Конспект урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин Няне.(4 класс)

Тема: А.С. Пушкин «Няне»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина ;развивать умения выразительно читать произведения ,передавать интонацией настроение, находить нужный отрывок текста по вопросам.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, аудио приложение к учебнику,
Ход урока.
Организационный момент.
Речевая разминка
-Прочитать способом «птичий базар»
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
Садись на шесток, кто на лавку , да не делайте давку!
Прочитайте медленно(с ускорением ,с замедлением темпа).
3.Проверка домашнего задания (Учащиеся рассказывают сказку ,затем свою сказочную историю про рыбу-кит.) – пересказ понравш. отрывка;
- Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой?
-Что в этой сказке волшебного, необычного?
-Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?
-Как вы считаете, почему Иван стал хозяином чудесных коней.?


-Каждый ли может о себе сказать так. как сказал ИВАН:
Хоть Ивана вы умнее.
Да Иван-то вас честнее?
(ответы учащихся).
4.Самоопределение к деятельности.
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала?
( Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Сон» .)
Кто догадался о чем сегодня будем говорить на уроке?
Какие цели мы должны поставить перед с собой ?( ответы детей)
5. Работа по теме урока.


1- О ком рассказывает поэт? ( О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну- самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.) - Что вы помните об этом замечательном писателе? ( ответы детей)
2. Рассказ учителя об А.С.Пушкине. (сопровождается презентацией )Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас все жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.» мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутым ловким Балдой, или о царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь., со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует нас, как будто происходит на самом деле, сегодня. В самом деле, то , что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно- простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, ясен, чист. Но за простыми словами- великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
-Давайте вспомним, что вы должны были подготовить дома?(Информацию о А.С.Пушкине)
( Двое учащиеся рассказывают у доски о детстве А. С. Пушкина.)
6. Физкультминутка.(сопровождается музыкой).
7. Продолжение работы по теме урока.
Работа со стихотворением «Няне»
1.Словарная работа.
Ребята, в тексте вы встретите слова: светлица- устаревшее: помещение для женских работ.
всечасно- каждый час ,постоянно.

-Образцовое чтение учителя. ( учащиеся следят за чтением на с. 66)
-Что вы испытали, слушая стихотворение? -Как автор относится к своей няне?
-Какие слова нам помогают нам понять её чувства к поэту?
-Найдите в словарике объяснение выделенных слов.
-А теперь я хочу послушать вас ,с какой интонацией вы прочитаете это стихотворение.
-чтение стихотворения по цепочке.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно .Подумайте, как его надо читать ?С какой интонацией? Почему?
-Работа в парах.(Прочитайте стихотворение ,представьте себя на месте автора)

-А сейчас прочитайте всему классу.(учитель слушает выступление нескольких учеников).
-Чьё чтение вам больше всего понравилось? Почему?
8.Рефлексия .
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
-Оцените себя .За что бы вы себя похвалили сегодня?
9.Итог урока.
- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?
-Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать его.
Заголовок 115