Конкурсная работа к 145-летию со дня рождения И.А. Бунина


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1
Подгоренского района Воронежской области
Конкурсная работа
в номинации
«Любовь в жизни и творчестве И.А. Бунина»
(к 145-летию со дня рождения Ивана Бунина)
Выполнила: Токарева Анастасия, ученица 9 «А» класса Руководитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна
пгт Подгоренский
2015 год
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Многие произведения его посвящены любви. Описать любовь с такой красотой и точностью, как делал это великий Иван Бунин, дано не каждому писателю. Это сильное, страстное и трагическое чувство было известно ему не понаслышке... Чтобы создавать подлинные шедевры, повествующие об этом глубоком и прекрасном чувстве, писателю нужно было вдохновение, которое он, безусловно, черпал в отношениях с женщинами.
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. Систематического образования будущий писатель не получил. Старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс.
Писать Бунин начал рано. Писал очерки, зарисовки, стихи. В мае 1887 года журнал «Родина» напечатал стихотворение «Нищий» шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Особенно отличили Бунина его рассказы, темой которых стала любовь.
Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».
Четыре женщины было в жизни великого русского писателя, все они оставили в его душе огромный след, они терзали его сердце, вдохновляли, пробуждали талант и желание творить.
Варвара Пащенко - первая и страстная любовь Бунина. Эта любовь захватила его целиком в далеком 1899 году. Как же он любил ее, свою Варюшечку, Вареньку, Варварочку! Как восторженно и страстно писал ей, как мучительно переживал разрывы, метался и страдал, когда расставались. Каждый раз казалось - навсегда... А длилось это «сумасшествие» - его первая большая любовь, «главная в жизни», как писал в одном из поздних писем Бунин, - больше пяти лет. Пять лет надежд, страданий, встреч и расставаний, пять лет, которые водили его пером не однажды. Но заканчиваются их отношения тем, что Варвара ушла от Бунина к богатому помещику.

А в Одессе его настигла новая любовь... Анна Цакни.

Писатель страстно полюбил эту своенравную и прекрасную женщину, но Анна никогда не отвечала ему столь же глубоким чувством. Семейная жизнь не заладилась сразу же. В августе 1900-го Аня родила сына. Но Коленька не прожил и пяти лет, скончавшись в январе 1905 года. Горе Бунина было безмерно, он не расставался с фотографией ребенка во всех своих странствованиях. Анна после смерти сына замкнулась, ушла в себя, не хотела жить. Через годы пришла в себя, но замуж второй раз не вышла. Но все это время не хотела давать ему развод. Даже тогда, когда он связал свою жизнь с Верой Николаевной Муромцевой…

Ему исполнилось 36 лет, когда они познакомились. Он был уже известный писатель, за сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» получил свою первую Пушкинскую премию. Его имя ставили рядом с Чеховым, Горьким.
Официально жениться он не мог, брак с Анной не был расторгнут. В 1922-м, когда Анна наконец-то дала ему развод, они обвенчались. Впервые за долгое время писатель чувствовал себя по-настоящему счастливым.
Более четверти века Вера была ему хорошей женой, терпела его тяжелый характер, мирилась с его деспотической натурой, легко переносила его раздражительность. Она не мешала ему ни в чем и даже смирилась с его последней любовью… Галиной Кузнецовой.

И он, и она были несвободны, он женат на Вере Муромцевой, она была замужем за бывшим офицером Белой армии Петровым. Она, недолго раздумывая, ушла от мужа, и он оказался перед мучительным выбором между ней и Верой. В свои 56 лет он боялся перечеркнуть прошлую жизнь, начинать сначала, вновь устраивать эмигрантский быт. Но самое главное, он психологически не мог порвать с Верой. Она всегда была образцово-покорной женой, всегда жила его интересами, литературными делами. Терпела его колючий, неуживчивый характер. Была преданна, верна и послушна.
Вера узнала о романе, о котором уже давно говорил весь русский Париж. Она не скрывала своего горя и не знала, что ей делать. Но он сумел убедить ее, что между ним и Галиной ничего серьезного нет, что это всего лишь отношения учителя и ученицы. Галина пишет стихи, рассказы, она талантлива, даровита, но ей не хватает опыта, умения и знаний, и он должен, обязан ей помочь. Вера Николаевна Муромцева решается на страшный подвиг во имя любви к мужу — она позволяет Галине поселиться на их вилле под видом «литературной ученицы». В таком двусмысленном положении Кузнецова прожила с Буниными десять лет.
В эмигрантских кругах смачно обсуждали престарелого ловеласа Бунина, аморальную разлучницу Кузнецову и безвольную Муромцеву, допустившую в своем доме такой разврат.
Все кончилось внезапно и неожиданно. После того как в дом зачастила оперная певица Марга Степун, все рассыпалось в пух и прах: Галина не на шутку увлеклась Маргой и «улетела» из их дома. Позже Бунин с нескрываемой горечью скажет Борису Зайцеву: «Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба...»
Преданная и любящая жена простила писателю все страдания, через которые ей пришлось пройти. Во все даже самые трудные минуты она поддерживала Бунина, окружив его заботой, теплом и пониманием. Вопреки всем трудностям, измене, недопониманию, бедности, болезням и прочим проблемам, эта любящая женщина простила Бунину все и стала единственной счастливой историей любви в его жизни.
С любовью у Бунина всегда было и сложно, и мрачно, и безнадежно.
Однажды в разговоре с Кузнецовой на этот счет Бунин заметил: есть несколько вещей, с которыми ничего нельзя поделать: смерть, болезнь, любовь... Все в одном ряду. От любовных напастей, к счастью, имеется одно надежное лекарство - его величество Время.
Все эти истории позволяют мне сделать такой вывод, что Иван Алексеевич был поистине неординарным и страстным человеком, знавшим толк в женской красоте, умевшим быть любимым женщинами до последних дней своей жизни.
Многие произведения И. А. Бунина посвящены теме любви, в частности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный вершиной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочтения этих его произведений - грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кончают жизнь самоубийством - они все несчастливы. Почему так происходит? Любовь показана писателем как могучая грозная сила, способная перевернуть жизнь человека. Вообще, я считаю, что любовь каждый человек чувствует и воспринимает по-своему. Сложно передать ощущения, испытанные после прочтения рассказов Бунина.
Основной темой цикла становится, как я уже сказала выше, тема любви, но это не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Писатель часто прибегает к таким средствам выразительности, как антитеза и оксюморон, чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя.
Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затевая, как ему казалось, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но, расставшись с нею, он неожиданно осознает, что не может забыть ее, увидеть героиню вновь для него «необходимее жизни». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Он во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его духовно.
Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет письма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего извести о Катиной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с наслаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую сердце.
В жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Мещерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья.
Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич, герой рассказа «Темные аллеи», - и сам не видит счастья в дальнейшей своей судьбе.
На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь - это просто существование, бытовая проза, а в душе - только тот холодный прощальный ветер и стихи, которые ей читал любимый.
Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Она таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Таинственной стихией любви была окутана жизнь самого Бунина, стихия любви окружает и героев его произведений.
Проанализировав ряд литературных шедевров писателя, я поняла, что любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Его герои любят возвышенно, чисто, но очень коротко. Но над над этим прекрасным чувством висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Я пришла к выводу, что любовь – это, действительно, вечная загадка. Бунин описывал трагичность человеческой жизни и сам закончил ее трагедией, в которой переплелись любовь и ненависть, победы и поражения, взлеты и падения, и еще – любимые женщины, которым писатель посвятил и свои рассказы, и свою жизнь – жизнь гения.
Одно несомненно: бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, бурные любовные истории самого автора, его отношения с женщинами, дарившими ему и восторг, и беды, и разочарования, и безмерную любовь, не оставили меня равнодушной.
Я прикоснулась к великой тайне любви известного писателя и его героев, провела параллель между героями Бунина и самим автором. С уверенностью могу сказать, что в изображении И. А. Бунина любовь - это такой взлет души, который дан не каждому, но о котором каждый, кто это испытал, никогда не забудет.