Рабочая программа по внеурочной деятельности 7-9 классы Английская гостиная


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа клуба «Английская гостиная» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), с учетом пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Программа клуба «Английская гостиная» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 класса.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Значимость реализации программы внеурочной деятельности «Английская гостиная» заключается в расширении и углублении знаний предмета «Иностранный язык» и формировании коммуникативной компетенции.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи:
I. Познавательный аспект.
- познакомить детей с культурой стран изучаемою языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Программа клуба разработана в соответствии со следующими принципами:
- принцип гуманизации (диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие, оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие);
- личностно-ориентированный подход, предполагающий признание уникальности каждой личности, создание условий для познавательной активности учеников, формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию;
- деятельностный принцип, заключающийся в обучении не готовым знаниям, а процедурам учебной деятельности по приобретению знаний, способам мышления, приемам анализа, осмысления;
- коммуникативный принцип предполагает создание иноязычной среды, в которой ребенок может свободно ориентироваться и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
В ходе реализации программы для достижения высоких результатов используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
- репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
- исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
- частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
- конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
- метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛУБА «АНГЛИЙСКАЯ ГОСТИНАЯ»
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Курс позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности обучающихся 5 класса и развитием их творческого потенциала.
Формы проведения занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Место проведения занятий: учебный кабинет, игровая комната, кабинеты изобразительного искусства и музыки, библиотека, спортивная площадка (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
- речевые и фонетические разминки;
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок;
- ролевые игры;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- просмотр мультфильмов на английском языке;
- диалоги.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа по 40 минут (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации программы: 1 год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала.
аудировании:- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); - распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета).
Социокультурная компетенция:- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;- распознавание и употребление в устной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в  пределах изучаемой тематики;- готовность и умение осуществлять совместную проектную работу.
В ценностно-ориентационной сфере:- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;- достижение взаимопонимания в процессе устного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.В эстетической сфере:- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке. В трудовой сфере:- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Формы подведения итогов реализации программы:
- вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение практических умений, беседа);
- промежуточный контроль – в середине года (подготовленные диалоги, инсценировки с использованием 2-3-х диалогических единств);
- итоговый контроль – май текущего учебного года (подготовленный праздничный концерт – представление).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение. – 1час.
Цели и задачи клуба. Место английского языка в языковой классификации. Языки мира. Английский язык – язык универсального общения. Особенности устного общения на английском языке, разговорного стиля речи и диалога как формы общения.
Раздел 2. Повседневный этикет. – 5 часов.
Первый язык в мире. Происхождение (возникновение) некоторых слов и выражений. Язык жестов. Наиболее употребительные слова и выражения в этикетных речевых ситуациях «Приветствие», «Прощание», «Согласие/несогласие», «Просьба», «Вежливый отказ в просьбе», «Просьба о помощи», «Благодарность», «Извинение», «Отказ», «Выражение чувств и эмоций». Английские детские песни и стихи. Английские рифмовки.
Раздел 3. Знакомство. – 5 часов.
Наиболее употребительные слова и выражения в этикетных речевых ситуациях «Знакомство», «Представление друга». Английские и русские имена. Что означает твое имя? Прозвища англичан. Английские детские песни и стихи. Английские рифмовки.

Раздел 4. Мир игр, песен, рифмовок, стихов и мультфильмов. – 10 часов.
Английский алфавит. Буквы и звуки в ассоциации с названия животных, с названиями продуктов. Книжка – раскраска. Игра цифр. Веселый счет. Цвета и краски. Популярные игры детей в Великобритании: прятки, путешествия, интеллектуальные игры, загадки, ребусы, кроссворды, шарады. Английские детские песни и стихи. Английские рифмовки.
Раздел 5. Праздники Великобритании. – 6 часов.
Праздники. Культурные традиции англоязычных стран. Особенности английского календаря. Любимый праздник. Праздничная открытка. Поздравления и подарки к празднику. Британские сувениры. Песни и стихи, оформление приглашения и поздравительной открытки. Английские детские песни и стихи. Английские рифмовки.

Раздел 6. Первая сказка. – 7 часов.
Английская сказка. Сравнение английской сказки с русской. Драматизация. Презентация сказки. Подготовка и проведение спектакля.
Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии в соотношении 50/50.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Разделы
программы Количество
часов Характеристика деятельности обучающихся, УУД, осваиваемые в рамках изучения темы
1. Введение. 1 - Определять цель учебной деятельности.
- Перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- Слушать, вступать в диалог, спрашивать.
2. Повседневный этикет. 5 - Изучать и применять в речи новую лексику.
- Разучивать стихи, песни, диалоги.
- Слушать, вступать в диалог, спрашивать.
- Смотреть и понимать видеоматериалы на английском языке.
3. Знакомство. 5 - Отвечать на приветствие хором и индивидуально.
- Разучивать стихи, песни, диалоги.
- Слушать, вступать в диалог, спрашивать.
4. Мир игр, песен, рифмовок и стихов. 10 - Слушать музыку и понимать слова песен, применять их в речи.
- Разучивать и петь песни.
- Заучивать рифмованный материал.
- Смотреть и понимать видеоматериалы на английском языке.
5. Праздники Великобритании. 6 - Знать национальные традиции празднования Рождества, Нового года в Великобритании.
- Разучивать стихи и песни к праздникам.
- Оформлять поздравительные открытки к праздникам.
- Смотреть и понимать видеоматериалы на английском языке.
6. Первая сказка. 7 - Читать по ролям, переводить текст.
- Сравнивать английский вариант сказки с русским.
- Разыгрывать сказку.
- Развивать творческие способности в ходе подготовки и проведения спектакля.
Итого: 34 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
- особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
- применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
- уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- инсценировать изученные сказки;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Печатные пособия
1. Алфавит (настенная таблица). 1
2. Части тела (настенная таблица). 1
3. Цвета (настенная таблица). 1
4. Предлоги движения (настенная таблица). 1
5. Классная комната (настенная таблица). 1
Технические средства обучения (средства ИКТ, цифровые образовательные ресурсы)
1. Лингафонный кабинет. 1
2. Компьютер. 1
3. Мультимедиа проектор. 1
4. Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.fun4child.ru/
http://skazka.bombina.com/
http://www.ourkids.ru/
http://kids.dnschool.ru/
http://englishforme.ucoz.ru/
http://www.englishclub-spb.ru/
http://elf-english.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.a-zcenter.ru/tales/ Электронные ресурсы
1. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007. /Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007.
http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410 2. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку». //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: /Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ 3. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: /Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/ 4. Требухова Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: /Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Классная доска с магнитной поверхностью. 1
2. Экспозиционный экран навесной. 1
3. Сетевой фильтр – удлинитель. 2
4. Стол для проектора. 1
5. Стол учительский. 1
6. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 8/16
Демонстрационные пособия
1. Тематические картинки. 12
2. Мяч. 1
3. Циферблат. 1
4. Телефон. 1
5. Игра «Лото». 7