«Развитие информационных компетенций учащихся как подготовительный этап работы над творческим проектом»


«Развитие информационных компетенций учащихся как подготовительный этап работы над творческим проектом»
Стратегическая задача развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Одним из важнейших оснований обновления образования, одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики в настоящее время является компетентностный подход.
Согласно Концепции модернизации российского образования образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.
Одной из ключевых компетенций учащихся является информационная, потому что современный этап развития человеческого общества характеризуется обилием информации, представленной различными способами. Если у ребенка развита информационная компетентность, то для него не составит труда сопоставить разрозненные фрагменты, соотнести общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно найти недостающую информацию.
Информационная компетентность проявляется в деятельностной форме и включает в себя:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, организация, преобразование, сохранение и передача ее;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;- применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологии: аудио и видеозапись, электронной почты, Интернета;
Владение навыками работы с источниками информации, умение выделять в информационных потоках главное – это не только составляющие информационных компетентностей, но это и возможность осуществления самообразования.
Вследствие происходящих в современном российском обществе социально-экономических и общественно-политических изменений требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, способные сохранять продуктивный характер деятельности в условиях огромного потока информации. Становится очевидно, что необходимы специалисты обладающие информационной компетентностью, под которой понимается интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации. Идеология компетентностного подхода базируется на понимании того, что не только объем, прочность, системность и глубина знаний, но и способ их организации в сознании человека является одним из показателей результативности его деятельности.
Информационные компетенции формируются и развиваются на всех этапах работы над творческим проектом, но я стараюсь развивать их с первого урока знакомства с детьми. Во-первых, потому что это помогает в организации урочной деятельности, во – вторых, в дальнейшем значительно облегчает работу над проектом.
Практические рекомендации учителям биологии для формирования информационной компетентности учащихся:
Знакомство ребят со смыслом понятия «информация».
На одном из первых уроков по биологии при рассмотрении понятий «живая» и «неживая» природа, на стол выкладывается несколько объектов: книга, фрукт, комнатный цветок, камень, диск, тетрадь, ставится клетка с обитателями уголка живой природы, на этом же уроке я знакомлю ребят со смыслом понятия «информация». Я прошу показать где, по мнению, ребят, заключена информация? Важно, чтобы кроме привычных носителей-книги, тетради, дискеты, ребята обнаружили, что информация – это и запах, и осмысленная картинка - аккуратные записи в тетради несут информацию о ее хозяине, и воспринимаемая при контакте особенность материала. В качестве домашнего задания прошу представить в виде текстового материала всю информацию, которую они извлекут из апельсина. Все это в дальнейшем помогает детям не опускать ни одной детали в исследуемом объекте.
Домашние задания, направленные на поиск информации:
найти связь между темой урока «Побег» и «Сочинским» деревом дружбы, объяснить « откуда» у растения то или иное название, объяснить, что общего между курдючной овцой и верблюдом и многие другие задания, лишь бы для их выполнения необходимо было зайти в интернет, посмотреть справочник, атлас и т.д.
Формы заданий для формирования навыков сворачивания и разворачивания информации.
Умение сворачивать информацию эффективно отрабатывается при выполнении заданий такого вида:
Представить текстовую информацию в виде таблицы, графика, схемы, ряда символов;
Показать понятие глухонемому
Собрать модель процесса
Оформить видеоряд к уроку
Свернуть текст в «шпаргалку»
Придумать ребус, развивающий канон, словесные пропорции
Нарисовать по тексту план путешествия
Умение разворачивать информацию эффективно отрабатывается при выполнении заданий:
Решить развивающие каноны с проговариванием
Прочитать схему, таблицу
Решить головоломку, словесную пропорцию
«прочитать» систему понятий
«озвучить» опорный конспект
Объяснить смысл поговорки, иллюстрируя реальными примерами
Примеры:
Развивающий канон-форма задания, представленна шестью элементами, из которых один неизвестен. Элементами канона могут быть буквы, цифры, слова, рисунки. Элементы в каноне связаны одним из 3 способов.
Первый способ:
элементы связаны по вертикали
Второй способ:
горизонтальные логические связи Третий способ:
«угловые» связи
буква нуклеотид белок 20 Геккель Дарвин
слово ген ДНК ? Ест. отбор ?
смысл ? крахмал 1 Док-во эволюции Теория эволюции
2.Система понятий




Такая форма представляет большие объемы, связанных между собой понятий, терминов.
Теоретики – психофизиологии утверждают, что такое визуальное представление информации моделирует распространение информации в нашем мозгу -из каждого нейрона -во все стороны. Стрелки моделируют те связи, которые в психофизиологии называются ассоциативными.
Работа с информацией, содержащейся в тексте
Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование –это не простое переписывание текста, а пример сворачивания информации, при этом используемые сокращения применяются виде определенных правил:
В сокращенном слове должны присутствовать буквы корня.
Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка.
Средняя часть изменяющихся при склонении существительных может быть выброшена (кол - во, кач - во, эв –ция).
При сохранении окончания существительного, может опускаться конечная часть прилагательных и причастий (внеш. среда, наслед. изм-ть, защит. ф-ция, кров. сосуд, дых. система)
Сокращение должно быть достаточным для восстановления целого слова.
Новые и редко употребляемые слова лучше писать полностью.
Применение общепринятых сокращений (т.о. – таким образом, р-р – раствор, сем.- семейство, отр.- отряд, напр.- например).
Использование аббривиатуры – сокращения словосочетаний (ЦНС – центральная нервная система, АТФ – аденозинтрифосфорная кислота, РНК- рибонуклиновая кислота.)
Применение при конспектировании общенаучных символов ( V – объем, CO2 – углекислый газ, E - энергия).
- составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Например, это может быть справка об одном из изучаемых веществ, биографическая справка об ученых и т.д.
В зависимости оттого как сформированы информационные компетенции, так и будет организована работа над проектом.
Уровни сформированности информационных компетенций
Работа с информацией
УРОВЕНЬ I • задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта;
• следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем
УРОВЕНЬ II • определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом;
• определяет “белые пятна” в имеющейся информации;
• демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель);
• использует бумажные и электронные каталоги
УРОВЕНЬ III • определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации;
• прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта;
• формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе
УРОВЕНЬ IV • указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе;
• обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику;
• вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации
Обработка информации
УРОВЕНЬ I • структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенных учителем;
• высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта;
• делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации
УРОВЕНЬ II • систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем;
• высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.);
• указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями;
• определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта; • использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности