Презентация по литературе Ольга Берггольц — поэт подвига и страдания

Сценарий урока литературы в 11 классе.
Тема: «Поэт подвига и страдания».
Тип урока:
- урок комплексного применения знаний, умений и навыков использования электронных ресурсов в подготовке к уроку.
Форма урока:
- урок-встреча (с презентацией ученических проектов).
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся со значимыми фрагментами биографии и творчества О.Ф.Берггольц;
продолжить формирование умений выделять значимые эпизоды;
развивать навыки учащихся в области подготовки литературных исследовательских мини-проектов и создания компьютерных презентаций по предложенным темам;
развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися на уроке.
Форма организации учебной деятельности:
- групповая.
Методы обучения:
- пректно-поисковый;
- самостоятельная работа с источниками;
- использование ИКТ;
- персонифицирующий (биографический).
Опережающее задание, предварительная работа:
- сформировать рабочую папку, используя интернет-ресурсы, по заданной теме.
- подготовить мини-проект по предложенной теме с компьютерной презентацией.
Оборудование урока и источники информации:
- мультимедийная установка, компьютер;
- выставка книг;
- презентация.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация. Вступительное слово учителя.
3ащита мини-проектов.
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Эпиграф к уроку:


Я встану над жизнью бездонной своею, над страхом её, над железной тоскою... Я знаю о многом. Я помню. Я смею. Я тоже чего-нибудь стою..
О. Берггольц

Ход урока.
План
Содержание
Время

1.Организационный момент.
Объявление темы урока.
Наш урок посвящён человеку – русскому поэту Ольге Фёдоровне Берггольц.
1 мин.

2. Актуализация. Вступительное слово учителя.
(1 слайд) Звучит стихотворение О.Берггольц «Каменная дудка».
( 2 слайд) У юной Берггольц были стихи, ставшие пророческими: таково полудетское стихотворение «Каменная дудка», в котором говорится о страшной цене, что платит поэт за свой дар. Она и сама тогда не понимала, что в этом стихотворении предугадала свою дальнейшую судьбу.
Сто лет назад на свет появилась душа, познавшая боль и отчаяние жизненных потерь, несправедливость государственных служб, ужасы войны ,но умевшая сопереживать и вселять в сердца надежду на лучшее будущее... 35 лет назад её трагический жизненный путь прервался, положив конец череде её страданий, но имя Ольги Берггольц навсегда вошло во всеобъемлющую книгу людской памяти.
4 мин.

3. 3ащита мини-проектов.
1 мини-проект: Занесённая в чёрный список
Очерк жизни и творчества О.Ф.Берггольц в довоенный период. (3 - 6 слайды)
2 мини-проект:
Голос блокадного Ленинграда. (7 – 18 слайды)
3 мини-проект: Власть её не любила
Очерк жизни и творчества после войны. (19 – 26 слайды)
35 мин.

4. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
(27 слайд)
Однажды в порыве откровенности у Ольги Берггольц вылетели эти строки:      Я знаю о многом. Я помню. Я смею.      Я тоже чего-нибудь страшного стою Однако в своих книгах она не рассказала и десятой части из того, что знала и помнила.
Берггольц поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает невероятный пример патриотизма, понятия, так дискредитированного в наше время.
Сегодня мы познакомились со значимыми фрагментами из жизни и творчества поэтессы, а итогом нашей коллективной работы стала презентация «Поэт подвига и печали».

5 мин.


Аннотация к уроку.
Ольга Федоровна Берггольц - русский гражданский и лирический поэт. Она представитель потрясающего поколения, которое в значительной степени приходится разгадывать. Лирика О.Ф. Берггольц пронизана высокой человечностью, а это верный признак востребованности во все времена.
Урок «Поэт подвига и страдания» - урок внеклассного чтения – посвящён её памяти с вязи со 100-летием со дня рождения. Он проводится в форме урока-встречи с русским поэтом. Учитель и ученики на равных ведут урок. Учащиеся по очереди представляют результаты своей деятельности. Готовясь к уроку, ребята выполнили большой объём работы: собрали рабочий материал, используя интернет-ресурсы, составили подборку стихотворений для выразительного чтения их, разработали сценарий выступления-защиты мини-проекта по предложенной теме. Итогом этой работы стала коллективная презентация. Эмоциональную атмосферу создают музыка (отрывок из 3 части «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича, мелодии Антона Батагова) и стихи в исполнении автора, учителя, учащихся.
Главная задача сегодняшнего урока урока – показать, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком, сохранять то, что дорого и ценно в цивилизованном обществе.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Описание методики использования ИКТ во время занятия:
Анимация объектов, смена слайдов частично осуществляются автоматически, частично - в ручном режиме для удобства работы учителя и учащихся на уроке.
Дидактические программные продукты:
презентация «Поэт подвига и страдания».