Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.


Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приоритетным направлением развития современной школы является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.  Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с коллективом. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
«…Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение в том, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным»,- так сформулировал основную задачу работы по развитию речи замечательный лингвист и методист XX в. В. И. Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова — это и есть «открыть уста детей», без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников.      Что же нужно сделать, чтобы сохранить и развить в детях дар слова?      Прежде всего, необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренне, с уверенностью, что их поймут. А для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего  интереса друг к другу, в атмосфере доверия. Эту атмосферу создает (или не создает) своим поведением учитель как один из участников общения - тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает свое мнение, оценивает высказывания других.
Ведущая роль в овладении родным языком, несомненно, принадлежит учителю русского языка, который выступает в качестве проводника в мире слов, помогает овладеть необходимыми знаниями для успешной социализации в обществе, способствует раскрытию творческих способностей и проявлению их в учебной деятельности.Одно из важных мест в системе работы учителя русского языка по обогащению и раз витию речи занимает словарная работа.
Это обогащение словарного запаса школьников, которое преследует следующие цели: усвоение лексики, развитие языкового чутья и семантики слов, формирование навыков свободного и правильного употребления их в речи. Поэтому каждое слово при объяснении нового материала или выполнении упражнения поясняется. На уроках рассматриваем слово в четырёх аспектах: орфографическом, лексико-семантическом с опорой на этимологию, орфографическом и синтаксическом. Поэтому работа над новым словом проходит по несколько этапам: оно пишется на доске, проговаривается, к нему подбираются однокоренные слова, с ним составляются предложения, а при необходимости мини-тексты. Дети активно участвуют в этой работе, чувствуют себя исследователями, работая со словарём. Тем более, в русском языке с семантикой слова связано много моментов, примером могут служить слова-омофоны или слова с корнями-омофонами: обежать (бегом обойти что-либо) – обижать (причинить кому-либо обиду); полоскать (промыть что-либо) – поласкать (проявить ласку) и др.
Обращаясь к словарям, учащиеся не только запоминают значение, написание и произношение слов, но и подбирают синонимы, осмысленно употребляют слова в контексте. Небольшие тексты, где ученик пытается дать определение слова-понятия, одновременно развивают письменную речь и формируют мыслительную деятельность. В  подобных заданиях хороший результат иногда даёт опора на анализ состава слова и этимологический анализ (работа с этимологическим словарём). С интересом дети выполняют задания, где надо рассказать об истории происхождения названия предмета, о значении собственного имени и фамилии. Это стимулирует ребят к поиску, они расспрашивают своих родных об истории семьи, узнают свои корни, родословную (выступают в роли исследователей). Итогом их деятельности обычно становится лингвистический журнал «Что в имени тебе моём?».Для развития коммуникативных навыков, по моему мнению, целесообразно применение игровых технологий. На уроках русского языка в 5 -6 классах эффективен  такой приём, как моделирование речевых ситуаций общения. Например, при изучении темы «Речевой этикет» дети инсценируют ситуацию благодарности, включающую три основных компонента:
1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит,
 3) услуга.
Интересными и полезными я считаю языковые игры:
«Корректор»при выполнении упражнений по исправлению речевых и грамматических ошибок ученики выступают в роли редактора, корректора.
-   «Вставь слово» Правила игры просты: между двух буквосочетаний надо вставить такое слово (именно слово), чтобы оно вместе с каждым из буквосочетаний образовывало новые слова. Пример: дик (ОБРАЗ) ец.-   Продолжи рассказ  по  его  началуВ этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт.-  Составь текст. Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.-  Распространи  предложение.Детям предлагается нераспространённое придложение, нужно добавить второстепенные члены, чтобы предложение стало распространённым.
-  Найти «третье  лишнее», «четвёртое лишнее» Основами для объединения слов в группы могут стать морфемный состав, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания и прочее. Например:Найдите «третье лишнее».1. Неизменный, утренний, доменный.2. Резонный, сезонный, сенсационный.3. Соловьиный, синий, воробьиный.Это задание требует внимания к морфемному составу. «Лишними» будут слова утренний(суффикс -енн-, в остальных словах -н-) сенсационный (суффикс -онн-, в остальных словах -н-), синий (нет суффикса -ин-, как в других словах ряда).Также использую ролевые игры на уроках литературы. Например: при изучении произведения «Мёртвые души» Н.В.Гоголя детям предлагается выбрать себе роль и записать имя героя на карточке и спрятать. (Роли не должны повторяться)Задавая друг другу вопросы, касающиеся образа жизни, характера героя, внешнего вида ученики определяют, какая у кого роль.
На уроках литературы предлагаю детям написать письмо герою от лица другого героя. Например: Написать письмо Маше Троекуровой от имени Владимира Дубровского.Написать письмо Андрею Болконскому от имени Наташи Ростовой. Написать письмо от имени Ивана Васильевича полковнику или от имени Ивана Васильевича Вареньке в стиле писателя.Применяю приёмы драматизации и словесного рисования. Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги. Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д. Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках. Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.В старших классах считаю целесообразным использовать проблемное и диалоговое обучения, в ходе которых школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используются такие активные формы, как дебаты, метод мозговой атаки, групповая  дискуссия, интеллектуальный поединок, турнир ораторов.  Важное место в работе по формированию речевых умений обучающихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. Начиная  с 5 класса,  учащиеся ставят перед собой коммуникативные задачи, определяют цель высказывания, ищут способы аргументации собственных мыслей.  При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить).  Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству.  
На уроки готовлю тексты разных стилей, типов, жанров. Ученики определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д. Несмотря на то, что текст есть у каждого ученика, такую работу провожу как в индивидуальном, так в групповом режиме, который позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую речь с точки зрения её правильности. Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками.
Эффективны задания на выделение главных мыслей текста. Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа. Например: Найти к предлагаемой пословице предложения, выражающие ее мысль. Выразить содержание текста 1-2 предложениями.Прочитать басню и выразить, какая народная мудрость спряталась в ней?Придумать для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу. Выразить и закончить мысль, которая заключена в тексте. Неиссякаемым источником для речевого развития является язык нашей классики, обогащающий мир чувств, формирующий нравственность. На уроках привлекаются тексты, интересные в познавательном и воспитательном отношении. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Образцовые тексты дают возможность развивать языковое чутьё, воспитывать эстетическое восприятие речи, вызывать желание самому творить. При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание стоит обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно задания 25, где требуется дать развернутый ответ по тексту. Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции. Но формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической (знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом) и языковой (практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм) компетенций, поэтому становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ. Данное задание экзаменационной работы позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и об общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре. Вот почему на уроках развития речи важным этапом должно стать задание по созданию собственного текста. Создавая письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, учащиеся должны чётко продумывать общий замысел, основную мысль высказывания. На практических занятиях учимся составлять деловые бумаги: заявления, доверенности, расписку, автобиографию, резюме. Составляем тезисы и конспекты статей или их фрагментов, готовим развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, дополнительных занятий.Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка также способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию. «Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира», - отмечено в Примерной программе среднего (полного) общего образования. Использование ИКТ на уроках формирует высокий уровень мотивации, интерес к учебной деятельности, способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах. Таким образом, сочетание всех форм и методов работы способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Поэтапное усложнение речевой деятельности, начиная с небольших речевых ситуаций общения и завершая постановкой проблемных вопросов и нахождением путей их разрешения, способствует активизации мыслительной деятельности и стимулирует детей к творческой деятельности, неотъемлемой части движения вперёд и развития творческого потенциала личности, содействуют успешной социализации личности.В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.