«Работа с детской книгой. Сказка «Репка». Закрепление навыков чтения. Чтение слов с изученными буквами».


Тема: «Работа с детской книгой. Сказка «Репка». Закрепление навыков чтения. Чтение слов с изученными буквами».
Цели: Познакомить с понятием «сказки-цепочки»; совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Какой сейчас урок?
Чем мы занимаемся на чтении?
Зачем нам учиться читать?
Актуализация знаний.
Посмотрите пожалуйста на доску. Слова перепутались и пословица рассыпалась.
Давайте соберём пословицу и узнаем тему нашего урока.
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Кто может продолжить эту пословицу?
Что она означает? (Сказка – вымысел, но многому нас учит.)
Кто догадался над чем будем сегодня работать? (Читать сказку)
Сегодня на уроке мы с вами будем читать слоги и слова с выученными буквами, поиграем в игры, познакомимся со сказкой. А в конце урока пройдем тест по содержанию сказки. Желаю вам быть внимательными.
Слово учителя.
Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. - Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.) - Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ ...»
Изучение нового материала.
Работа с иллюстрациями:
Посмотрите на картинки на доске. Какие сказки вам знакомы?
Что объединяет их? (сказки о животных)
Вы знаете автора, который написал эти сказки? (нет)
Почему?
Игра «Знаток сказок»
Давайте узнаем кто у нас лучше всех знает русские народные сказки?
Кому принадлежат эти слова:
- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)
- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)
- «Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)
- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)
- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)
-«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)
-«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)
- «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка).
Работа над загадкой:
Отгадайте загадку и узнайте над какой сказкой мы сегодня будем работать:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
уцепившись в хвостик крепко,
дружно тащат с грядки (Репку)
Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Репка»
Физминутка«Есть в лесу из бревен дом…»
Игра «Оживи звук». Звуко – буквенный анализ слова репка. (запись схемы в тетрадях, 1 ученик на доске)
Работа с учебником.
Чтение слогов и слов стр. 58 БукваряЧтение сказки «Репка»
Чтение сказки учителем.
Понравилась ли сказка?
Кто главные герои?
Кто посадил репку?
Когда дед решил репку рвать?
Кто пришел ему на помощь? (перечислить)
Чем закончилась сказка?
Почему так легко запомнить сказку? (Эпизоды повторяются)
На что похожа смена событий в сказке? (На закономерность, на цепочку)
Вывод – у цепочки все звенья одинаковые и у этой сказки эпизоды повторяются.
Такие сказки называются сказки – цепочки.
Какие еще сказки – цепочки вы знаете? (теремок, рукавичка, колобок и т.д.)
Закрепление выученного материала
Инсценировка сказки.
Характеристика образов:
Каким был дед, как он двигался , как говорил?
Баба?
Внучка?
Собачка?
Кошка?
Мышка?
Учитель читает сказку, а дети – актеры беззвучно стараются передать характер персонажей.
Тест по содержанию сказки. Работа в парах.
Расставить номера эпизодов сказки по порядку.
Итог урока
Над какой сказкой мы сегодня работали?
Как можно назвать эту сказку? (сказка – цепочка)
Почему ее легко запомнить и пересказывать? (Эпизоды повторяются)
Какой вид работы понравился больше всего?
Какие трудности возникали?