Разработка занятия по внеурочной деятельности Природа — наш дом родной


Разработка внеклассного занятия по внеурочнойдеятельности «Почемучки»
«Природа – наш дом родной»
Цели:
личностные: проявление интереса к окружающему миру; формирование
бережного отношения к природе; любви к растениям и животным; формирование гражданской идентичности личности в форме сознания как гражданина России;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи; строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из текста;
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при нахождении информации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия при выполнении задания;
коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; комментировать выполнение задания; умение контролировать действие партнера при игре в парах; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Ход занятия:
Организационный момент
Спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Спешу сказать вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья большого.
Спешу сказать вам «Радости!»
Удач, успехов и везенье!-
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
А какое настроение у вас сейчас? (покажите кружками красный – плохое, зеленый – хорошее)
Ход занятия
В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, если эта страна большая. Как, например, Россия. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей природа родного края - это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной. А.М. Горький говорил: «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего» Ребята как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем беседовать? (постановка темы занятия)
Ребята, вчера мне пришло необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
«Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – Лесовичок!
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову».
- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка?
В помощь, чтобы нам не заблудиться в нашем лесу, он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь…
Старичок - лесовичок перед тем как пустить нас в свои владения хочет узнать у вас: Помните ли вы правила поведения на природе? Давайте проверим.
Как вы думаете, что запрещает данные знаки? (работа с презентацией)
Молодцы ребята. Лес наше богатство. Помните - мы в лесу не хозяева, а гости.
Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Вопросы викторины
Какое растение богато витамином «С»? (Шиповник.)
Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник.)
Какое лекарственное растение определят даже слепые? (Крапива.)
Какие растения используют для лечения простуды? (Малину, липу, мать – и – мачеху.)
Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть картина? Солнце в небе голубом?(ромашка)
С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (мята)
Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготавливают напиток, богатый витамином С. (сосна)
Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
Вот следующая стоянка – «Живые барометры».
Ребята, кто знает, что такое барометр?
Прибор для измерения атмосферного давления. А при изменении давления меняется погода, т. е. можно сказать, что барометр это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.
Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то тут. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду.
Ребята, какие народные приметы вы знаете, в которых по поведению птиц можно предугадать погоду?
Ласточки:
- не летают низко – к дождю и ветру;
- летают высоко – к ветру ( к хорошей погоде);
- летают то вверх, то вниз – перед бурей.
Воробьи:
- купаются в пыли – к дождю;
- сидят, напыжившись, - к дождю;
- летают кучками – к ясной погоде.

Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Физкультминутка
Всюду животные нас окружают:
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногам…
Сколько всего их живет вместе с нами?
Наше прогулка в лес старичка – лесовичка продолжается. И не даром мы с вами провели физкультминутку о животных и птицах. И сейчас старичок – лесовичок хочет нас проверить: Знаете ли вы какие животные и птицы обитают в нашем лесу:
1. Трусливый бегун (Заяц)
2. Рыжая воровка (Лисица)
3. Векша (Белка)
4. Серый разбойник (Волк)
5. Хозяин тайги (Медведь)
6. Полосатый веселый непоседа (Бурундук)
7. Кошка, у которой есть «кисточки» (Рысь)
8. Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (мышка)
9. трав копытами косаясьХодит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Как трещотка птица эта, одного с березой цвет. (сорока)
Синяя косынка, темная спинка. Маленькая птичка, звать ее (синичка)
В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, не орел но все же птица (воробей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она? (ворона)
Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он. Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. И для этого он создал криптограмму которую нам следует расшифровать.
В криптограмме скрыта русская пословица, и ее нужно разгадать.
Вместо чисел нужно вписать буквы, чтобы получились слова пословицы.
Каждому числу соответствует определенная буква в ответе на поставленный вопрос.
Самое жаркое время года – 2, 1, 13, 6.
Подберезовик – это - 12, 4, 3, 10.
Самое холодное время года – 14, 3, 8, 5.
Русский напиток - 9, 7, 5, 11.
Л Е С –
Б О Г А Т С Т В О
И К РА С А
ЗЕ М Л И
Самое жаркое время года – 2, 1, 13, 6. (Л,Е,Т,О)
Подберезовик – это - 12, 4, 3, 10. (Г,Р,И,Б)
Самое холодное время года – 14, 3, 8, 5. (З,И,М,А)
Русский напиток - 9, 7, 5, 11. (К,В,А,С)
2 1 11 –
10 6 12 5 13 11 13 7 6
3 9 4 5 11 5
14 1 8 2 3
Запрещающие знаки: Нарисовать знак, который бы говорил людям об охране природы, зная правила.
Рефлексия: Покажите, пожалуйста, ваше настроение сейчас.
И в заключении (имена детей) выскажут наше общее мнение по всему сказанному на уроке.
1 чтец
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтоб были голубыми небеса.
Чтоб речка серебрилась,
Чтоб бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
2 чтец.
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе - друг!