Литературная гостиная, посвященная образу весны в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета


Литературная гостиная, посвященная образу весны в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Цель: познакомить пятиклассников с образом весны в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов; развивать навыки устной речи, выразительного чтения; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Оборудование: презентация, видеоряд «Весна», репродукции картин, посвященные весне.
Ход мероприятия.
Звучит музыкальная композиция «Времена года» П.И. Чайковского.
Слово учителя:
Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы совершим путешествие в мир музыки, поэзии и живописи, воспевающие прекрасное время года – весну!
Учитель читает стихотворение А. Фета «Пришла, - и тает все вокруг»
Пришла, — и тает все вокруг,
Все жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом,
Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, — миновало.
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о весне. И тема сегодняшнего мероприятия «Образ весны в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Давайте на секундочку закроем глаза и попробуйте одним словом выразить, какие чувства, настроения вызывает у вас это время года?
Весна – пора долгожданная для каждого человека. Она летит к нам на крыльях жаворонков, журавлей, скворцов, ласточек. Опускается на землю густыми туманами, редкими дождями, обдувает землю тёплыми ветрами, и, конечно, бойко капающей капелью.
Но прежде чем перейти к образу весны в творчестве Федора Ивановича Тютчева, мы рассмотрим биографические сведения о поэте.
Выступление учащихся.
1-й ученик: Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г., в селе Овстуг Брянского уезда. Федор был средним ребенком, кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его называли.Больше всех Феденьку опекала мама, Екатерина Львовна. Она увидела в своем сыне все те черты, которыми обладала сама: лиричность, развитое воображение, тонкий внутренний облик. Феденька рос среди покоя, окруженный заботами матери и «дядьки» Николая Афанасьевича Хлопова — вольноотпущенного крепостного.
2-й ученик: В декабре 1810 года Тютчевы покупают в Москве, в Армянском переулке, красивый просторный особняк. Именно сюда Тютчевы стали переезжать на время зимних холодов. Семилетнему Феденьке очень нравилась его небольшая светлая комнатка, и он с утра до вечера читал стихи Жуковского, Дмитриева и Державина.
Вплоть до 1812 года в Москве часто устраивались шикарные балы. Как-то маленькие братья Николай и Федор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей. Федор подошел к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин, племянник поэта Василия Львовича. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, впрочем, оба быстро забыли и никогда не вспоминали.
1-й ученик: Мальчик получил прекрасное домашнее образование, которым руководил известный поэт и переводчик Сергей Раич, который познакомил будущего поэта с лучшими мировыми произведениями, привил любовь к наукам и языкам.
А в возрасте десяти лет Тютчев написал свое первое стихотворение — в честь дня рождения отца.А уже в 14-летнем возрасте стал сотрудником «Общества любителей российской словесности».
2-й ученик: Николай Некрасов пишет: «Главное достоинство стихотворений Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее».
Чтение стихотворения «Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
1-й ученик: Наступила весна. Поэт любуется красотой окружающего мира. Чувствует, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна.
Звучит романс «Весенние воды» в исполнении Сергея Васильевича Рахманинова.
2-й ученик: Начинает просыпаться природа. Из-под земли выглядывают первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопаются, и появляются изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета.
Чтение стихотворения «Первый лист».
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной...
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
1-й ученик: С большой любовью Федор Тютчев рисует картину первой весенней грозы. Природа уже пробудилась от зимнего сна, но еще не до конца сбросила с себя оковы холода и неподвижности. Еще не было грозы, не было этого веселого буйства природы. Но вот все окончательно возрождается к жизни, и начинается майская гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Учитель: Ф.И. Тютчев горячо любил русскую природу. Именно ей он посвятил свои лучшие поэтические творения. Природа обычно вызывает у поэта размышления, она для него одушевленное, «разумное» существо, как и человек. С особой нежностью, теплотой он описывает приход весны.Образ весны поражает своей яркостью и остротой восприятия, необычной музыкальностью. Поэтому, наверное, многие из этих стихов положены на музыку.
Слово учителя. Внимание на портрет!
С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек.
Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.
Выступление учащихся:
1-й ученик: Афанасий Афанасьевич Фет родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье русского дворянина – отставного военного, участника войны 1812 года Афанасия Неофитовича Шеншина. Мальчик из-за путаницы в документах получил фамилию своей матери Шарлотты, которая родилась в Германии. Позже он возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя Фет осталось навсегда.
2-й ученик: Ребёнком поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Прасковья, а когда подрос, попал под опеку первого «учителя» русской грамоты – домашнего повара Афанасия. С самых ранних лет он был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма «Кавказкий пленник». «О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта», - вспоминал Фет.
1-й ученик: Образование А.Фет получил сперва в немецком пансионе в городе Верро (Эстония). В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену; через три года он поступил в Московский университет. Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. А.Фет сам стал писать стихи. Он решил показать Н. В. Гоголю. Гоголь нашёл у юного поэта «несомненное дарование», и в 1840 году вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.
2-й ученик: После окончания университета, в 1845 году, Фет поступил на военную службу, которая проходила в Украине – в Херсонской губернии. А после выхода в отставку он почти двадцать лет посвятил сельскому хозяйству, превратил свой хутор Степановку в образцовую усадьбу, в которой бывали в гостях И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.П. Боткин.
1-й ученик: А.А. Фет влюблен в природу родного края. Каждый год с особым волнением он ожидает весну, грезит о ней, словно о чуде. Ведь весна – создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое.
Чтение стихотворения «Еще весны душистой нега»
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
2-й ученик: Это прекрасно наблюдать первые вздохи земли, после долгих месяцев сна. Наступает весна, которая всегда сопровождается пением птиц и оживлением всего вокруг. Чувства, которые возникают в каждом человеке невозможно описать словами. Все внутри оживляется, трепещет, содрогается от удовольствия, пробуждения, счастья и какой-то свежести. Три месяца суровой русской зимы, которая заставляет всех погрузиться в свой таинственный сон, сменяется весенним пробуждением. Именно в эти дни мы вновь чувствуем себя детьми, вспоминаем свое детство, вспоминаем свои первые ландыши и их свежий аромат…
Чтения стихотворения «О первый ландыш!»
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1-й ученик: Стихотворения А. А. Фета показывают прекрасный и чистый мир природы, ее безыскусную красоту и свежесть. Стихотворения, посвященные природе отличаются необычайной наблюдательностью, с которым автор описывает пейзажи. Описания природы разнообразны, неодинаковы; они открывают разные ее стороны, неуловимые оттенки, движения души поэта, переданные словами. Особенно часто в своих произведениях на тему природы Фет рисует картину времени года весны и времени суток утра как время пробуждения после долгого сна. Утро и весна - словно глоток свежего воздуха, словно рождение новой жизни!
Чтение стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
2-й ученик: Представьте Фет стоит у окна, распахнутого в сад. Как тонко он чувствует постепенное приближение дождя! Зрение и слух у поэта обострены. Даже запах деревьев перед дождём он подмечает.
Звучит стихотворение «Весенний дождь».
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
1-й ученик: В каждом слове слышится пение птиц, шум ручья. Каждая строчка наполнена ярким солнечным светом, запахом трав и цветов. Простое волшебство, с которым автор открывает перед нами завесу серых будней и показывает чудесную картину природы, заставляет изумляться тому, какое удивительное воздействие оказывают эти строки.
Звучит романс «Я пришел к тебе с приветом…»
Учитель: Весна для поэта всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывает А.А. Фет в своих стихотворениях.
Учитель предлагает ребятам назвать, что общего в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Учащиеся читают собственные стихотворения, посвященные весне.
Заключительное слово учителя.