Урок литературы «Пушкин «Стихи. «Няне», «Зимняя дорога»


А.С.Пушкин «Няне», «Зимняя дорога»
Цели:
познакомить со стихотворениями «Няне», «Зимняя дорога»;
формировать навыки анализа поэтического текста;
развивать связную речь, образное мышление, память;
развивать умение работать в парах, сотрудничать;
воспитывать «чувство прекрасного» через поэтические произведения.Оборудование: компьютер, презентация, карточки со словарными словами, учебники. Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, а они в ответ улыбнуться вам. И от ваших улыбок в нашем классе станет светлее, теплее и уютнее.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы с вами познакомились с новым разделом учебника. Как же он называется? (Поэзия. Мир волшебных звуков.)Как вы помните, ребята, что же такое поэзия? (Словесное художественное творчество, чаще всего в стихотворной форме. Поэзия – жанр литературы.)А что же тогда, такое стихотворение? (Небольшое по объему художественное произведение, в котором есть рифма)
Слайд 2. Николай Некрасов сказал так: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...» Пусть и ваша душа откроется для волшебного мира звуков. Ведь при чтении поэзии понять - не главное. А главное - почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов. Поэзия предназначена не для «научения или поучения», а для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ поэта и читателя.
Цель урока.
Сегодня на уроке мы снова очутимся в Волшебном мире звуков. И познакомимся с двумя известными стихотворениями. А вот кто их автор попробуйте догадаться сами.
Слайд 3. 4.Речевая разминка. На экране записано стихотворение, вспомните его и вставьте пропущенные слова. У Лукоморья ________ зелёный.
_________ цепь на _______ том,
И днём, ___________ кот ________
Всё ходит ____________________.
Идёт направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там чудеса: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
Там на неведомых ____________
Следы _____________ зверей……..
А сейчас прочитайте, выделяя интонацией голоса эти пропущенные слова.
Ребята, из какого произведения эти строки?
Кто их автор?
Слайд 4.5.Проверка домашнего задания. А какое стихотворение этого автора мы учили на прошлом уроке? (Птичка)
Какому празднику посвящено оно?
Кто хотел бы рассказать это стихотворение наизусть? (3 человека)
У кого из ребят получилось наиболее эмоциональное и выразительное прочтение? (Они сегодня мои помощники, до конца этой недели можно сдать это стихотворение им наизусть)
Слайд 5. 6.Рассказ о писателе.
У А.С.Пушкина очень много замечательных произведений, с которыми вы будете знакомиться в разных классах.
Перед вами портрет Пушкина, написанный художником Тропининым.
Каким изобразил художник Александра Сергеевича? (Задумчивым, умным, серьёзным)
А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии. (2 ученика по слайдам рассказывают)
Слайд 6, 7.
1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.
2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён». Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными .Слайд 8.
Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!
3. В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Саша раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера .Слайд 9.
4.Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.
Слайд 10.
5. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей.
Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин.
6.На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал, его не нашли.
Слайд 11.
7.Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. Пушкин называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”.
8.У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи, таланту Пушкина и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес.
Слайд 12. Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки.
Пушкин прицелился первым, но Дантес не дошел до положенного барьера и выстрелил. Пуля попала в живот и поэт упал. Он тоже успел выстрелить, но попал противнику только в предплечье. Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия.
Слайд 13. – На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки. 7.Физминутка.
8.Чтение стихотворения «Няне»
1.Слушание стихотворения в исполнении актёра.
Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?
Слайд 14. От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой». ...С усердием перекрестит меня и сказки русские рассказывать мне станет.
Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне». Послушайте чтение стихотворения актёром. Гиперссылка
- Какие чувства вложил поэт в эти строки?
2.Самостоятельное чтение.
На с.144 прочитайте это стихотворение «про себя»
- В каких словах проявляется его отношение к няне?
- Какие наиболее важные слова в первых четырех строках нужно при чтении выделить голосом?
Слайд 15 - 20. 3.Работа по слайдам и учебнику
Возьмите простой карандаш и, читая строки с экрана, подчеркните в учебнике слова, которые советуют выделять голосом.
- Повернитесь к соседу по парте и постарайтесь выразительно прочитать.
- Послушаем чтение вслух 2-3 учеников.
Слайд 21. 9.Дыхательная гимнастика
Перед вами на столе кусочек ваты. Представьте, что это снежинка. Положите её на ладошку и медленно подуйте на неё, чтобы она не улетела, а перекатилась на другую ладонь.
А сейчас откиньте голову назад и представьте, что у нас в классе снегопад и подуйте снежинку вверх. Спасибо.
Слайд 22. 10.Чтение стихотворения «Зимняя дорога»
– Давайте продолжим вдыхать запахи зимы и познакомимся ещё с одним из  замечательных стихотворений А.С.Пушкина о  родной Земле и природе, которое называется  «Зимняя дорога».– Как вы думаете, каким может быть настроение, если ехать одному зимой ночью в кибитке (крытой дорожной повозке)? (Настроение грустное, печальное, тоскливое…)– Давайте закроем глаза, и послушаем стихотворение в исполнении народного артиста России Бортникова. Гиперссылка – Откройте глаза. – О чём это стихотворение? ( О зимней дороге.)– Как читалось это стихотворение? ( Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально)
Слайд 23. – Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Перед вами на столах карточки со словарными словами, постарайтесь в паре прочитать и разобрать значение этих слов, соединить слово с его значением.
Борзая тройка - быстрая упряжка из трёх лошадей
Ямщик - кучер, тот, кто управляет лошадьми
Хата – крестьянский дом
Верста – русская мера длины.
Слайд 24.Работа над четверостишиями. – Найдите самое красивое первое четверостишие. – Какие образы в нем увидели? (Луна, волнистые туманы, печальные поляны.)– Как вы понимаете словосочетание «пробирается  луна»? (Она медленно передвигается.)– Как называется это художественное средство? (Олицетворение) – Почему туманы названы волнистыми? (Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море) – Назовите рифму в этом четверостишии. (Луна – она; Туманы – поляны)– Как называется такая рифма? (Перекрёстная.)Слайд 25.– Перечислите образы во втором четверостишии. (Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный)– Что значит «борзая»? (Быстрая упряжка из трёх лошадей)– Почему колокольчик назван однозвучным? (Его монотонный звук надоедает слушать)– Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт  ритм. – Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот  ритм, которым пользуется Пушкин.Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ныйУ/то//ми/тель//но/  гре//мит.Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.
Слайд 26. – Скачем дальше. Кого  видим? (Ямщика – т. е. кучера, тот кто управляет лошадьми)
– Как меняется настроение в песнях ямщика? (То разгулье удалое, то сердечная тоска) – А какие песни у ямщика? (Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное)
Слайд 27. – Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову ( Родина, природа…)  – Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека.– Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство? (Например, на улице плохая погода и настроение портится)Слайд 28. – Какие образы (картины) видите в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество. (Глушь и снег, вёрсты полосаты)
Выноска в учебнике прочитайте Версты полосаты– Зачем так много многоточий в этом отрывке текста? (Это говорит о недоговорённости, о грусти,  о которой поэт не хочет говорить)– Какое у вас настроение после прочтения этих строк. (Становится совсем грустно)
– В исполнении артиста вы слушали стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение? (Мечтает оказаться дома,  встретиться с родным близким человеком) – Что помогает поэту передать его чувства? ( Слова) – А художнику? (Краски.)– А музыканту? (Музыка.) Слайд 29. – На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева.– Что хотел передать композитор? (Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой)
11.Итог урока. Какие произведения читали на уроке? Что вам запомнилось из биографии А.С.Пушкина? Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
12.Домашнее задание: с. 144 - 145 выучить наизусть по выбору
Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________
Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________
Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей