Урок по литературному чтению на тему Стихотворение А.С.Пушкина Няне 4 класс


Конспект урока чтения
на тему: «Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»»
учитель Каландина Дарья Андреевна.
Класс: 4УМК: Школа России (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова)
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями А.С.Пушкина «Няне», Задачи: обучающая: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина, совершенствовать умения работать над выразительным чтением текста, разметка текста
развивающая: развивать умение находить в тексте выразительные средства, умение работать с текстом, отвечать на вопросы, поэтический слух
воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к поэзии, бережное отношение к природе
ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент. - Прозвенел звонок и позвал нас на урок.  Здороваются, садятся
2.Речевая разминка (Ученики вместе с учителем повторяют слоги и слова, написанные на доске 1-й раз – медленно, 2 –й раз – более быстро, 3- й раз – в быстром темпе)
Та-та-та – горячая плита,
Да-да-да –на улице вода,
Ту-ту-ту – пол я подмету,
Ду-ду-ду – я домой иду,
Ты-ты-ты – зелёные кусты,
Ды-ды-ды – вышел из воды.
Барабанит град по крыше,Тараторит третий час,Резкой дробью рвется вышеИ рычит который час.
Повторяем быстро и четко. 3.Первичный синтез
а)подготовительная работа
б) первичное восприятие
в) проверка первичного восприятия -Сегодня мы будем знакомиться с поэтом А.С. Пушкиным и его стихотворениями. У нас было подготовлено сообщение об этом поэте, давайте послушаем.
-Хорошо, спасибо за это сообщение, какие сказки Пушкина вы знаете с детства?
-Хорошо, молодцы, вспомнили, а как вы думаете, для кого Пушкин писал свои стихи и сказки?
-Хорошо, послушайте стихотворение «Няне», а затем скажите, какой вам представилась няня Пушкина.
-Итак, вы прослушали стихотворение, поделитесь, какой вам представилась няня Пушкина?
- Если бы вы не знали название стихотворения, то как бы вы поняли, что оно о няне?
- Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837). Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли. Пушкин! Имя этого поэта сопровождает нас всю жизнь. Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом Балдой и др.
- сказку о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне, сказку о мертвой царевне и семи богатырях, сказку о попе и работнике его Балде.
-для детей и взрослых
Делятся впечатлениями
- В первых двух строчках говорится о подруге дней суровых – то есть мы понимаем, что она была с ним рядом всегда, в том числе, когда ему было трудно. Во втором четверостишии говорится о спицах в руках – обычно няни сидели со спицами и вязали.
4.Непосредственно анализ произведения
5.Вторичный синтез -Прочитайте стихотворение про себя
-С каким чувством Пушкин пишет о няне?
-Какие слова вам непонятны в тексте?
-Где можем найти точное значение слов?
- Почему в словаре устаревших слов?
- Всечасно – каждый час
- Поминутно – каждую минуту
-Светлица – горница, парадная комната, часто в верхней части дома.
-Что такое метафора?
-Найдите в тексте метафоры.
-Что такое эпитет?
-Найдите в тексте.
-Хорошо.
-Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
-Вы сказали, что автор попытался передать чувства, которые к нему чувствует няня. Докажите, зачитайте строки, которые нам об этом говорят.
-О чем говорят следующие строки: «Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь»?
-Найдите в тексте и зачитайте, как ласково Пушкин называет няню
-А теперь, опишите картину, которую представили, читая это стихотворение
Сейчас я еще раз прочту вам стихотворение, а вы следите за моим чтением и проводите разметку текста.
Пробуем выразительно прочитать. Кто лучше прочел, по-вашему мнению? Почему?
-А теперь читаем на оценку. Читают про себя стихотворение
- Ласково пишет, с добротой, с любовью
- всечасно, поминутно, светлица
- в словаре устаревших слов
-потому что эти слова мы уже не употребляем
-выражение, употребляемое в переносном значении, основанное на сравнении
- медлят спицы
-яркое образное прилагательное
-наморщенных, отдаленный, дряхлая
- Добрые, автор постарался передать свою любовь к няне и показать как сильно она его любит
-…«Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах».
… «Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь»
-Мы можем предположить, что она сидит и смотрит на дорогу, тропу, которая ведет к дому. Значит, она ждет, когда Пушкин появится на этой дороге.
- «Голубка дряхлая моя»
Несколько учеников описывают картины, которые представили
6.Итог урока -Что в уроке понравилось? Что не очень?