Статья Поэт-песенник Николай Палькин — гордость балашовской земли.


«Поэт-песенник Николай Палькин – гордость балашовской земли».

«Люди делятся на две категории: одни смотря под ноги, видят лужу, другие – звезды, отраженные в ней». Так рассуждает наш земляк Николай Егорович Палькин. Сам поэт принадлежит, безусловно, ко второму разряду.
В прошлом году поэту, публицисту, прозаику, журналисту Н. Палькину исполнилось 85 лет. Он родился 3 апреля 1927 года в с. Б.Мелик Балашовского района недалеко от батюшки-Хопра, который впадает в Дон.
В апреле уже запели соловьи, не потому ли в его поэзии всегда присутствует нечто соловьиное?
Школьные годы и мужание его проходили в Балашове, о чем он хорошо рассказывает в книге «Балашовское застолье». Здесь же, в местной газете «Большевик» было напечатано в 1941 году первое стихотворение юного сочинителя «Переправа», посвященное партизанам.
Серебристою росою
Окроплены травы.
Протянулась полосою
Вражья переправа.
 Основные темы поэзии Николая Егоровича - это, прежде всего, родная земля, люди, семья. «Я начинал как крестьянский поэт, и очень этим горжусь,» - признавался литератор. Гостеприимный дом родителей на окраине районного городка был творческой колыбелью поэта. Бабушка рассказывала сказки. Мама, полуграмотная крестьянка, превосходно знала народные обряды, пела частушки, любила пословицы, поговорки, прибаутки. Именно от нее сын унаследовал любовь к народному слову, и, такой редкий сегодня, песенный дар.
Свой отпечаток в судьбе поэта оставила война. Когда отец, Егор Степанович, летом 1941 г. отправился на фронт, четырнадцатилетний мальчишка Коля Палькин стал главой семьи. Он работал на авиационно-ремонтной базе, одной из самых крупных в стране. Был мотористом, ремонтировал истребители, штурмовики, бомбардировщики. Когда принес маме свою первую получку, 90 рублей, она, заплакав, назвала сына кормильцем.
Война закалила характер поэта, научила преодолевать любые трудности, смотреть в будущее только с оптимизмом.
Отец мне дал не только имя,
Не только синие глаза, -
Весь мир, с высотами крутыми,
Где солнце, ветер и гроза.
Он дал мне небо и дорогу,
Березы, песни и траву
И бесконечную тревогу
За мир, в котором я живу.
Как и многие молодые люди послевоенного времени, он кочевал по стране в поисках лучшей доли и своей судьбы. Но однажды понял, что пора возвращаться домой, на малую родину. В начале 1950-х г.г. написал стихотворение, которое заканчивалось так:
...Но не все ли равно, где случайно
Окажусь на доске гробовой?
До сих пор не разгадана тайна
Вечной связи с родною землей.
Были потом саратовские издания «Молодой сталинец», «Коммунист», и, конечно журнал «Волга», где Палькин в течение семи лет был главным редактором.
 В 1953 году Н. Палькина, как сотрудника редакции саратовской молодежной газеты «Молодой сталинец» (ставшей позже «Зарей молодежи»), послали учиться в Москву в Центральную комсомольскую школу на отделение журналистики. После одной из лекций он оставил преподавателю тетрадку своих стихов. Уже на следующий день молодого поэта пригласили в «Комсомольскую правду» на встречу с главным редактором. И вскоре, в сентябрьском номере газеты, было опубликовано 13 стихотворений начинающего литератора.
Спустя всего несколько дней стали поступать звонки из хора им. М. Пятницкого, от композиторов, желающих написать музыку на стихи Палькина. Так композитор В. Захаров оживил стихотворения «Нелегко в разлуке», «Ноченька», А. Живцов положил на музыку стихи «Не зови меня спать перепелка». Этот романс появился в репертуаре замечательной певицы Надежды Андреевны Обуховой. Первая публикация в «Комсомольской правде» вызвала столько откликов!
Вместе с новоявленным поэтом начинала свой творческий путь певица Людмила Зыкина, тогда еще просто Люся из хора Всесоюзного радио под руководством Николая Кутузова, в ее репертуаре появились песни: «Что хотите говорите», «Спеши хорошая, спеши пригожая», «Травушка-муравушка», которые позже стали поистине народными, да и по сей день исполняются с эстрады, звучат на застольях.
«Иногда стихотворение рождается мгновенно, как будто дается свыше, - делился поэт секретами своего мастерства. - Все лучшее, что я написал - это не мной написано, это мне надиктовано. Как-то возвращался из поликлиники, и вдруг в сознании возникает строка за строкой...Так родилась моя «Странница», которую затем положила на музыку Ирина Егорова».
Берущий за душу вальс «Подайте, Христа ради, за подвиг в Сталинграде», (сколько раз под эти строки ветераны слезы вытирали!) «пришел» к поэту в один из самых драматичных периодов жизни страны. То был конец 1990 г. Развал державы, старики оказались выброшены за борт современности, забыты. Николай Егорович тогда находился в Москве, видел этот переломный момент. Возвращался как-то из Союза писателей в гостиницу «Россия», которой сегодня уже нет, а в душе сами собой ложились печальные строки, повествующие о трагической судьбе русского солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы грозной войны и оказавшегося сегодня не у дел. Пронзительное произведение по своей социальной и нравственной красоте:
В самом центре Земли,
Как когда-то Москву называли,
В самом центре Москвы
Это значит, почти у Кремля,
Одноногий старик,
Не скрывая солдатской печали,
Все терзает баян,
О подачке прохожих моля...
В ночь под новый, 1955 год по Всесоюзному радио прозвучала песня А. Живцова «Последнее письмо». Это была первая песня на стихи Николая Егоровича. Около ста патриотических, лирических, шуточных песен – таков итог творческой дружбы поэта с В. Захаровым, В. Левашовым, С. Туликовым и другими композиторами.
Песни «У моей России очи голубые», «Что хотите говорите», «Не ругай меня, мама», «Зачем мы ссорились», «Полюбила на беду агронома» и другие вошли в репертуар хора имени Пятницкого, Волжского, Уральского, Сибирского, Пензенского хоров.
Песня занимает наиболее видное и почетное место в его творчестве. Поэтом написано более 150 песен, известных народу и любимых им: «Последнее письмо», «Зацвели саратовские вишни», «Русские морозы», «Дорожкой зимнею», «Варежки» и многие другие.
Главной темой песенной лирики Н. Е. Палькина является тема русской души; объединяют все разнообразие идей и форм поиски сути национального характера в его различных проявлениях, как постоянных, так и исторических. Поэтому любовная песенная лирика Н. Палькина органично связана с его песнями о большой и малой Родине, о Волге, о матери. О русской природе.
Песенная лирика Палькина является органичной частью национальной песенной традиции, поскольку она преемственно связана с фольклорной и литературной песенной лирикой, творчески развивает ее особенности.
Да, Николай Егорович прошел большой путь… А писательские дороги – это особый предмет разговора. Дорога исторического познания, постижения истины, художественного поиска по давней российской традиции есть продолжение подлинных проселков и большаков. У Н.Е. Палькина много всяких дорог. Писательские дороги – не туристские маршруты, они связаны с постоянной невидимой работой души, которая расширяет масштаб чувствования, углубляет историзм мышления и, наконец, завершается художественным произведением.
В центре своей России, на ее «главной улице» - Волге живет художник, чья работа в целом – единая песнь родной земле, рассказ о ее природе и людях, осмысление ее прошлого и настоящего, исследование ее национального характера.
Следом за своими песнями он и в остальном уверенно выходит за пределы областной известности. Живет он в Саратове, с его стихами можно встретиться не только на страницах сборников и журналов - их можно услышать в живом авторском исполнении по местному или Центральному телевидению, а еще проще – на какой-либо из многочисленных его встреч с читателями, можно увидеть, услышать, поговорить и сказать ему добрые слова пожеланий в ответ на доброту его поэзии. Саратов для него стал городом его судьбы.
«Какими бы трудными ни были времена, нужно оставаться человеком», - считает поэт. За его плечами накоплен солидный опыт: он почти все опробовал и испытал, однако не растерял жажду жизни, не утратил уважительного отношения к людям и работе.
Источником поэтического вдохновения является все обыденное, что окружает Н. Палькина. Его поэтический язык отличается богатой образностью и невероятной свежестью. И природа, и женщины, и праздники – все нашло отражение в лирике. Иногда он в шутку сравнивает себя с Пушкиным. Их сближают три обстоятельства: любовь к осени и печеной картошке, а также то, что оба никогда не ездили за границу. Но главной героиней с годами стала Волга-матушка. В ней – и могучая Россия, и вся наша жизнь.
Пройдут века, изменятся люди, города, но всегда будет  наша красавица- река, которая является отражением всей России, так считает  Николай Палькин в стихотворении «Устье»:
Отразилась в Волге вся Россия,
Отразились близь ее и даль,
 Все ее могущество и сила,
Вся ее тревога и печаль.
      «Голубым чудом», «великой русской рекой»  называет он Волгу в своей поэме  «У истока». Не случайно он взял эпиграфом к поэме строки Н.А.Некрасова «О, Волга, колыбель моя!» и слова народной песни «Из-под камушка течет реченька,// Да Волга быстрая, ой да Волга-матушка». Как и Некрасов, любящий Волгу, считающий ее родной, Николай Палькин  пишет:
Моему Саратовскому краю
Волга, словно песня соловью.
Каждый день с того я начинаю,
 Что на зорьке Волгу навещаю
 И о многом   с нею говорю.
      Поэт подчеркивает, что Волга может дать силы, вдохновение, любовь:
Волга, Волга,
Я иду!
За это
Дай мне беспокойства и любви,
Вдохнови на новый труд поэта
И в далекий путь благослови.
    А ведь благословения обычно просят у родителей. «Волга –  матушка» для поэта больше, чем просто слова  народной песни.
В стихотворении «Спасибо, Волга» Николай Палькин вновь повторяет:
Ты моя судьба,
Родная Волга, я с тобой навеки.
     Художественные средства выразительности передают чувства поэта. Эпитеты: «волна прохладная», «родная Волга», «дни крутой разлуки», «раздольный голос», олицетворения:  «звучал мне голос раздольный твой», «усталость с плеч моих снимала», «Спасибо, Волга, что ты есть» делают образ Волги живым, более лиричным и близким  герою:….ты, как рукой,
Усталость с плеч моих снимала.
…………………………………
Чувство благодарности переполняет лирического героя:
Спасибо, Волга, что ты есть,
 За все, что есть,
За все, что будет.
     В этом стихотворении Волга для лирического героя - образ простой и понятный. Это что-то родное,  близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где его ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья,  и сама судьба. 
О чем мечтает этот уникальный человек? Он хочет, чтобы люди стали лучше. Есть такие частности, которые нас отягощают, раздражают, убивают. Но он верит, что Россия еще покажет себя. Богатство у нас огромное, только надо им вовремя, правильно распорядиться.
Если сейчас строго подводить итоги, то Николаю Егоровичу грех жаловаться на судьбу. У него надежные дети и внуки. Радует и подрастающее поколение, правнуки, которым еще предстоит жить, расти и взрослеть в этом новом веке.
Да и литературная жизнь сложилась у него вполне успешно: за 50 лет вышло более 30 книг - стихи, проза, публицистика и прочее. Поэтому перед самим собой, по крайней мере, он может признаться: не зря тратил бумагу, что-то осталось. И песенный дар, который ему достался от матери, тоже не пропал: более ста его песен по России ходит.
Пользуюсь тем, что имею.
Делаю то, что умею.
Не это ли с Божьим участьем
И называется счастьем.
Николай Егорович Палькин – это талантливый поэт-песенник, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры РСФСР. Он награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом «Знак Почета», орденом Дружбы, медалями «За победу над Германией», «Маршал Жуков», отмечен серебряным знаком имени Петра Великого, лауреат Всероссийской литературной премии имени Ф. Тютчева и Литературной премии имени М. Алексеева.
И вся земля балашовская гордится тем, что он наш земляк!