Статья на тему: Профилактика интернет-зависимости


Профилактика Интернет-зависимости среди подростков.
         Сегодня среди тех многочисленных проблем с которыми приходится сталкиваться социальным педагогам, инспекторам ОДН и просто учителям в процессе профилактической работы, мне хочется выделить одну, на мой взгляд, довольно новую проблему, но которая уже дает о себе знать. Это – Интернет-зависимость. Я решила заговорить об этом на страницах журнала "Инспектор по делам несовершеннолетних"  потому что Интернет-пространство – это то, что объединяет нас всех: детей, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов и весь мир. Редкий подросток или его родитель в России не знает что такое Интернет. Однако, об опасностях, которые могут подстерегать в Интернет-пространстве, многие не задумываются. И напрасно, потому что об этом надо знать.
          Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно,  и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.
       Около 70% наших учащихся, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер, практически наравне с занятиями спортом, прогулками общением и с друзьями.
  Когда специалисты говорят о компьютерной или Интернет-зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Если речь идет об Интернет-зависимости, то ее определение звучит так: "Это навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line". По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. Другая форма зависимости - общение в чатах, тоже не так безобидна, т.к. может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
 В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т.д.
 Называют много отрицательных последствий от появления в нашей жизни компьютеров: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общению.
 Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь" - имеется в виду компьютерная мышь.
Влияние всемирной паутины на сознание и психику ребенка мало изучено и нам еще только предстоит столкнуться с его отдаленными последствиями. Но истина такова: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, дороги обратно уже нет, и с этим надо научиться жить. В связи с этим в нашем центре образования № 633 для родителей создан родительский лекторий – небольшой ознакомительный курс, где им рассказывают о том, какое влияние может оказать не только компьютер, компьютерные игры, но чрезмерное увлечение Интернетом на психику и здоровье ребенка. Здесь я не буду подробно рассказывать содержание этого курса, хочу только привести несколько реальных примеров отрицательного влияния Интернета на психику некоторых наших учащихся, а так же основные рекомендации, которые мы даем родителям, чтобы они смогли оградить своих детей от негативного воздействия Интернета.
Вот реальный пример из жизни учащегося 7 класса нашего центра образования. Молодой человек, 17 лет второй год не посещает занятия в нашем центре образования. Он практически не выходит из дома, из своей комнаты, где он, лежа на диване через телефон «сидит» в Интернете. Он играет в Интернет-казино, и общается в социальных сетях. Ставки в Интернет казино по его просьбе делает его мать. Подросток категорически отказывается продолжать обучение, т.к. считает это ненужным для его будущей жизни. Получать профессию он полагает излишним - по его мнению, деньги на дальнейшую жизнь он сможет зарабатывать, играя в Интернет-казино. Подросток считает себя вполне успешным молодым человеком. В Интернете у него много поклонниц. Он выставил там фото симпатичного парня, придумал ему интересную биографию, и пошло общение. Если что-то не сложилось  - легко можно сменить имя, фото, да и биографию. Но в жизни он совершенно разучился общаться, полностью потерял связь с реальностью, у него не осталось настоящих друзей и знакомых. Его представления о жизни и о себе соответствуют 8-9-летнему возрасту, а ему уже скоро 18 лет. Он не в состоянии адекватно оценивать происходящее, соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. Подстричься, принять душ, опрятно одеться - зачем? В Интернете он и так хорош. При этом мать учащегося такая ситуация устраивает, ведь он все время дома, не курит, не употребляет алкоголь, не совершает правонарушений.
Неумение переключаться от мира виртуального в мир реальный, перенос в реальность продолжения компьютерной игры – еще одна серьезная опасность. Ребенок привык, что он всегда может сделать в игре «рестарт», т.е. начать жизнь сначала. И пытается это перенести в реальную жизнь, но здесь все иначе. На каждом шагу нас подстерегают непоправимые ошибки. И нельзя покончить жизнь самоубийством, а потом посмотреть, как тебя будут оплакивать друзья и близкие.
Иногда родители жалуются, что если даже они отключают компьютер, то ребенок может тайком всю ночь сидеть в Интернете через телефон. По каким сайтам бродят учащиеся ночами без присмотра взрослых? При желании, это, конечно, можно проверить, но как показывает практика, обычно родители этим не занимаются. В лучшем случае они могут поставить ограничения на компьютере в виде родительского контроля. Подростков это не устраивает, и тогда они уходят в гости к друзьям, в Интернет-кафе, туда, где есть, Wi-Fi, подключаются через телефон, находят способ попасть в недра всемирной паутины без всякого контроля.
Сейчас уже говорят о том, что компьютерная зависимость может наступать и в более раннем возрасте. В стационарных отделениях детской психиатрической больницы появились пациенты 9-10 лет, имеющие серьезную зависимость от компьютерных игр. У таких детей, родившихся совершено здоровыми, при неконтролируемом  использовании компьютерных игр наступают необратимые изменения психики, разрушающие возможность нормальной социализации в обществе. Эти процессы могут быть необратимы, особенно если ребенок не научился строить социальные отношения в обществе в детстве.
К сожалению Интернет зависимость может угрожать и уже взрослым сформировавшимся людям. У появились родители, и даже бабушки и дедушки учащихся, которые имеют серьезную зависимость от Интернета. Так 55-летняя бабушка одной нашей учащейся  сутками играет в «Зомби – ферму», причем в основном по ночам, т.к. в это время можно собрать самое большое количество бонусов в данной игре. Днем она отсыпается, и полностью устранилась от выполнения каких-либо хозяйственных работ по дому, даже перестала следить за собой. В этой ситуации только один плюс – это то, что бабушка не подпускает к компьютеру внуков, т.к. сама постоянно сидит за ним.
Некоторые родители наших учащихся, так же все свое свободное время находятся в Интернете и полностью устранились от воспитания своих детей. Причем они не видят в этом ничего плохого. Своим детям они также приобрели отдельные компьютеры и довольны тем, что подростки пропадают в интернет-пространстве сутками, не мешая взрослым. Проводить профилактическую работу с такими семьями, практически невозможно. Родителям, которые сами имеют интернет-зависимость, но не осознают этого,  сложно объяснить, почему необходимо ограничивать время работы детей за компьютером, какую опасность несет Интернет.
Поэтому надо учить не только детей, начиная с детского сада, но и их родителей тому, что Интернет – это коварная вещь, которая таит в себе много опасностей. И необходимо учиться обращаться с Интернетом причем не только детям, но и некоторым взрослым. Надо предупреждать подростков о том, что однажды выложенная в Интернет информация, или фотография, может там остаться навсегда и прославить человека на свесь мир, но может и опозорить навсегда. С детства нужно знать, что неосторожное высказывание в Интернете может лишить человека хорошей должности, карьерного роста, испортить биографию и преследовать всю жизнь. Дети должны быть предупреждены, что если они раскрывают свою душу в социальных сетях, то они должны быть готовы к тому, что этим могут воспользоваться непорядочные люди и использовать эту информацию в своих целях и нанести моральный или материальный вред источнику информации. Их надо предупреждать, как не стать жертвой интернет-преступления, мошенничества, как не стать «звездой ю тюба», т.е. не опозориться на весь мир. Дети должны учиться безопасному общению в Интернете. Они и их родители должны знать, что такое игровая-зависимость,  интернет-зависимость, сетевая-зависимость. По сообщению главного психиатра г. Москвы  в настоящее время к нему стали обращаться с интернет-зависимостью чаще,  чем с наркотической. Причем пациентами становятся не только подростки, но и взрослые люди. У них рушатся семьи, они теряют работу, престают следить за собой, полностью теряют связь с внешним миром.
   Компьютерную зависимость легче предотвратить, чем лечить. Поэтому деятельность педагогов должна быть направлена прежде всего на предупреждение и профилактику компьютерной зависимости у детей. Суть профилактики состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера.
Наши педагоги в курсе родительского лектория настоятельно рекомендуют родителям ограничить время, которое дети проводят у компьютера, устанавливать «родительский контроль», следить за тем какие сайты они посещают. Предлагают устанавливать один компьютер для всей семьи в общей комнате, и работать на нем поочередно, отключать функцию выхода в интернет  в телефонах своих детей. И самое главное предлагать нашим подросткам альтернативное время провождение:  кружки, секции, загородные прогулки семьей, экскурсионные поездки, походы в театр, кино, занятия спортом. Наша задача показать детям, что и в реальной жизни есть много увлекательного и интересного. Вернуть им понятия любви и дружбы в реальном мире. Вернуть им радость личного общения с родными и друзьями. Организовывать для них соревнования, игры и праздники, основанные на развитии личных творческих способностей. Может быть надо остановиться, задуматься или даже сделать шаг назад: научить их рисовать, мастерить руками, без применения компьютерных технологий, вспомнить, как читать бумажные книги. Планшетники, конечно, очень удобны, но маленькие дети должны руками перелистывать книжные страницы, рассматривать иллюстрации на бумаге, рисовать настоящими карандашами. Надо развивать мелкую моторику, нельзя терять тактильные навыки, с этим связано развитие мозга, нашей речи.
Интернет - величайшее изобретение человечества, с этим не поспоришь. Однако и он способен нанести серьезный вред психике ребенка. Об этом надо постоянно напоминать родителям учащихся, т.к. именно от их жизненной позиции и разумного отношения к Интернету во многом будет зависеть, сформируется ли у их ребенка компьютерная или интернет-зависимость.