Урок, А.С.Пушкин. Стихотворение: Няне


Конструкт
урока литературное чтение
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (пробные уроки)»
по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
студентки 46 группы
Максимовой Виктории ЖоржевныДата: 05.10.16
ОУ: Школа-интернат № 27
Класс: 4 «В»
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна
ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись:
Тема урока: Творчество А.С. Пушкина. Стихотворение «Няне»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии и творчеству А. С. Пушкина. Высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному.
Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметный: имеют представления о биографии и творчестве А. С. Пушкина, знакомы с его произведением «Няне».
Цель: знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развитие умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», к биографии и творчеству А. С. Пушкина, воспитывать умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Развивать регулятивные УУД: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
Развивать познавательные УУД: (общеучебные): развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательная: познакомить с биографией и творчеством А. С. Пушкина, и с его произведением «Няне».
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
•Создание положительного эмоционального подъёма;
•Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
•Принцип наглядности;
•Принцип систематичности и последовательности;
•Принцип доступности;
•Принцип целостности;
•Принцип минимакса;
•Принцип деятельности;
•Принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
1.Методы формирования соц. опыта:
•Педагогическое требование.
•Создание ситуации успеха.
2.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
•Создание ситуации успеха.
Методы обучения
1.По источнику получения знаний:
•Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;
•Наглядные: демонстрация, иллюстрация;
•Практические: самостоятельная работа.
2.По уровню включения в продуктивную деятельность:
•Частично-поисковый.
3.Методы организации учебно-познавательной деятельности:
•Словесные: беседа, объяснение, повторение.
•Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оснащение
Средства обучения:
1.Демонстрационные:
•учебник литературного чтения, тексты со стихотворением.
2.Индивидуальные:
•учебник, карточка с текстом
Информационные источники
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2)Учебник литературного чтения 4 класс, 1 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России

Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (2мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5мин.)
3.Решение проблемы (10мин.)
4.Первичное закрепление (10мин.)
5.Физминутка(2мин.)
6. Организация самостоятельной работы (13мин.)
7.Информация о домашнем задании (1мин.)
8.Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Оформление доски
5 октября
Классная работа

Ход урока
Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приёмы Деятельность учителя и обучающихся Планируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. Словесный:
педагогическое требование.
Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Жоржевна.
-Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга!
-Сначала тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики.
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: выявить проблему, сформулировать тему и цель урока. Словесный (беседа);
Наглядные методы (демонстрация). Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать речевую разминку. Как вы думаете, для чего она нам нужна? (чтобы у нас было лучшее произношение слов и звуков).
На доске напечатаны строки, наша задача прочитать их. Сначала прочитаю я.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат
Попробуем хором прочитать, а теперь, медленно, а кто попробует быстро? Давайте прочитаем с радостью.
Ребята, посмотрите на доску, можете ли вы продолжить строки этого произведения?
Подруга дней моих …Голубка дряхлая …Одна в глуши лесов …Давно, давно ты ждешь …Ты под окном своей …Горюешь, будто на …И медлят поминутно …В твоих наморщенных …Глядишь в забытые …На черный отдаленный …Тоска, предчувствия, …Теснят твою всечасно …
Ребята, вы знаете автора этого стихотворения? Автор этого стихотворения Александр Сергеевич Пушкин. Ребята, знаете ли вы кому было написано это стихотворения? (Пушкин написал его своей няне).
Ребята, как вы думаете, со стихотворением какого автора мы сегодня познакомимся? А с биографией автора мы познакомимся? Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема нашего урока: Творчество А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне»
Давайте поставим перед собой задачи на урок, что в итоге мы узнаем? С чем познакомимся?
Задачи нашего урока: познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, и с его стихотворением «Няне».
Итак, для начала мы познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
личностные УУД: действие смыслообразования.
Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3.Решение проблемы
Задача: предложить метод разрешения возникшей проблемы. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с книгой.
Наглядные: демонстрация.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные: беседа.
Методы самостоятельной работы. Ребята, а что вы уже знаете об этом замечательном, талантливом поэте?
Откройте пожалуйста портрет А.С. Пушкина в учебнике странице 62. Что вы помните от нем?
Пушкин А.С. - поэт, драматург. Родился в Москве. Мальчика воспитывали бабушка и няня Арина Родионовна. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом.
Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».
Пушкин приоткрыл для нас волшебный мир поэзии русского народа. Он напоминает нам о свободолюбии русской души, о её благородстве, мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
Откройте пожалуйста в учебнике страницу 64, давайте прочитаем про жизнь А. С. Пушкина. Я начну читать, а вы следите за мной, я остановлюсь, и кто-то продолжит чтение. Если вам будут не понятны слова, поднимите руку, я вам их объясню)
Ламповщик-человек, который изготавливает лампы. Иллюстрация
Рампа-длинный барьер, которые закрывает осветительные приборы. Иллюстрация
личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4. Первичное закрепление
Задача: научить анализировать литературное произведение.
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа,
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные: беседа,
Методы самостоятельной работы. Ребята, перелистните страницу, прочитайте название стихотворения. («Няне»), посмотрите на него, как вы думаете, про кого написал Пушкин? Послушайте это стихотворение, и подумайте, какое чувство у вас оно вызывает? Подумайте, как автор относится к своей няне? (ВКЛ. Аудио)
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь:Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь.
Итак, ребята, какое чувство у вас вызывает это стихотворение? Как автор относится к няне? (с любовью, с уважением, с добротой)
Продолжаем работать, ребята, посмотрите на выделенные слова в стихотворении, как вы понимает слово светлицы? Так называется комната в избе.
Вороты? Это отверстие, для прохода, проезда.
Всечасно обозначает каждый час.
личностные УУД: Положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД: самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5. Физ. минутка (гимнастика для глаз)
Задача: снять физическое утомление. По источнику получения знаний:
Наглядные (демонстрация) -А теперь, давайте немного отдохнем, сделаем физминутку. Проговаривайте вместе со мной!
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Молодцы! Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
6.Организация самостоятельной работы
Задача: создать условия для самостоятельного прочтения и обсуждения. Организовать работу в парах. По источнику получения знаний: словесные (беседа), практические (чтение).
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы контроля и самоконтроля. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно про себя прочитать это стихотворение, с какой интонацией нужно читать его? (спокойно, размеренно), кто прочитал поднимите руку. Ребята, найдите в тексте слова, которые передают нежность, ласку. «Подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Ребята, чувствуете ли вы в стихотворении грусть, боль, вину лирического героя? (стихотворение пронизано грустью и виной, так как лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно)
Прочитайте в парах это стихотворение, представив себя на месте героя.
Кто хочет прочитать стихотворение всему классу? познавательные (общеучебные) УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
7.Информация о домашнем задании
Задача: проинструктировать по работе над д/з. По источнику получения знаний: словесные (объяснение) Откройте пожалуйста дневники и запишите домашнее задание. Домашним заданием будет выучить это стихотворение наизусть. личностные УУД: действие смыслообразования8. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты)
Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания.
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа)
-Наш урок подходит к концу.
-С каким стихотворением вы познакомились сегодня?
- Кто автор?
-Ребята, а сейчас мы можем продолжить строки стихотворения? Вывешиваю продолжения строк
-Ребята, посмотрите на задачи урока, получилось ли у нас решить их, кто считает, что да, поднимите руки.
- А теперь я вам предлагаю оценить свою деятельность.
Ребята, выберите тот вариант, который описывает ваше состояние, ваше настроение в конце урока.
Какое состояние Вы испытали после урока?
Восхищения.
Удовольствия.
Радости.
Скуки.
Впустую потраченного времени.
Ваш вариант…
Ответьте пожалуйста полным предложением.
Спасибо за урок! Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проявляют регулятивные УУД: самоконтроль.