Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ № 9», г. Топки
Кемеровской области:
Зевакина Оксана Александровна
Методы обучения русскому языку – это способы работы учителя и учащихся, при которых учитель передает знания и организует самостоятельную деятельность учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.
Одним из таких методов является самостоятельная работа учащихся. Это метод изучения нового, закрепления пройденного и проверки знаний, умений и навыков, предполагающий в качестве источника знаний использование книги, в частности учебника по русскому языку, а при закреплении или проверке знаний – самостоятельное выполнение упражнений.
Еще К.Д.Ушинский в «Руководстве для учащихся» писал, что «при всех занятиях, как изустных, так и письменных, нужно как можно более оставлять самостоятельности ученику».
Как же используется этот метод?
Так, например, при самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приемы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.
Самостоятельная работа по учебнику как метод выражается в том, что учащиеся собственными усилиями усваивают теорию, осмысливают ее и закрепляют в процессе творческого применения при выполнении упражнений учебника, особенно при грамматическом разборе, а также в практике своей устной и письменной речи.
На первом этапе самостоятельной работы преподаватель непосредственно руководит деятельностью учащихся: учит выделять в теоретической части параграфа главное, составлять план, прочно запоминать формулировки правил и определений путем воспроизводства их по плану, осознанно применять теорию на практике в ходе разнообразных тренировочных упражнений. Убедившись, что класс может самостоятельно, без посторонней помощи, продолжать выполнение упражнений, преподаватель предлагает приступить к письменной работе.
При подведении итогов проделанной работы преподаватель особо останавливается на перечислении всех последовательных действий учащихся и предупреждает, что в дальнейшем они уже без помощи учителя, но в том же порядке будут самостоятельно изучать по учебнику другие темы.
С течением времени форма руководства меняется. Вместо коллективного обсуждения заданий преподавателя учащиеся получают подробный план работы (в устной или письменной форме) и молча ее выполняют, только в случае затруднений обращаясь за помощью к преподавателю. На этом этапе проведения самостоятельной работы преподаватель имеет полную возможность осуществить индивидуальную работу с отстающими, помогать им выполнять задание, исправлять допущенные ошибки. Выполненная работа коллективно проверяется.
По мере того как школьники будут обнаруживать навыки вдумчивого отношения к изучению материала, преподаватель перейдет к новой форме проведения
самостоятельной работы: он назовет тему и номер параграфа, номер упражнения для письменной работы.
Так, например, при изучении в девятом классе темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» я предлагаю учащимся самостоятельно изучить параграф, заполнив в тетрадях заранее подготовленную таблицу:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
отвечают на вопрос поясняют прикрепляются место в предложении указательное слово
Аналогичная работа выполняется учащимися и при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с определительными придаточными».
Проверка знаний и навыков учащихся по русскому языку является одной из обязательных составных частей процесса обучения. Она имеет большое значение. Во-первых, проверка позволяет установить, что и как из пройденного усвоено учащимися: какие разделы курса усвоены лучше, какие – слабее, на что следует обратить внимание при повторении, а кто из учащихся нуждается в помощи. Во-вторых, учащимся предоставляется возможность более правильно расценить достигнутые ими успехи, обнаруживать и ликвидировать недостатки в своих знаниях, умениях и навыках.
Формы проверки разнообразны. Наиболее распространенными являются опрос и различные виды самостоятельных упражнений.
На своих уроках я применяю как устную, так и письменную формы опроса. Дети выполняют самостоятельно упражнения из учебника. Работы сильных учащихся я проверяю и оцениваю сама, а затем они сами проверяют и оценивают работы остальных учащихся. Также применяю прием взаимопроверки. На своих уроках я работаю и по тетрадям на печатной основе.
Например, при изучении глагола в шестом классе учащиеся получают для самостоятельной работы такое задание: из упражнения учебника выписать глаголы неопределенной формы и объяснить, почему они отнесены к неопределенной форме.
. Разновидностью самостоятельных упражнений как формы проверки знаний и навыков являются упражнения с использованием карточек.
В карточки включается материал как только что изученный, так и ранее пройденный. Особая ценность самостоятельных упражнений с использованием карточек заключается в том, что задания индивидуализируются.
На своих уроках я активно использую карточки, постоянно подбирая задания по темам.
Самостоятельная работа как метод широко используется при обобщающем повторении. Обычно это письменные самостоятельные работы, включающие ответы на вопросы или выполнение различных практических заданий.