Литературный праздник А.С. Пушкин — великий русский поэт


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа



(методическая разработка)

Подготовила:
Михайлюк И.П.,
учитель начальных классов
г. Бутурлиновка
2015г.
Данная методическая разработка литературного праздника посвящена Пушкинскому дню России и предназначена для детей младшего школьного возраста.
1.Объяснительная записка.
В 1998 году указом Президента 6 июня - день рождения А.Пушкина - учрежден как Пушкинский день России. Приобщение детей к творчеству поэта – одно из вечно актуальных направлений работы педагогов. Жизнь каждого гражданина России с детства соприкасается с творчеством гения. Мы повторяем полюбившиеся стихи, слушаем оперную музыку и романсы на слова его произведений, читаем сказки, смотрим фильмы. Каждый педагог по- своему стремится приблизить детей к высокой поэзии .В данной разработке предлагается сценарий литературного праздника, участниками которого являются не только дети ,но и библиотекарь ,родители.
Цель:
приобщение детей к творчеству великого русского поэта.
Задачи:
познакомить с некоторыми страницами биографии А.С.Пушкина
развивать кругозор, речь, творческую активность
прививать любовь к родному языку, книге,
воспитывать умение видеть красоту природы и человеческих отношений.
Планируемые результаты
Предметные
- знакомство с творчеством А.С. Пушкина, развитие речи и обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения
Личностные
-сформированное позитивное отношение к чтению, умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, эмоционально «проживать » текст, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные-умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- умение анализировать художественный текст.
2.Материально-техническое обеспечение.
Портрет А.Пушкина ( можно использовать слайды), плакат с портретом поэта на фоне солнца и надпись «Солнце русской поэзии» предметы и рисунки для проведения викторины, надувные шары, запись музыкального сопровождения ( П.Чайковский «Марш Черномора» ,элементы костюмов для инсценировки, грамоты для победителей, пригласительные билеты, жетоны, карточки с изображением солнышка для всех участников праздника.
3.Методические советы подготовительного периода.
К проведению данного праздника необходимо подготовить выставку книг – произведения А.С.Пушкина, оформить стенд «По пушкинским местам», провести конкурс рисунков и оформить выставку, подготовить инсценировку отрывков из сказок Пушкина, красочно оформить помещение для проведения праздника, выучить стихи или отрывки из стихов. Родители, которые придут на праздник также готовят чтение стихов наизусть и инсценируют небольшой отрывок из сказки. Учителю необходимо помочь родителям с инсценировкой, подбором вопросов для викторины, дать методические советы. Время проведения праздника не более 50 минут. Участники данного мероприятия – учащиеся 3-4 классов, библиотекарь, учитель(ведущий),родители.
4.План проведения праздника.
1. Вступление1мин.
2.Страницы биографии поэта5 мин
3.Выступление библиотекаря.5 мин
4.Стихи Пушкина, посвященные природе.10 мин
5.Викторина «Знаешь ли ты сказки»15 мин
6.Инсценировка из
«Сказки о попе и работнике Балде»10 мин
6.Подведение итогов .3 мин
7.Заключение1 мин
Итого: 50 мин
5.Сценарный план.
Звучит музыка «Марш Черномора» Дети входят в класс , подходят к выставке книг.
Ведущий: - сегодня мы проводим праздник, посвященный дню рождения великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина(показ портрета слайды) Наверное ,вы уже достаточно хорошо знаете многие произведения и вам известно о самом поэте. Но на нашем празднике вы узнаете еще много нового и интересного.
1 ученик: А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г в Москве .У него были кудрявые волосы, ослепительно белые зубы, взгляд острый и пронзительный. Был он небольшого роста, крепко сложен. Любил много ходить ,прекрасно фехтовал. Смех у него был громкий и заливистый.
2 ученик: Александр Сергеевич был очень образованным, знал иностранные языки .В совершенстве владел французским, постоянно что-то изучал.
3 ученик: Пушкин имел замечательную черту характера – дружелюбие ,у него было много друзей ,он ценил дружбу, всегда помогал друзьям.
А с самых малых лет была у поэта замечательная подруга, верная спутница всей его жизни…..
Ведущий: О ком идет речь? Да, это няня поэта, простая крестьянка Арина Родионовна Матвеева( Яковлева )?,крепостная семьи Пушкиных , получила вольную, но осталась из-за любви к детям.
( 3 ученик читает стихотворение «Няне»)
4 ученик: Кроме друзей неизменными спутниками жизни были книги. Он любил их с детства и очень бережно относился к ним. Всегда брал книги в дорогу и переживал, чтобы они не потрепались. Часто посещал книжные лавки , тратил много денег на покупку книг. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов ,которые хранятся и сейчас.
Библиотекарь: Ребята, а какие книги вы читали, созданные самим Пушкиным.( дети перечисляют) Когда вы были маленькие и не умели читать, стихи и сказки вам читали родители ,бабушки. Но помимо сказок у него есть и серьезные произведения: рассказы, поэмы, повести ,трагедии ,роман в стихах «Евгений Онегин»С отрывками из этого романа вы встречались на уроках чтения .А вот на выставке познакомьтесь с книгами ,которые вы будете изучать в старших классах.(библиотекарь немного говорит о некоторых произведениях)
5 ученик: Много стихов Пушкин посвятил русской природе ,потому что очень любил ее. Ребенком он бывал в деревне Захарово ,у своей бабушки…
« ландыш белоснежный сплелся с фиалкой нежной ,и быстрый ручеек в струях несет цветок…»
Ведущий: В своих стихах поэт описал все 4 времени года:
Весна. ( ученик читает наизусть «Гонимы вешними лучами»)
Лето. «Румяной зарею покрылся восток»( читают наизусть)
Зима. «Опрятней модного паркета»( читают наизусть)
А какое время года любил больше? Осень. «Уж небо осенью дышало»(ученик читает наизусть) «Осень» ( наизусть)
Ведущий: Да, какие замечательные светлые стихи наполнили наши сердца радостью, мы прикоснулись с вами к высокой поэзии. А теперь настало время викторины, которую для вас приготовили ваши родители. Им слово.
Родители:(заранее приготовили предметы из сказок)Ребята, вы знаете стихи, а мы хотим вас проверить ,знаете ли вы сказки ?За правильный ответ будете получать жетоны и в конце мы выявим победителя.
Викторина.
1.Кому принадлежат эти вещи? Из какой сказки?( веретено, зеркало, петух, корыто, яблоко)
2. Из каких сказок эти герои?( показ изображений): царевна Лебедь ,царь Салтан ,дядька Черномор?
3.Вы увидите небольшие инсценировки и узнаете к какой сказке они относятся( родители показывают 2-3 инсценировки)
4 .К каким сказкам эти иллюстрации ? ( используются рисунки детей)
А теперь вы проявите свои актерские способности и представите свои инсценировки. ( заранее подготовленные дети показывают «Сказка о попе и работнике Балде»
Ведущий: Молодцы! Подведем итоги.( звучит музыка) Учитель вместе с родителями подводят итоги. Награждаются победители, отмечаются дети ,которые подготовили рисунки, а также родители принимавшие участие в подготовке и проведении праздника( вручаются грамоты )
Заключение.
Ведущий : Без Пушкина мы не представляем себе нашу поэзию, его произведения учат нас добру, великой любви к Родине и народу. Люди ежегодно вспоминают поэта ,посещая пушкинские места. Он оставил нам огромное наследие .И вы все согласитесь ,что Пушкина по праву называют «солнцем русской поэзии»( учитель обращает внимание на плакат ,где портрет Пушкина на фоне солнца) и раздает всем участникам праздника карточки с солнышком. Звучит музыка П.Чайковского.
-Унесите с собой это маленькое солнышко, пусть оно напоминает вам о великом поэте .Имя Пушкина никогда не забудется ,оно вечно как солнце!

6.Методические советы на период проведения и подведения итогов.
а) в ходе проведения:
следить за регламентом ,не затягивать время
создать атмосферу эстетического восприятия стихов
дать возможность прочитать стихи желающим , а не только заранее подготовленным
ведущим праздника может быть кто-то из родителей
б) при подведение итогов:
объективно выявлять победителей
подвести итоги конкурса рисунков и отметить лучших
поблагодарить родителей за помощь в организации и проведение праздника
в качестве эмоционального удовлетворения все участники получают карточки с солнышком
7.Литература.
Груздева М.В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии. Нач. школа №10 2008
Тодоров Л. Поэт и время :педагогический аспект Нач. школа № 6 1999 г.
Шарапова О.В.Особенность нравственного воспитания на уроках чтения .М. Просвещение, 2008 г.