Разработка внеклассного занятия по окружающему миру Природа — наш дом


Тема. Природа - наш дом.
Цель: продолжить работу по расширению представлений об окружающем мире.
Задачи: систематизировать знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность учащихся; формировать умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: задания для групповой работы, изображения животных и растений, фишки.
Целевая аудитория: учащиеся 2-3 класса.
Формы работы: коллективная, групповая.
Методы работы: вербальный, аналитический, поисковый, частично- поисковый, метод самоконтроля, метод взаимоконтроля, метод самостоятельной работы.
Технологии: занятие построено на основе деятельностного и личностно - ориентированного подхода, использованы элементы здоровьесберегающей технологии.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями для работы в группах, макет светофора, макеты дорожных знаков, фишки.
Формирование УУД (метапредметные):
Регулятивные универсальные учебные действия Ученик частично умеет: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место; принимать (с помощью учителя) учебно-познавательную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами; действовать согласно плану, составленному учителем; оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия Ученик учится: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждении и выводов;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик учится: строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные универсальные учебные действия:
У ученика начнут формироваться: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Представление команд. (Команды готовили дома презентацию своего названия).
3. Проведение игры по этапам. Первый этап "Разминка". Загадки о природе и природных явлениях, растениях и животных. За правильный ответ - фишка, равная баллу. Второй этап "Эрудит". У каждой команды на столе кроссворд. Каждое правильно отгаданное слово оценивается в 1 балл. Третий этап "Вопрос-ответ". Команды дают ответы на вопросы познавательного характера. Верный ответ оценивается в 1 балл. Четвёртый этап "Путаница". Для каждой команды раздаётся по две запутанные пословицы о природе. Необходимо восстановить их смысл. На работу даётся 3 минуты. Задание оценивается в 2 балла. Пятый этап "Знатоки живой природы". Капитаны выбирают конверт, в котором по одной картинке растения и животного. После обсуждения в команде, представители от команды рассказывают о своих объектах. На работу отводится 5 минут. За полный ответ даётся 5 баллов. Краткий рассказ оценивается в 3 балла. Шестой этап "Помоги своей команде". Каждый участник получает по одному вопросу. правильный ответ приносит дополнительные баллы.
4. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Приложение.
Разминка.
Загадки. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь) неизвестно где живёт, налетит - деревья гнёт. (ветер) Кто за печкою живёт, спать мне ночью на даёт? (сверчок) Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (муха) В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи) Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят (осы, пчёлы) Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (лягушка) Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (рак) Весной вырастают, осенью опадают. (листья) Конь бежит, земля дрожит. (гром)
Эрудит. Вопросы к кроссворду. 1.Старик-шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (мороз) 2.Похож я с виду на горох, где пройду я - переполох. (град) 3.Красна девица днём по небу ходит. (солнце) 4.Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (вода) 5.Летит орлица по небу, крылья распластала, солнышко застлала. (облако) 6.Зимой на земле лежал, весной в реку попал. (снег)
1
6
2
3
4 5 Вопрос - ответ.
1.В какое время суток можно наблюдать первые заморозки на почве? 2.Что общего у облаков и тумана? 3.Какой дождь называют моросящим? 4.Чем стрекочет кузнечик? 5.Какой жук носит название месяца, в который он появляется? 6.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? 7.Кошкин сын. 8.Земная талия? 9.Птица с рюкзаком под клювом. 10.Как называют зайчат, которые рождаются осенью?
Путаница.
Пословицы. Рады люди лету, а пчёлы - цвету. Кто спит весною, тот плачет зимою. У каждого месяца свои порядки. Март с водой, апрель с травой. Декабрь год кончает, зиму начинает. Мороз да вьюга - два друга. Хороший снежок урожай сбережёт. Сломить дерево - секунда, вырастить - года. Здоровое дерево дятел не долбит. Лес и вода - брат и сестра.
Помоги своей команде.
В каких трёх состояниях бывает вода? Что такое линька? В какое время года собирают урожай? Что нужно делать человеку для предупреждения простудных заболеваний? Какие осадки выпадают зимой? Что такое оттепель? Почему зимующих птиц надо подкармливать зимой? Перечисли вечнозелёные деревья? Перечислите части растения. Какую роль в жизни растений играет снег? Где раньше тает снег? Что такое ледоход? Почему весной набухают почки распускаются листья? Что такое исток? Сколько на планете материков? Что такое глобус? Каким цветом на глобусе изображены водные пространства? Каким цветом на глобусе изображены равнины и леса? Отчего происходит смена времён года?