Конспект внеклассного мероприятия Литературный час, посвященный 145-летию со дня рождения И. А. Бунина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»




Кафедра развития образования



Итоговая практико-значимая работа по теме:

«Активизация познавательной деятельности обучаемых в процессе подготовки внеклассного мероприятия «Литературный час», посвященного 145-летию И.А.Бунина (1 курс техникума)»










Выполнила:
Акиньшина Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
ГБПОУ МО «Люберецкий техникум»
Научный руководитель: канд.пед.наук, доцент
О.М.Хренова






Москва 2015




Тема внеклассного мероприятия:
«Литературный час», посвященный 145-летию И.А.Бунина».
Цели:
Образовательная
а) углубить знания обучаемых о жизни и творчестве И.А.Бунина;
б) познакомить обучаемых с произведениями И.А.Бунина;
в) отрабатывать выполнение мини-проекта в групповой работе .
Развивающая
а) развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания;
б) развивать умение подбирать и выполнять презентацию.
Воспитательная
а) воспитание любви к родному языку, чтению, эстетического отношения к слову;
б) воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу;
в) способствовать воспитанию уважения к старшему поколению.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска и проектор, раздаточный печатный материал «Жизнь и творчесво И.А.Бунина».
Оформление презентации для проведения мероприятия:
Запись темы («Литературный час», посвященный 145-летию И.А.Бунина») и эпиграфа «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Б.Шоу
на слайде;
Демонстрационный материал мини-проект (презентация) «Жизнь и творчество И.А.Бунина»;
Документальный фильм о И.А.Бунине;
















Структура урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»).
А) Подготовительная работа по выполнению мини-проекта (презентации) на тему: «Жизнь и творчество И.А.Бунина».
- Для начала найти партнеров для подбора материала;
- выяснение мнения своих товарищей по поводу темы;
- создание команды для совместной деятельности (3-4 человека);
- верьте в свои силы и способности, которые преумножаются, когда есть общая цель и желание работать вместе!..;
- выделите проблему и начинайте ее решать в своем проекте.
Б) Подготовительная работа по отбору материала из числа подготовленных документальных фильмов.
- Просмотр материалов, подготовленных обучаемыми, с целью выявления наиболее удачного для демонстрации во время проведения мероприятия;
В) Отбор стихотворений и подготовительная работа для выразительного чтения.
- Обучаемые самостоятельно отбирают и учат стихотворение по выбору;
- отбор наиболее удачных по содержанию стихов и работа над выразительным чтением стихотворения наизусть с использованием партитурных знаков (3-4 стихотворения).
Г) Приветствие обучаемых, проверка готовности к мероприятию. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, студенты. Наше мероприятие мне хотелось бы начать с улыбки на ваших лицах.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь на ваше взаимопонимание, добродушие.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (изученное, новое, обобщение; самостоятельное выполнение учебного действия; фиксирование индивидуальных затруднений: завершение этого этапа – организация выхода в рефлексию).

1) Вступительное слово преподавателя. Мы приступаем с вами к углублению знаний об И.А.Бунине. У каждого из вас имеется раздаточный материал «Жизнь и творчество И.А.Бунина», которым вы можете пользоваться во время «Литературного часа», а потом возьмете его себе для использования во время зачета. В раздаточном материале после просмотра, подготовленной группой обучаемых презентации, вы сделаете пометки:
- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- какой вывод можете сделать.
Раздаточный печатный материал:
1) «Жизнь и творчество И.А.Бунина».
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передавать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живопись, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.
Родился Бунин в Воронеже 10(22) октября 1870 года. Гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода (к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский). Получил домашнее воспитание, потом обучался в елецкой гимназии, непрерывное самообразование. Очень рано стал писать стихи, сначала подражая Лермонтову и Пушкину, испытывал воздействие Полонского, Фета, Тютчева. Иван Алексеевич преклонялся перед талантом Л.Н.Толстого. Постепенно в пейзажной лирике Бунина стал звучать собственный голос. Поэзия становится жизнеутверждающей.
Бунин никогда не брал на себя роль пророка, его произведения проникнуты тревогой за судьбу России.
Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками:
1) ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909 гг..);
2) 1909 г. Избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности;
3) 1911 и 1915 гг. был удостоен Золотых Пушкинских медалей;
4) 1933 г. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию.
Бунин был далек от политики. Октябрьскую революцию 1917 г. он не принял. В 1920 году на пароходе «Ксения» с женой покинул Россию. Период эмиграции (1920 – 1953), длившийся до самой смерти писателя, проходит в Париже. Он скончался 8 ноября 1953 года в Париже. История определила за ним особое, высокое место великого классика русской литературы.

2) Правила написания синквейна:
Синквейн (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] cinquains, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] cinquain)  «пять», означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
1 строка – одно слово: обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое обозначает предмет, о котором пойдет речь. Заголовок, тема синквейна.

2 строка – два слова (чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), они дают описание признаков и свойств выбранного в предмета или объекта.
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта.  
4 строка – фраза из четырёх (иногда пяти) слов, выражающая ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.
5строка–одно слово-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вывод характеризующий суть предмета или объекта, одно слово, существительное.

III. Выявление мест и причин затруднения (коррекция знаний обучаемых).
Задание: Дома в раздаточном материале после просмотра, подготовленной группой обучаемых презентации и документального фильма, вы сделаете пометки:

- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- «было трудно понять», «я понял»;
- какой вывод можете сделать.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (обдумывается проект будущих действий; ставятся цели – устранение затруднений, план достижения цели; выбор способа, средства – процессом руководит учитель организуя подводящий и побуждающий диалог).
Представление плана мероприятия, выбор способов и средств для достижения цели.
План:
Материал «Литературного часа».
1. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина (презентация).
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина.
3. Продолжение вступительного слова преподавателя.
4. Просмотр документального фильма о Бунине.
5. Написание «Синквейна» по темам: «И.А.Бунин», «Поэзия И.А.Бунина».

V. Реализация построенного проекта (УУД фиксируются в уст. и пис. форме как образец, учитель организует рефлексию учащихся).

1) Представление и просмотр презентации, выполненной группой обучаемых, но обработанной конкретным исполнителем (обучаемым).
2) Выразительное чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина:
- Гробовая Валерия (студентка гр. №15) - «Призраки»;
- Терентьева Светлана (студентка гр. №15) – «В дачном кресле, ночью, на балконе»;
- Николаев Владимир (студент гр.№11) – «На пруде»;
- Теплоногов Никита (студент гр.№11) – Помню долгий зимний вечер»;
- Лагунов Артем (студент гр.№11) – «Поэт»;
- Клименков Дмитрий (студент гр.№11) – «Родина».
3) Продолжение вступительного слова преподавателя.
Вступительное слово преподавателя.
Далее вы просмотрите документальный фильм об И.А.Бунине. На раздаточном материале можете делать пометки для использования при написании синквейна.
4) Просмотр документального фильма.
5) Написание синквейна с опорой на раздаточный материал.

VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи (решение типовых заданий, проговаривание алгоритма УУД).
Назвать годы жизни И.А.Бунина;
За что получил Пушкинские премии?
За что он получил Нобелевскую премию?


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –образцу (используется индивидуальная форма работы).
Написание синквейнов.

VIII. Включение в систему знаний и повторения (уточняются существен-
ные особенности нового УУД, его роль и место в системе учебных действий).
Чтение синквейнов.

IX. Рефлексия учебной деятельности как итог ( фиксируются УУД, организуется самооценка собственной учебной деятельности – «сегодня я узнал», «было трудно», «я понял, что », «я научился », «у меня получилось», «я смог»).
- Обучаемые записывают на листы с раздаточным материалом вывод: «сегодня я узнал», «я понял, что »

Домашнее задание:
Читать понравившиеся произведения И.А.Бунина.
«Господин из Сан-Франциско» (читать).





















Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе
1 курс группы № 11, «ПЛА», 15 «Пожарная безопасность».
Тема внеклассного мероприятия: «Литературный час», посвященный 145-летию И.А.Бунина».
Цель мероприятия: расширить, углубить знания об И.А.Бунине; способствовать воспитанию любви к поэзии и к историческому (литературному) прошлому нашей Родины.
ТДП – технология деятельностного подхода.
Обучающий компонент:
учащиеся в конце урока должны:
- Знать сведения из биографии И.А.Бунина, названия произведений;
- Понимать, какую роль играют стихи в жизни каждого человека
- Уметь различать понятия «поэзия», «проза»; толковать понятие «синквейн».
Развивающий компонент :
- Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания.
Воспитывающий компонент:
- Воспитание интереса к предмету, к изучению исторического прошлого страны; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УУД, принципы системно- деятельностного подхода

Мотивация
А) Подготовительная работа по выполнению мини-проекта (презентации) на тему: «Жизнь и творчество И.А.Бунина».

Б) Подготовительная работа по отбору материала из числа подготовленных документальных фильмов.




В) Отбор стихотворений и подготовительная работа для выразительного чтения.


Г) Приветствие обучаемых, проверка готовности к мероприятию.

















- верьте в свои силы и способ-ности, которые преумножают-ся, когда есть общая цель и желание работать вместе!..;
- выделите проблему и начинайте ее решать в своем проекте.
- Просмотр материалов, подготовленных обучаемыми, с целью выявления наиболее удачного для демонстрации во время проведения мероприятия;



- отбор наиболее удачных по содержанию стихов и работа над выразительным чтением стихотворения наизусть с использованием партитурных знаков (3-5 стихотворений).
- Добрый день, студенты. Наше мероприятие мне хотелось бы начать с улыбки на ваших лицах.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь на ваше взаимопонимание, добродушие.







- Для начала найти партнеров для подбора материала;
- выяснение мнения своих товарищей по поводу темы;
- создание команды для совместной деятельности (3-4 человека);
- Показ фильмов и обсуждение; выбор наиболее удачного.






- Обучаемые самостоятельно отбирают и учат стихотворение по выбору;



- Обучаемые настраиваются на рабочую обстановку.



















регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; определение последовательности и плана действий;
познавательные УУД - поиск необходимой информации ( в том числе с помощью компьютера);
коммуникативные УУД - сознательная ориентация на позицию других людей в совместной деятельности; планирование работы в группе, учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные УУД - осознание качества и уровня выполнения задания; волевая саморегуляция;



личностные результаты - готовность и способность к само-развитию и реализации творческо-го потенциала в духовной и пред-метно-практической деятельности.
















Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап.
Вступительное слово преподавателя.
Обеспечить мотивацию учения,
Совместно сформулировать цели урока
Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.




- Мы приступаем с вами к углублению знаний об И.А.Бунине. У каждого из вас имеется раздаточный матери-ал «Жизнь и творчество И.А.Бунина», которым вы можете пользоваться во время «Литературного часа», а потом возьмете его себе для использования во время заче-та.







- Работают над постановкой целей проведения мероприятия.
познавательные УУД – а) общеу-чебные –самостоятельное определение познавательной цели;
выбор наиболее эффективных спо-собов решения учебных задач;
Осознание уверенности, что четко поставленная цель даст возмож-ность эффективно получить знания.

Коррекция знаний учащихся.

Заинтересовать учащихся в выявлении пробелов в знаниях.

В раздаточном материале после просмотра, подготов-ленной группой обучаемых презентации, вы сделаете пометки:
- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- какой вывод можете сделать.
Обучаемые нацеливаются на восприятие информации, готовность к работе коррек-тировке своих знаний)
познавательные УУД - выделение основной и второстепенной информации.


Изучение нового материала
Построение проекта мероприятия

Представление плана мероприятия
План:
1. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина (презентация).
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина.
3. Продолжение вступительного слова преподавателя.
4. Просмотр документального фильма о Бунине.
5. Написание синквейна по темам: «И.А.Бунин», «Поэзия И.А.Бунина».
- выбор способов и средств достижения цели.
Уметь применять ранее полученные знания.


Закрепление знаний и способов действий
Реализация построенного проекта
Обеспечить закрепление знаний и способов действий.





3) Продолжение вступитель-ного слова преподавателя.
Вступительное слово препо-давателя.
Далее вы просмотрите доку-ментальный фильм об И.А.Бунине. На раздаточном материале можете делать пометки для использования при написании синквейна.
4) Просмотр документального фильма
1) Представление и просмотр презентации, выполненной группой обучаемых, но обра-ботанной конкретным испол-нителем (обучаемым).
2) Выразительное чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина:
- Гробовая Валерия (гр. №15) «Призраки»;
- Терентьева Светлана (гр. №15) «В дачном кресле, ночью, на балконе»;
- Николаев Владимир (гр.№11) «На пруде»;
- Теплоногов Никита(гр.№11) Помню долгий зимний вечер»;
- Лагунов Артем (гр.№11) «Поэт»;
- Клименков Дмитрий (гр.№11) «Родина».
5) Написание синквейна с опорой на раздаточный мате-риал.

Развивать умение применять новые знания.
Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение обобщение).
познавательные УУД - б) логичес-кие – анализ объектов для выделе-ния существенных и несуществен-ных признаков; синтез (выделение целого из частей, достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;


Контроль знаний.
Первичное закрепление и проговаривание во внеш-ней речи.
Выявить качество усвое-ния учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.
1.- Назвать годы жизни И.А.Бунина;
- За что получил Пушкинские премии?
- За что он получил Нобелевскую премию?
2.- Оценивание ответов и синквейнов.
- Отвечают на вопросы.
- Чтение синквейнов.



познавательные УУД контроль и оценка результатов деятельности; Обобщить, сделать выводы, самооценка. (решение типовых заданий, проговаривание алгоритма УУД).


Информация о д/з
Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания
1.Читать понравившиеся произведения И.А.Бунина.
2. «Господин из Сан-Франциско» (читать).


Фиксируют на листочках информацию о домашнем задании.
личностные результаты - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора. Мотивация на чтение.

Итоги урока. Рефлексия.
Дать оценку работы и оценить уровень достижений ТДП



Какую цель ставили себя в начале мероприятия? Достигли ли цели?
Что мешало и что помогало достичь цели?
Как оцениваете свою работу ?

Отвечают на вопросы с помощью опорных выражений, которые даны на листах раздаточного материала
(«сегодня я узнал», «было трудно», «я понял, что », «я научился », «у меня получилось», «я смог»), делают вывод.
фиксируются УУД, организуется самооценка собственной учебной деятельности
регулятивные УУД - осознание качества и уровня выполнения задания;
познавательные УУД рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные УУД личностная и познавательная рефлексия;






Заголовок 4 Заголовок 715