Урок на тему Песнь о вещем Олеге А.С. Пушкин


Предмет: русская словесность
Класс: 5б, в, г, д
Дата проведения: 13.12.13
Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Цели: 1. Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
2.вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;
3.заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве
Ход урока: 1. Слово учителя. Творчество А.С. Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина. - Запишите в тетрадях число и тему урока.
- О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. Но прежде, чем о нем говорить. Давайте запишем план нашего урока, который содержит в себе « Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина».
- В каждом периоде мы расскажем, а вы должны важные факты записать у себя в тетрадях.
2. Учитель: Запишите 1- период « Детство поэта» (1799-1811) ( сообщение на тему)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799г отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежит к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавший родителей своим « пылким нравом» необыкновенной памятью.
По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по – русски Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; Арина Родионовна, сказочница и певунья. А в 12 лет для него детство закончилось.
3. Рассказ учителя
Учитель: Запишите 2 - период « Лицей» 1811 Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей.
Летом 1811 г. в сопровождении дяди Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву.
Детство кончилось.
Вы помните, когда возник Лицей,Как царь для нас открылчертог царицын…
Писал Пушкин впоследствии об этом уникальном заведении, открытом в Царском Селе 19 октября 1811 г.
Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:
Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша.
Вильгельм Кюхельбекер– восторженный, нелепый и трогательный.
Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр.
В лицеи А.С.Пушкин любил очень урок словесности ( Пушкин рассказывает однажды лекция Галича закончилась чуть ранее.
- Осталось время. Очень хорошо .Теперь ,господа. будем пробовать перьями : опишите мне, пожалуйста ,розу стихами.
Лицеист А.С.Пушкин:
Где наша роза? Друзья мои?
Увяла роза. Дитя зари.
Не говори: Так вянет младость!
Не говори: Вот жизни радость
Цветку скажи: Прости, жалею!
И на Лилею
Нам укажи.
Учитель: Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина.
Переходим к следующему периоду его жизни. Запишите «Петербург» (1817-1820) и «Южная ссылка» (1820-1824)
Светлым июньским днём 1817 года юный поэт спешит в Петербург.
Поэт сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи.
В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”.
В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения : “Вольность”, “Деревня”, «К Чаадаеву». ( запишите в тетрадях)
Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.
Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки.
Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора.
Пушкина отправляют служить на юг России.
В этот период созданы великолепные образцы романтической и политической лирики:
“Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге”. Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”.
Учитель: Талант поэта, полностью раскрывается за годы проведенные имении «Михайловском» .Запишите « Михайловское» ( 1824-1826)
Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.
Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,Где льётся дней моих невидимый поток,На лоне счастья и забвенья.
Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни.
За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около ста художественных произведений.
Учитель: Запишите « После ссылки» ( 1826-1830) и « Болдинская осень»
( 1830)
8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества.
Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие.
Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в - Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.
Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений.
Учитель: Запишите « В Петербурге» ( 1831-1833)
Какие произведения были написаны в этот период об этом вам расскажут ваши рисунки ( « Капитанская дочка» , « Дубровский», «Медный всадник», « Пиковая дама»)
Учитель: Запишите « Последние годы жизни» (1834 – 1837)
Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями.
Стихотворение “Вновь я посетил…”
Журнал “Современник” (1836 г)
“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”
Утром 27 января 1837 года состоялась дуэль. Истекающего кровью Пушкина привезли домой.
Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья.
29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.
Учитель: В 1822 Пушкин создает «Песнь о вещем Олеге».
Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.
Итог урока: Что нового Вы узнали на этом уроке? Чем занимались?
Домашнее задание. Стр. 107 – 112 читать.