Интегрированный урок Ленинградская симфония


Интегрированный урок «Ленинградская симфония», посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Авторы:
Крутова Любовь Петровна, учитель музыки;
Канцибер Алла Александровна, учитель географии, руководитель школьного музея.
Проведение урока в школьном музее.
Цель урока:
На примере документальной хроники о блокаде Ленинграда,7-симфонии Шостаковича, стихах О.Берггольц и Ю.П. Петрова, жителей блокадного Ленинграда, показать стойкость игероический дух жителей Ленинграда в период 900 дней блокады и в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Вспомнить и обсудить время начала войны и причины блокады Ленинграда.
Просмотреть документальные материалы о жизни блокадного Ленинграда.
Продемонстрировать и рассказать историю одного из музейных экспонатов - юбилейной медали.
Ознакомить учащихся с историей создания 7-й симфонии Шостаковича.
Формирование нравственно-эстетического переживания у учащихся на основе восприятия музыки Шостаковича, документальной хроники и стихов О.Берггольц и Ю.П. Петрова.
Музыкальный материал:
Фрагменты из симфонии №7(эпизод фашистского нашествия),
В.Соловьев-Седой «Вечерняя песня».
Наглядный материал:
- документальные материалы;
- сборники стихов О.Берггольц и Ю.П. Петрова.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор (монитор);
- DVD – проигрователь.
Рекомендации:
Урок проводить в школьном музее.
1.В начале урока учащимся предлагается блок вопросов.
Когда началась Великая Отечественная война? Какими были планы Гитлера в отношении Москвы и Ленинграда? Как складывалась ситуация на линии фронта к сентябрю 1941 года? Рассказ учителя сопровождается документальными материалами, которые демонстрируются на экране.
Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое значение, началось летом 1941 года. На Ленинград шла группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу, немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда. По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его – уничтожены. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. С 13 сентября начался артобстрел города, который продолжался всю войну. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Запасов продовольствия и топлива было очень мало. Начавшийся голод, усугублённый бомбежками, проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменив отцов, ушедших на фронт. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего эвакуировали около миллиона человек. 18 января 1943 года блокада была ПРОРВАНА, и ВРАГ был ОТБРОШЕН от города. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. По разным данным за эти годы в городе погибло от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». СЛАВА ГОРОДУ-ГЕРОЮ!!! НЕМЕРКНУЩАЯ СЛАВА ЕГО ЛЕГЕНДАРНЫМ ЗАЩИТНИКАМ!!!! БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЛЕНИНГРАДЦАМ-БЛОКАДНИКАМ и их потомкам!!!
2.Учащимся предлагается рассмотреть юбилейную медаль _____. Медаль была подарена школьному музею Щербаковой Тамарой Николаевной, ветераном ВОВ, принимавшей участие в обороне Ленинграда. Сейчас Тамаре Николаевне 92 года, она не может больше бывать в школе, но ее помнят многие дети. Они называют ее – наша бабушка. Ее рассказ о том, каким был Ленинград, навсегда останется в нашей памяти: «Нет птиц, кошек, собак… Дома разрушены… Люди передвигаются словно тени. Серые тона придавали еще больше тревоги. Никогда не забыть улыбающиеся лица людей. Сердце сжималось от боли и радости, что ад закончился…»
3. 22 июня 1941 г.началась Великая Отечественная война-«историческая схватка между разумом и мракобесием,между культурой и варварством,между светом и тьмой» - как писал Шостакович в статье в «Правде»,где он рассказывал о своей 7-й симфонии. Это великое произведение о героизме инравственной силе нашего народа.
3части симфонии были сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб.Утром 16 сентября 1941 г.Д.Д. Шостакович выступал по ленинградскому радио.Город бомбили фашистские самолеты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру 2-х частей большого симфонического сочинения.Если мне удастся закончить 3-ю и 4-ю части, то тогда можно назвать это сочинение «Седьмой» симфонией» (всего он сочинил 15 симфоний).
Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении—как боец противопожарной команды.Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах,спасая город от зажигательных бомб; как любой ленинградец того времени, голодал,укрывался от осколков,откапывал погребенных под обломками…
Финал симфонии закончен был вКуйбышеве.Свой родной город Шостакович покинул, лишь подчинившись приказу об эвакуации.
Впервые симфонию исполнили в Куйбышеве,затем в Москве,в Ленинграде и вскоре – за границей. Всюду она вызывала восхищение.
«КАКОЙ ДЬЯВОЛ МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ НАРОД, СПОСОБНЫЙ СОЗДАВАТЬ МУЗЫКУ, ПОДОБНУЮ ЭТОЙ!» - писал один американский корреспондент о седьмой симфонии, сыгранной в Нью-Йорке под управлением Тосканини (летом 1942г.).

Под афишей, за лёгким столиком, на котором лежали аккуратные пачки серой бумаги, сидела немолодая женщина. Около столика то и дело останавливались люди, и женщина, слаба улыбаясь, отрывала и протягивала им ровные полоски бумаги – билеты на концерт.
Это было в августе 1942 года, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, вся страна с чувством гордости слушала трансляцию симфонии.
Ноты в Ленинград доставил специальный самолет,которому пришлось прорываться сквозь плотное кольцо блокады.В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию.В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее 100! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.Среди черных концертных костюмов мелькают ватники, гимнастерки,флотские бушлаты.Зал Ленинградской филармонии переполнен публикой не похожей на прежнюю-очень много военных, у некоторых в руках автоматы,они приехали на трамвае прямо с передовой.Другие пришли сюда пешком,перебегая вдоль стен,чтобы укрыться от обстрела. Многие от истощения двигаются очень медленно,с трудом переставляя ноги.Но на всех лицах радостное, праздничное волнение. И вот выходит дирижер. Присутствующие хорошо знают его: это Карл Ильич Элиасберг, которого они столько раз слышали до войны в этом зале.Взмах дирижерской палочки—и над замершим в ожидании залом поплыли первые звуки симфонии.
«НАШЕЙ БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ, НАШЕЙ ГРЯДУЩЕЙ ПОБЕДЕ НАД ВРАГОМ, МОЕМУ РОДНОМУ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ Я ПОСВЯЩАЮ СВОЮ СЕДЬМУЮ СИМФОНИЮ» - писал Шостакович. Все присутствующие на концерте знали об этом посвящении и без того всякому – и образованному музыканту, и человеку впервые слушающему симфонический оркестр, - произведение Шостаковича раскрывалось с одинаковой ясностью: ЭТО БЫЛА ИХ ЖИЗНЬ.
Звучит фрагмент из первой части симфонии. Учитель проводит параллель между музыкальным материалом и реальными событиями.
4. «…Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревой озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…»
***
«Над Ленинградом смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой».
О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 [16] мая 1910 года, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса, прозаик.В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города.В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Юрий Павлович Петров – ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда, поэт. Юрий Павлович – частый гость в нашей школе. Его воспоминания и стихи дополняют знания и представления о блокадном Ленинграде, о жизни детей в осажденном городе и их вкладе в победу над фашизмом и спасении города. Юрий Павлович подарил школьному музею сборник стихов "О боях пожарищах, о друзьях товарищах».
5. В конце урока учащиеся поют песню
В.Соловьева-Седого «Вечерняя песня» (Город над тихой Невой……)
Литература и интернет-ресурсы.
С.М.Волков «Свидетельство» (воспоминания Дмитрий Шостаковича)
Р.Шавердова «Симфония гнева и борьбы» http://blokada.otrok.ru/po/poetry25.htm поэзия,О́льга Фёдоровна Бергго́льц
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0О́льга Фёдоровна Бергго́льц
http://www.movmirok.ru/index.php?rre=65&mme=8 МО «Мир океанам»

Урок «Ленинградская симфония» в 5 «А» и 9 «Б»
01.02.2014