопросы, которые предстоит изучить:
Кто такой Александр Блок?
Какой вклад в литературу принесло творчество Блока?
Александр Блок
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета) , затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматове.   Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден” , — вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.     Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году) .
В 1903 г. Блок женился на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева. Через год после женитьбы вышла первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме"
Александр Блок (1880-1921) издал в 1913 году два сборника для детей: «Сказки» и «Круглый год». Поэт сам отбирал и редактировал стихотворения для этих изданий. Обращаясь к творчеству для детей, А. Блок продолжал традиции фольклора и русской классической литературы. Это особенно ощутимо в его «Колыбельной»:
К нам в окно луна глядит, Братний в золоте кафтан,
Малым детям спать велит: В серебре мой сарафан.
Спите, спите, поздний час, А под вечер брат уснет
Завтра брат разбудит вас. И меня гулять пошлет.
Эти строки перекликаются с колыбельной Майкова, со сказками Пушкина, с мотивами устной народной поэзии. С тонким пониманием детства написаны стихотворения Блока о природе, например «На лугу», «Полный месяц встал над лугом…». Поэт пробуждает в детях эмоциональное восприятие ночных и утренних картин природы. В его стихах встречается прямое обращение к маленькому читателю, помогающее ребенку ощутить себя героем стихотворения:
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
(«Полный месяц встал над лугом…».)
Великолепны у Блока поэтические зарисовки лохматой вороны, маленького зайчика. В них не только воспроизводятся внешний облик и повадки животных, но и очерчены характеры, подмечены переживания: А уж в воздухе - вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
(«Ворона».)
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
(«Зайчик».)
Блок стремился показать читателям и быт народа, крестьянских детей («Учитель», «Снег да снег», «Ветхая избушка»). В своих стихотворениях поэт рисует портреты старого учителя, который «мирно сидит на крылечке»; маленького пастушка, звонкоголосого, быстрого; картины деревенской жизни:
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
(«Снег да снег».)
Доброта, сердечность ощущаются в строках Блока, посвященных забавам детей и отношению стариков к детским шалостям. Образы «внуков-шалунишек» даются поэтом с теплотой, любовью, пониманием их детских забав. Детские стихотворения Блока, доступные восприятию дошкольников, являются прекрасным средством развития их эстетического вкуса.
В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти». В постреволюционное время Блок вновь возвращается к публицистике. В газете «Знамя труда» появляется его цикл статей «Россия и интеллигенция». Вскоре появилась поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Критика настороженно отнеслась к этим произведениям, как к несоответствующим необходимым представлениям о революции, однако отдавала должное его близости к народу. В 1918 начинается новый этап в прозаическом творчестве поэта. Он выступает с докладами на заседаниях Вольной философской ассоциации, а также пишет несколько фельетонов. С 1918 года он начинает сотрудничать с Театральным отделом, а позднее с Большим Драматическим театром. Также Блок становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», а в 1920 году – председателем Петроградского отделения Союза поэтов. В отличие от С. А. Есенина, чаще всего использовавшего образы растений, Блок больше внимания уделял образам стихий, в особенности ветра. Часто в творчестве поэта встречаются такие явления как метель, вьюга, буран. Сам тон стихов Блока всегда стремительный, несущийся куда-то в даль. Часто встречаются описания заката, окрашенного огненными или кровавыми красками. Даже звёзды у него не стоят на месте. Дальше, дальше… И ветер рванулся,Черноземным летя пустырем……Путь степной – без конца, без исхода,Степь, да ветер, да ветер… Также быстро и стремительно пронеслась и сама жизнь поэта. Он, как и многие творческие люди, сначала испытав недолгий подъём после революции, разочаровался в ней, вернее - в её результатах. Жесткие рамки, в которое стали загонять творчество, естественно, не устраивали поэта. Вскоре разочарование и депрессия перешли в психическое расстройство, и болезнь сердца. 7 августа 1921 года поэта не стало.
Проведя учебно-исследовательский проект мы пришли к выводу
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – ЭТО УНИКАЛЬНАЯ ЭПОХА В ЛИТЕРАТУРЕ, КОТОРАЯ ПОДАРИЛА НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ.


Макар Оксана, Буратынский Вацик Диана о А.Блоке
Артем представляют Сергея Есенина

Топорова Настя о Лысенко Рита выбрала Сергея Есенина
Марине Цветаевой
Лучшие презентации

Воложанина Света Топорова Настя
Выставка ознакомительных буклетов, книг с произведениями поэтов Серебряного века

Коллаж на произведение В.Маяковского « Кем быть?»


Художники-оформители: Мордвина Дарья, Кухаренко Рита, Макар Оксана, Крупский Леша, Здонис Настя, Ульянова Катя, Татаринова Алена, Решетников Сергей, Лылова Кристина, Каренда Егор, Рожков Данил, Топорова Настя
Представляем свои доклады о поэтах

Сборник стихов поэтов Серебряного века


Библиографический список
1. Марина Цветаева. Избранное. М., "Просвещение", 1989 г.
2. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., "Советская Россия", 1988 г.
3. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М., "Художественная литература", 1990 г.
http://w10.am15.net/bn3.php?k=b55edb67c4c2b362c745655aaa68779chttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/562/75562933_large_f_179837181.jpg портрет Цветаевой
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Brusov1920.jpg портрет А.Блока
http://prg.stihi.ru/pics/2013/08/16/5213.jpg портрет Есенина
Бло Жан Переводчик: Яснов Михаил Давидович Редактор: Цветков С. В.Издательство: Русско-Балтийский инф. центр «Блиц», 2008 г. «Блок о Блоке или одна жизнь на двоих»